Армия Украины не способна отразить возможное вторжение российских войск, США и НАТО в их конфликт вряд ли вмешаются
В Киеве заявляют, что Украина не будет применять силу для восстановления контроля над Крымом, фактически оккупированным российскими войсками. Насколько сегодня боеспособна украинская армия и может ли Украина рассчитывать на иностранную военную помощь?
Если в начале 1990-х годов Вооруженные силы Украины насчитывали почти 800 тысяч военнослужащих, то к концу прошлого года, по официальным данным, их уже было не более 120 тысяч. За четыре года президентства Виктора Януковича на Украине власти целенаправленно уничтожали собственную армию, сокращали расходы на ее содержание, распродавали военную технику, отмечает генерал-майор, президент Атлантического совета Украины Вадим Гречанинов:
"Когда в 2013 году у нас говорили о военной реформе, переходе на профессиональную контрактную армию, меня спрашивали, как происходит этот процесс. Я отвечал: давайте подождем наступления 2014 года. И вот мы со слезами на глазах дождались, что военный бюджет в нынешнем году был сокращен с 24 до 15 миллиардов гривен (это примерно 1,6 миллиарда долларов. – РС). Конечно же, при Януковиче с подачи Москвы осуществлялась политика уничтожения армии. Что происходит сегодня? Наших военных в Крыму загнали в тупик", – уверен Гречанинов.
После фактической оккупации российскими войсками Крыма Вооруженные силы страны были приведены в состояние повышенной боевой готовности, а власти объявили частичную мобилизацию. По информации секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрея Парубия, в пункты мобилизации обратились уже более 40 тысяч добровольцев. Из них в армию могут быть призваны пока только 20 тысяч. Ключевые армейские подразделения сейчас занимают позиции на восточном и северном участках границы с Российской Федераций.
Выступая накануне в Верховной Раде, исполняющий обязанности президента страны Александр Турчинов заявил, что военную силу для восстановления контроля над Крымом Украина применять не будет. Конфликтолог, профессор Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Григорий Перепелица говорит, что наступление на Крым с целью его освобождения от российских войск не является сегодня целесообразным по двум причинам.
"Во-первых, в этом случае будут большие жертвы среди мирного населения. Именно поэтому заблокированные в своих воинских частях украинские военные не применяют оружие. Судя по тому, как в свое время развивались события, в частности в Приднестровье и Абхазии, мы знаем, что, когда начинаются боевые действия, то это уже необратимый процесс. Во-вторых, российские войска имеют значительное превосходство и на суше, и в воздухе. На полуострове сейчас не менее 30 тысяч российских и еще 220 тысяч войск РФ сосредоточены на границе с Украиной. В то же время все подразделения сухопутных войск Вооруженных сил Украины составляют только около 40 тысяч, и большая часть из них не подготовлены к военным действиям. Можно говорить о боеготовности лишь некоторых частей".
Как заявил в Верховной Раде министр обороны Украины адмирал Игорь Тенюх, "де-юре открытой агрессии России в отношении Украины нет, поскольку по-прежнему российское руководство не признает присутствия своих войск в Крыму". Григорий Перепелица расценивает это заявление министра обороны как заведомую провокацию.
"Как минимум, Игорь Тенюх после этих слов должен был снять свои адмиральские погоны. Можно констатировать, что не только армия, но и ее руководство не готово к защите страны. Сегодня свои предложения формулируют эксперты, создан общественный сектор защиты страны. Желательный вариант обороны – это создание оборонительных рубежей на отдельных направлениях. Нельзя допустить проникновения российских войск из Крыма на континентальную часть Украины. А у российского руководства есть планы оккупировать половину Украины, ее восточную и южную части, отрезать Украину от Черного и Азовского морей и затем выйти на Приднестровье, которое Кремль также хотел бы присоединить к России. Такой план очевиден, и это видно по тем группировкам российских войск, которые сконцентрированы на восточном и юго-западном направлении".
Верховная Рада Украины 11 марта обратилась за политической и военной поддержкой к США и Великобритании, которые вместе с Россией в 1994 году подписали меморандум в Будапеште, выступив гарантами целостности и независимости Украины в обмен на ее отказ от ядерного оружия.
"Конечно же, страны НАТО не начнут конфликт с Россией из-за Украины. Надежда на Будапештский меморандум достаточно идеалистичная, хотя новые украинские власти настойчиво требуют от Запада выполнить данные почти двадцать лет назад гарантии. В новой украинской доктрине подчеркивается, что отражение агрессии Украина будет осуществлять, используя исключительно дипломатические средства. Сейчас мы видим, как Украина при помощи дипломатии отражает агрессию. Ни одна из стран гарантов – ни США, ни Великобритания, ни другие ядерные государства – не вступят в войну с ядерным государством Россия. Чем больше будут надеяться на военную помощь новые украинские власти, тем большие последствия будут ожидать Украину. Наш статус внеблокового государства, на который Украина согласилась под давлением России, фактически лишает нас иностранной военной помощи. И это было сделано для того, чтобы не допустить вступления Украины в НАТО, поскольку только членство Украины в Североатлантическом союзе гарантировало бы нашей стране ее целостность и независимость", – заявил конфликтолог Григорий Перепелица.
* * *
Нет никаких сомнений в том, что на территории Украины Россией проводится военная операция, считает военный аналитик, заместитель главного редактора интернет-издания "Ежедневный журнал" Александр Гольц. При этом он считает, что иностранное участие в российско-украинском конфликте будет сведено к противостоянию дипломатов: ни Европа, ни Соединенные Штаты Америки воевать сегодня не готовы – несмотря на присутствие группировки ВМС США в Средиземном море:
"В такой ситуации вход американских кораблей в Черное море будет носить провокационный характер. Никто в этом не заинтересован. Все, кто распространяет эту информацию, скорее, выдают желаемое за действительное. Даже в советское время у Черноморского флота была одна стратегическая задача: в случае большой войны не позволить или как минимум задержать пуски ракет по территории Советского Союза с американских атомных подводных лодок. Как раз тогда, как рассказывают, обсуждалось, сколько времени сможет продержаться Черноморский флот против 6-го флота США. Назывался оптимистический прогноз – около 20 минут. Подчеркиваю, мы обсуждаем исключительно теоретический сценарий. С тех пор американский флот несколько поднялся, а российский сильно деградировал".
Александр Гольц уверен, что операция в Крыму готовилась задолго до введения на его территорию первых воинских подразделений:
"Военная операция разворачивается по заранее утвержденному сценарию. И даже если жизнь вносит какие-то коррективы, в других частях она продолжается. Очевидно, те, кто задумывал эту операцию, не предполагали, что она пройдет настолько бескровно. Кто-то, может быть, думает повторить эту удачную крымскую операцию и в других украинских областях. И тогда, возможно, потребуются и войсковая операция и, увы, госпитали. Российские телевизионные каналы занимаются не информированием, а совершенно разнузданной пропагандой, которая годится только для военного времени. На войне – на квазивойне, которую мы сейчас видим, все врут безбожно. Я думаю, что когда принималось решение о проведении этой операции, Путин учел риски и посчитал их незначительными".
Военный аналитик Александр Гольц, тем не менее, не берется предсказывать исход российско-украинского противостояния. В данной ситуации ясно только одно: все еще называющий себя президентом Янукович больше не способен принимать решения, развитие событий будет зависеть тех, кто ведет эту игру:
"Мы не знаем, будет или нет опыт Крыма распространен на другие области. Если да, то перед военным командованием встанут задачи более серьезные, чем те, что они решали в Крыму. Во-первых, потому что Крым легко отрезать от Украины и не допустить прибытия каких-то враждебных сил. Если подобный захват произойдет в восточных областях Украины, где никак не проконтролируешь границу, тогда возможны эксцессы. Нужно куда большее количество войск, чтобы блокировать все объекты, могущие представлять угрозу. Это, кстати, и атомные электростанции. Это большая ответственность, и это уже будет настоящая войсковая операция. И здесь возникает вопрос, достаточно ли у России сил для ее проведения. Понятно, что наилучший сценарий – это некий статус-кво, проведение, пусть под дулами автоматов, референдума в Крыму, длительные переговоры правительства Крыма с киевским правительством, которое к тому времени будет сформировано, об их взаимоотношениях".
Если в начале 1990-х годов Вооруженные силы Украины насчитывали почти 800 тысяч военнослужащих, то к концу прошлого года, по официальным данным, их уже было не более 120 тысяч. За четыре года президентства Виктора Януковича на Украине власти целенаправленно уничтожали собственную армию, сокращали расходы на ее содержание, распродавали военную технику, отмечает генерал-майор, президент Атлантического совета Украины Вадим Гречанинов:
"Когда в 2013 году у нас говорили о военной реформе, переходе на профессиональную контрактную армию, меня спрашивали, как происходит этот процесс. Я отвечал: давайте подождем наступления 2014 года. И вот мы со слезами на глазах дождались, что военный бюджет в нынешнем году был сокращен с 24 до 15 миллиардов гривен (это примерно 1,6 миллиарда долларов. – РС). Конечно же, при Януковиче с подачи Москвы осуществлялась политика уничтожения армии. Что происходит сегодня? Наших военных в Крыму загнали в тупик", – уверен Гречанинов.
Выступая накануне в Верховной Раде, исполняющий обязанности президента страны Александр Турчинов заявил, что военную силу для восстановления контроля над Крымом Украина применять не будет. Конфликтолог, профессор Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Григорий Перепелица говорит, что наступление на Крым с целью его освобождения от российских войск не является сегодня целесообразным по двум причинам.
Российские войска имеют значительное превосходство и на суше, и в воздухе
Как заявил в Верховной Раде министр обороны Украины адмирал Игорь Тенюх, "де-юре открытой агрессии России в отношении Украины нет, поскольку по-прежнему российское руководство не признает присутствия своих войск в Крыму". Григорий Перепелица расценивает это заявление министра обороны как заведомую провокацию.
У российского руководства есть планы оккупировать половину Украины, ее восточную и южную части
Верховная Рада Украины 11 марта обратилась за политической и военной поддержкой к США и Великобритании, которые вместе с Россией в 1994 году подписали меморандум в Будапеште, выступив гарантами целостности и независимости Украины в обмен на ее отказ от ядерного оружия.
Ни одна из стран гарантов – ни США, ни Великобритания, ни другие ядерные государства – не вступят в войну с ядерным государством Россия
* * *
Нет никаких сомнений в том, что на территории Украины Россией проводится военная операция, считает военный аналитик, заместитель главного редактора интернет-издания "Ежедневный журнал" Александр Гольц. При этом он считает, что иностранное участие в российско-украинском конфликте будет сведено к противостоянию дипломатов: ни Европа, ни Соединенные Штаты Америки воевать сегодня не готовы – несмотря на присутствие группировки ВМС США в Средиземном море:
Александр Гольц уверен, что операция в Крыму готовилась задолго до введения на его территорию первых воинских подразделений:
Кто-то, может быть, думает повторить эту удачную крымскую операцию и в других украинских областях
Если подобный захват произойдет в восточных областях Украины, где никак не проконтролируешь границу, тогда возможны эксцессы
Военный аналитик Александр Гольц, тем не менее, не берется предсказывать исход российско-украинского противостояния. В данной ситуации ясно только одно: все еще называющий себя президентом Янукович больше не способен принимать решения, развитие событий будет зависеть тех, кто ведет эту игру:
"Мы не знаем, будет или нет опыт Крыма распространен на другие области. Если да, то перед военным командованием встанут задачи более серьезные, чем те, что они решали в Крыму. Во-первых, потому что Крым легко отрезать от Украины и не допустить прибытия каких-то враждебных сил. Если подобный захват произойдет в восточных областях Украины, где никак не проконтролируешь границу, тогда возможны эксцессы. Нужно куда большее количество войск, чтобы блокировать все объекты, могущие представлять угрозу. Это, кстати, и атомные электростанции. Это большая ответственность, и это уже будет настоящая войсковая операция. И здесь возникает вопрос, достаточно ли у России сил для ее проведения. Понятно, что наилучший сценарий – это некий статус-кво, проведение, пусть под дулами автоматов, референдума в Крыму, длительные переговоры правительства Крыма с киевским правительством, которое к тому времени будет сформировано, об их взаимоотношениях".