Художники призывают отменить биеннале современного искусства в Петербурге из-за российской агрессии
Военные действия в случае вторжения в Крым могут обойтись России в 3% ВВП. Репутационные потери измерению не поддаются, равно как и невозможно подсчитать ущерб от разрыва культурных связей.
Новый Рижский театр отменил все российские гастроли и отказался от участия в театральных фестивалях в Петербурге и Омске. Художественный руководитель театра Алвис Херманис отказался от участия в постановке Большого театра. Польский театральный режиссер Кристиан Люпа отказался от творческого визита в Россию в знак протеста против российской военной интервенции.
"А вот плоды вторжения в Крым, которые лично я пожала. Синематека Онтарио, которая планировала большую российскую программу, пока отказалась от своих планов. Дни фестиваля "Флаэртиана" в Праге тоже отменены по той же причине, – пишет в фейсбуке программный директор "АртДокФеста" Виктория Белопольская.
Под угрозой и проведение биеннале современного искусства "Манифеста-10" в Санкт-Петербурге. По инициативе художников из Амстердама и Дюссельдорфа начался сбор подписей под обращением с призывом не проводить "Манифесту" до тех пор, пока российские войска не будут выведены из Украины. "Мы считаем, что участие в культурных мероприятиях в России в это время означает легитимацию и согласие с российской агрессией против демократического государства Украины", – пишут авторы обращения. Среди его адресатов – Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа, где должна пройти биеннале. Правительство Петербурга выделило на ее проведение более 142 миллионов рублей.
Еще одно обращение опубликовал художник, поэт и кинорежиссер Юрий Лейдерман, уроженец Украины и участник "Манифесты-1" в Роттердаме. "Моя родина оказалась объектом наглой, циничной военной агрессии со стороны путинского режима России. Безусловно Санкт-Петербург − прекраснейший город, а Эрмитаж − один из лучших музеев мира. Однако решение проводить "Манифесту-10" (2014) в стране, где попирается свобода художественного жеста, в стране, возведшей имперский шовинизм и мракобесие в ранг государственной идеологии, было изначально ошибочным", – пишет Юрий Лейдерман.
"Я гражданка России, поэтому мне особенно стыдно за то, что происходит сегодня. Я только надеюсь на то, что слово "русские" не сведется для вас навсегда к этой ужасной странице истории, позорное имя которой на самом деле – Путин", – обращается к украинским коллегам искусствовед и куратор Екатерина Деготь.
Киевский арт-критик и куратор Константин Дорошенко рассказал Радио Свобода о судьбе "Манифесты".
– "Манифеста" – это европейская биеннале, которая была придумана европейским сообществом, и это биеннале путешествующая, она проходит в разных городах Европы. Одна из ее идей – демонстрация мультикультурности Европы и концентрация на внутриевропейских вопросах, в том числе социально-политических. Как правило, биеннале "Манифеста" проходит на территориях небесспорных, где существует линия конфликта. Но построена она не вокруг конфликтов, а вокруг возможности примирения и взаимопонимания между их участниками.
– "Манифесту-10" в Петербурге несчастья преследуют давно. Уже требовали ее отменить в связи с так называемым "законом Мизулиной" и вообще с нарушением прав ЛГБТ-сообщества в России. Это было летом, а потом как-то волна протестов сошла на нет...
– Нельзя сказать, что волна сошла на нет. Были долгие переговоры с куратором нынешней "Манифесты" в Санкт-Петербурге, потому что возникали проблемы в российском законодательстве. Современное искусство – территория свободного высказывания, достаточно жесткого, контраверсионного. В стране, где существуют ограничительные законы, в том числе относительно пропаганды гомосексуализма или чувств верующих, так или иначе возникают сомнения в том, что выставка пройдет без цензуры. Поэтому господин Каспер Кениг не сразу согласился на почетное предложение быть куратором "Манифесты" в Санкт-Петербурге. Здесь вопросов было много, и они остаются. До сих пор неясно, насколько свободными будут участники проекта в своих высказываниях.
– Теперь возникло новое препятствие – российская агрессия против Украины…
– Инициаторами новой петиции выступили художники из Амстердама и Дюссельдорфа, которые предлагают воздержаться от проведения "Манифесты" в Санкт-Петербурге, пока не будут выведены российские войска из Украины. Здесь вопрос не только в солидарности европейского культурного сообщества с Украиной в сложной для нее ситуации. Здесь вопрос в самой позиции "Манифесты". Потому что это не просто большая, престижная биеннале современного искусства, не просто красивая, яркая выставка, но она основана на идее диалога, и в данном случае призыв к Кенигу заключается в том, чтобы он не испортил репутацию "Манифесты", чтобы он не был вынужден предстать перед мировым сообществом вместе с "Манифестой" как реакционный куратор реакционного события, которое легитимирует агрессивные действия одной страны против другой. Тут вопрос не только в Украине, тут вопрос вообще в идеологии "Манифесты". Ведь биеннале современного искусства есть и на Кубе, и наверняка там представляются интересные с точки зрения искусства вещи. Но в цивилизованном мире не принято участвовать в биеннале на Кубе. И очень не хотелось бы, чтобы в данной ситуации художественное сообщество оказалось заложником политиков, заложником межгосударственного противостояния, достаточно жесткого, как мы можем видеть по тем вещам, которые озвучил президент Российской Федерации. Достаточно жесткого и достаточно политически циничного. Это, наверное, оправдано с точки зрения большой политики, и у каждого государства есть свои интересы. Но культурная политика, мировой культурный диалог не может легитимировать эти политические интересы представителей власти. Они переосмысливают и критикуют то, что навязывают нам власть и политика. Мои коллеги из Европы обеспокоены тем, чтобы "Манифеста" не превратилась, как Олимпиада в Сочи, в зрелище, укрепляющее существующий нынче в России режим.
– Эта петиция – чисто символический жест, или действительно есть серьезный шанс, что "Манифесту" успеют перенести в другой город?
– Безусловно, тут многое зависит от позиции самого куратора Кенига. На "Манифесту" уже потрачено изрядное количество денег, но финансирует ее не только Санкт-Петербург, но и Европейский союз, голландское Министерство культуры, различные международные фонды. Несколько лет назад надеяться на то, что такое мероприятие будет сорвано, было невозможно, но события развиваются быстро и неожиданно, и теперь можно представить что угодно. Я совершенно не желал бы срыва "Манифесты" в Петербурге, собирался сам приехать и посмотреть, потому что это действительно могло получиться очень интересно, но тут серьезный вопрос этический. Это вызов ко всему культурному сообществу Европы и мира. И для меня показательно, что петицию подписала Марта Кузьма, сокуратор "Манифесты-5", которая проходила в Сан-Себастьяне, как раз с комментарием о том, что "Манифеста" – это территория диалога, а не агрессивной риторики, в которую она может быть превращена в данной международной ситуации. Властям сверхдержав стоит задуматься о том, что мир быстро меняется, и искусство не всегда настроено просто обслуживать интересы власти и устраивать красиво, что территория искусства – это территория серьезного критического осмысления действительности, а не просто украшательство красивых городов, и не только повод для привлечения туристов. Если быть реалистами, наверное, стоит признать, что, скорее всего, "Манифеста" перенесена или сорвана не будет. Но существует такая практика – отложить биеннале. Помните историю Венецианской биеннале – во время войн в Венеции биеннале не проводилась. И если на сегодняшний день между Украиной и Россией ситуация на грани войны, что совершенно четко дал понять президент Путин, вполне возможно, что мудрым решением было бы просто сейчас заморозить работу по биеннале "Манифеста" и подождать, когда ситуация станет более стабильной и менее скандальной.
Новый Рижский театр отменил все российские гастроли и отказался от участия в театральных фестивалях в Петербурге и Омске. Художественный руководитель театра Алвис Херманис отказался от участия в постановке Большого театра. Польский театральный режиссер Кристиан Люпа отказался от творческого визита в Россию в знак протеста против российской военной интервенции.
"А вот плоды вторжения в Крым, которые лично я пожала. Синематека Онтарио, которая планировала большую российскую программу, пока отказалась от своих планов. Дни фестиваля "Флаэртиана" в Праге тоже отменены по той же причине, – пишет в фейсбуке программный директор "АртДокФеста" Виктория Белопольская.
Под угрозой и проведение биеннале современного искусства "Манифеста-10" в Санкт-Петербурге. По инициативе художников из Амстердама и Дюссельдорфа начался сбор подписей под обращением с призывом не проводить "Манифесту" до тех пор, пока российские войска не будут выведены из Украины. "Мы считаем, что участие в культурных мероприятиях в России в это время означает легитимацию и согласие с российской агрессией против демократического государства Украины", – пишут авторы обращения. Среди его адресатов – Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа, где должна пройти биеннале. Правительство Петербурга выделило на ее проведение более 142 миллионов рублей.
Еще одно обращение опубликовал художник, поэт и кинорежиссер Юрий Лейдерман, уроженец Украины и участник "Манифесты-1" в Роттердаме. "Моя родина оказалась объектом наглой, циничной военной агрессии со стороны путинского режима России. Безусловно Санкт-Петербург − прекраснейший город, а Эрмитаж − один из лучших музеев мира. Однако решение проводить "Манифесту-10" (2014) в стране, где попирается свобода художественного жеста, в стране, возведшей имперский шовинизм и мракобесие в ранг государственной идеологии, было изначально ошибочным", – пишет Юрий Лейдерман.
"Я гражданка России, поэтому мне особенно стыдно за то, что происходит сегодня. Я только надеюсь на то, что слово "русские" не сведется для вас навсегда к этой ужасной странице истории, позорное имя которой на самом деле – Путин", – обращается к украинским коллегам искусствовед и куратор Екатерина Деготь.
Киевский арт-критик и куратор Константин Дорошенко рассказал Радио Свобода о судьбе "Манифесты".
– "Манифеста" – это европейская биеннале, которая была придумана европейским сообществом, и это биеннале путешествующая, она проходит в разных городах Европы. Одна из ее идей – демонстрация мультикультурности Европы и концентрация на внутриевропейских вопросах, в том числе социально-политических. Как правило, биеннале "Манифеста" проходит на территориях небесспорных, где существует линия конфликта. Но построена она не вокруг конфликтов, а вокруг возможности примирения и взаимопонимания между их участниками.
– "Манифесту-10" в Петербурге несчастья преследуют давно. Уже требовали ее отменить в связи с так называемым "законом Мизулиной" и вообще с нарушением прав ЛГБТ-сообщества в России. Это было летом, а потом как-то волна протестов сошла на нет...
– Нельзя сказать, что волна сошла на нет. Были долгие переговоры с куратором нынешней "Манифесты" в Санкт-Петербурге, потому что возникали проблемы в российском законодательстве. Современное искусство – территория свободного высказывания, достаточно жесткого, контраверсионного. В стране, где существуют ограничительные законы, в том числе относительно пропаганды гомосексуализма или чувств верующих, так или иначе возникают сомнения в том, что выставка пройдет без цензуры. Поэтому господин Каспер Кениг не сразу согласился на почетное предложение быть куратором "Манифесты" в Санкт-Петербурге. Здесь вопросов было много, и они остаются. До сих пор неясно, насколько свободными будут участники проекта в своих высказываниях.
– Теперь возникло новое препятствие – российская агрессия против Украины…
Мои коллеги из Европы обеспокоены тем, чтобы "Манифеста" не превратилась, как Олимпиада в Сочи, в зрелище, укрепляющее существующий нынче в России режим
– Эта петиция – чисто символический жест, или действительно есть серьезный шанс, что "Манифесту" успеют перенести в другой город?
– Безусловно, тут многое зависит от позиции самого куратора Кенига. На "Манифесту" уже потрачено изрядное количество денег, но финансирует ее не только Санкт-Петербург, но и Европейский союз, голландское Министерство культуры, различные международные фонды. Несколько лет назад надеяться на то, что такое мероприятие будет сорвано, было невозможно, но события развиваются быстро и неожиданно, и теперь можно представить что угодно. Я совершенно не желал бы срыва "Манифесты" в Петербурге, собирался сам приехать и посмотреть, потому что это действительно могло получиться очень интересно, но тут серьезный вопрос этический. Это вызов ко всему культурному сообществу Европы и мира. И для меня показательно, что петицию подписала Марта Кузьма, сокуратор "Манифесты-5", которая проходила в Сан-Себастьяне, как раз с комментарием о том, что "Манифеста" – это территория диалога, а не агрессивной риторики, в которую она может быть превращена в данной международной ситуации. Властям сверхдержав стоит задуматься о том, что мир быстро меняется, и искусство не всегда настроено просто обслуживать интересы власти и устраивать красиво, что территория искусства – это территория серьезного критического осмысления действительности, а не просто украшательство красивых городов, и не только повод для привлечения туристов. Если быть реалистами, наверное, стоит признать, что, скорее всего, "Манифеста" перенесена или сорвана не будет. Но существует такая практика – отложить биеннале. Помните историю Венецианской биеннале – во время войн в Венеции биеннале не проводилась. И если на сегодняшний день между Украиной и Россией ситуация на грани войны, что совершенно четко дал понять президент Путин, вполне возможно, что мудрым решением было бы просто сейчас заморозить работу по биеннале "Манифеста" и подождать, когда ситуация станет более стабильной и менее скандальной.