Удаление Ули Хёнесса

Ули Хёнесс

Глава мюнхенской "Баварии" приговорен к 3,5 годам тюрьмы за неуплату налогов. Вердикт суда вызвал в Германии бурный восторг
Суд приговорил главу футбольного клуба "Бавария" Ули Хёнесса к 3,5 годам тюрьмы за уклонение от уплаты налогов.

62-летний Ульрих Хёнесс, более известный в Германии как "Ули", – в прошлом известный футболист, обладатель вместе с "Баварией", за которую он играл в 1970-е годы, многих чемпионских титулов, а вместе со сборной ФРГ– чемпион Европы в 1972-го и чемпион мира 1974 года. В 27 лет он начал карьеру менеджера и в 2009 году стал президентом и председателем наблюдательного совета "Баварии".
Во время процесса Хёнесс не стеснялся появляться на публике, в частности, был во вторник в VIP-ложе на матче Лиги чемпионов между "Баварией" и "Арсеналом", демонстрируя, что считает себя невиновным. Он сразу же подал через адвоката апелляцию на обвинительный приговор

С начала 2013 года начала развиваться история с "чистосердечным признанием" Хёнесса налоговому ведомству: он де утаил от налогообложения на своих счетах в швейцарских банках часть своих доходов и остался должен государству 3,2 миллиона евро. Было возбуждено уголовное дело по обвинению Хёнесса в уклонении от уплаты налогов. Как раз этого и хотел избежать Хёнесс, делая свое признание. Следствие предполагает, что он по своим каналам узнал, что находится в списке налоговых грешников, который оказался в распоряжении немецких властей. Список попал в руки правительства Германии после покупки в Швейцарии у частного лица компакт-диска с информацией о налоговых уклонистах.

Теоретически человек, сознавшийся в преступлении и заплативший долги по налогам, освобождается в Германии от уголовной ответственности. Но правило это действует только в отношении тех, кто не знает о ведущемся или готовящемся расследовании, и только в случае полного признания и доказанности, что все суммы названы и все налоги уплачены. В случае с Хёнессом налоговая служба и прокуратура наняли налогового сыщика и, несмотря на верность швейцарских банков сохранению тайны вкладов, следствию удалось выяснить, что признание Хёнесса было неполным. Он предстал перед судом и сразу же, опережая прокуратуру, заявил, что сумма неуплаты налогов на 15 миллионов евро больше. Прокуратура ответила, что и это признание она считает неполным. По закону, условное наказание возможно только в том случае, если сумма недоплаченных налогов не превышает двух миллионов евро.

Мюнхенская "Бавария" в прошлом сезоне выиграла все возможные трофеи


Во время процесса Хёнесс не стеснялся появляться на публике, в частности, был во вторник в VIP-ложе на матче Лиги чемпионов между "Баварией" и "Арсеналом", демонстрируя, что считает себя невиновным. Он сразу же подал через адвоката апелляцию на обвинительный приговор.

Многие в Германии задаются таким вопросом – останется ли Хёнесс на руководящих постах в "Баварии"? Ведь само поведение футбольного босса в этой истории очень многие, в частности газета "Франкфуртер Альгемайне Цайтунг", называли пощечиной всем честным гражданам страны. А статья о нем в "Шпигеле" была озаглавлена "Нарцисс".
Схема обычно такова: чиновник иностранного банка копирует сведения о немецких вкладчиках на диск, потом увольняется и пытается за 2-3 миллиона евро продать информацию в Германии. Уклонистам, чаще всего в форме намеренной утечки информации, сообщают, что "вы там есть, в этом списке". И многим удалось избежать таким образом тюрьмы

Сама тема "раскаяния налоговых грешников" в Германии очень популярна, потому что таких людей немало, несколько тысяч. И это очень богатые люди, чаще всего миллионеры. Но признаются они, как считается, прежде всего потому, что государство обладает теперь купленной у частных лиц, например у бывших сотрудников швейцарских банков, информацией о счетах многих немцев в Швейцарии и других странах.

Не до конца понятно, легальны ли эти "приобретения" государства в лице министерства финансов. Именно поэтому многие политики такую практику осуждают. Схема обычно такова: чиновник иностранного банка копирует сведения о немецких вкладчиках на диск, потом увольняется и пытается за 2-3 миллиона евро продать информацию в Германии. Уклонистам, чаще всего в форме намеренной утечки информации, сообщают, что "вы там есть, в этом списке". И многим удалось избежать таким образом тюрьмы.

Как будто бы это выгодно всем: люди не садятся в тюрьму, государство получает налоги. Есть, конечно, спорная морально-этическая сторона этого дела, но никто, по большому счету, не оставался в большом проигрыше.
Даже если Хёнессу удастся добиться условного срока, приговор может положить конец его очень успешной не только в спортивном, но и в финансовом отношении карьере менеджера клуба. Он был инициатором и менеджером создания мюнхенского футбольного стадиона "Альянс-Арена", состоит в наблюдательных советах многих других компаний, и конечно, можно предполагать, что далеко не все захотят сохранить его в советах директоров и так далее, если он будет официально, пусть и условно, осужден. С его именем связаны все успехи клуба последних лет. Уже давно все, что он ни делает, как считается, – ведет к успеху. И это ведь он пригласил тренеров-триумфаторов – сначала Юппа Хайнкеса, а после него Гвардиолу... и так далее. Он уже давно – живая легенда. Возможно, конечно, поклонники "Баварии" будут готовы многие прегрешения Ули забыть. После предъявления обвинения Хёнессу звучали предложения временно отстранить его со всех постов в клубе. Он сделал заявление, что готов уйти, но собрание акционеров единогласно завило, что они категорически против этого.

Случай с Хёнессом экстраординарный именно потому, что его имя на слуху у всех немцев. И речь в конечном итоге шла не о трех, и даже не о 18, а о 27,2 (!) миллиона неуплаченных налогов. Хёнесс готов был их заплатить, но взамен он ждал, что все будет расценено как чистосердечное признание, и это позволит избежать тюрьмы. Он как будто говорит обществу: "Да, я совершил проступок, но я всегда платил налоги, я заплатил в государственную казну миллионы, и поэтому я считаю, что если я сейчас честно все рассказал, то вправе надеяться, что на этом – все!".

Но по немецким законам, тюремный срок свыше 2 лет не может быть условным. Кроме того, у большинства немцев, особенно за пределами Баварии, позиция Хёнесса ни понимания, ни тем более сочувствия не нашла.

Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"