В МИД Украины подчеркивают, что власти Крыма привлекли в качестве международных наблюдателей на референдум неонацистов. На брифинге в Киеве директор департамента информационной политики МИД Украины Евгений Перебейнос перечислил фамилии таких “наблюдателей”. Среди них – австрийский реваншист, бывший член неонацистской партии, представитель фламандских националистов, немецкий левый, бывший информатор "Штази", антисемит и польский фашист, а также пророссийские активисты из Балтийских стран и представители праворадикальной венгерской партии.
Как заявил украинский премьер Арсений Яценюк, “Крым – это территория Украины, и никакого признания так называемого крымского референдума никогда не будет”. При этом глава правительства отметил, что Россия вместе с автономией, очевидно, пока не понимают в полной мере ситуацию, в которой они оказались. Утверждение парламентом Крыма результатов референдума и провозглашения полуострова независимым государством комментирует депутат фракции “Батькивщина" Верховной Рады Александр Бригинец:
– Нет смысла даже рассматривать эти решения. Они принимались нелегитимным парламентом автономии, который накануне был распущен Верховной Радой. Кроме того, Конституционный суд Украины, как известно, в конце прошлой недели заявил, что крымский референдум антиконституционен. То, что произошло в Крыму, – истерика бывшей коррупционной украинской власти, которая действует в контакте с такой же коррупционной нынешней властью России. К сожалению, две группы чиновников, которые грабят свои народы, нашли общий язык и пытаются создать общее государство, которое никогда не будет признано ни одной страной мира, кроме каких-то российских сателлитов.
В связи с ситуацией вокруг Крыма Верховная Рада утвердила президентский указ о частичной мобилизации в течение 45 суток на территории всех областей Украины. 20 тысяч человек будут призваны в Национальную гвардию, еще 20 тысяч – в армию и почти 4,5 тысячи – в Пограничную службу Украины. “Безусловно, база мобилизации – это добровольцы, а также военные специалисты, которые служили в армии. На тех, кому исполнилось 18 лет, ставка в ходе проведения частичной мобилизации не делается”, – пояснил исполняющий обязанности президента Украины Александр Турчинов.
По словам главы военного ведомства Игоря Тенюха, на северо-восточном и южном направлениях вдоль границы России с Украиной ситуация остается напряженной. Там создаются оперативные тактические объединения российских войск. На этих направлениях сконцентрировано большое количество бронетехники и более 60 тыс. тысяч российских военных. В Крыму также наблюдается наращивание группировок российских войск наступательного компонента. По мнению внефракционного депутата Верховной Рады Олеся Дония, крымский сценарий может повториться в других регионах Украины:
– Надо понимать, что Путин в его желании присоединять территории с русскоязычным населением, как он называет соотечественников, не остановится на Крымском полуострове. Очевидно, что попытки дестабилизировать ситуацию на востоке и юге Украины будут продолжаться. По-прежнему туда будет засылаться агентура, боевики, убийцы, и, соответственно, следует ожидать очередных кровавых столкновений. Если Европа и весь мир не хотят растить нового Гитлера, то они должны немедленно отреагировать на эту ситуацию, в том числе вводя конкретные экономические и политические санкции в отношении российского руководства.
На фоне последних событий Украина выдвинула России финансовые претензии. Киев требует от РФ вернуть вклады бывшего Государственного сберегательного банка СССР на сумму порядка 80 миллиардов долларов, а также свою часть (16,37%) золотого запаса и алмазного фонда, недвижимого имущества за границей и прочих объектов, унаследованных Россией после распада Советского Союза. Украина до сих пор не ратифицировала соглашение о правопреемственности относительно внешнего долга и активов бывшего СССР от 9 декабря 1994 года (так называемый "нулевой вариант", согласно которому Украина отказывается от своей доли золотого запаса и алмазного фонда, а Россия берет на себя обслуживание и погашение украинской части внешнего долга бывшего Союза). Начиная с середины 1990-х годов украинские власти неоднократно угрожали обратиться в международный суд, если Россия не пойдет на уступки хотя бы в вопросе передачи части недвижимости за рубежом.
Подробнее о восприятии в Киеве политических событий в Крыму Радио Свобода рассказывает украинский политолог, директор центра "Открытая политика" Игорь Жданов:
– Верховная Рада демонстрирует способность к плодотворной работе. Голосуют все фракции – кроме коммунистов, которые отказались от сотрудничества с другими депутатами, но их фракция невелика и не влияет на процесс принятия решений. Сегодня Рада рассмотрела очень важные вопросы – финансирование вновь созданной Национальной гвардии и частичную мобилизацию. Эти вопросы связаны с Крымом: все в Киеве понимают, что главная угроза для всей страны – это внешняя агрессия. Вторая проблема – экономическая нестабильность.
– Киевские политики говорят о том, что никогда не согласятся с аннексией Крыма Россией. Какие конкретные шаги сейчас власти в Киеве могут предпринять для подтверждения своей точки зрения? Реально есть какие-то шансы вернуть Крым?
– Я понимаю заявления наших политиков, по-другому они и не могут заявлять. Было бы печально для страны, если бы кто-то из политиков сказал: мы отдаем Крым. Для него это было бы самоубийством. Но мы должны быть абсолютными
реалистами и понимать, что какое-то время Крым де-факто будет неуправляемым из Киева, будет фактически управляться с территории другого государства. Военные потенциалы Украины и России несоизмеримы, украинская армия абсолютно разрушена. Боевой дух украинских военных не компенсирует отсутствия у них танков, самолетов и умения воевать. Мы понимаем, что достаточно большая часть населения Крыма – не подавляющее большинство, но заметная часть – выступает за присоединение к России. Но не надо забывать о 300-тысячной общине крымских татар, которые выступили в поддержку украинской государственности. Нельзя забывать о том, что Турция будет поддерживать крымских татар, а Турция является сильнейшей региональной державой в Черноморском бассейне. Несомненно, будут экономические санкции против России, и достаточно серьезные. Все эти факторы и будут определять будущее Крыма. Нет таких примеров в истории, чтобы территории замороженных конфликтов (а Крым неизбежно станет такой зоной) имели какую-то политическую перспективу. Из шести миллионов курортников, которые посетили Крым в прошлом году, четыре миллиона – украинцы, с материковой части Украины. Кто туда теперь поедет?
– Так или иначе, украинскому политическому классу сейчас приходится смотреть в лицо горькой реальности. Украинская армия оказалась не в состоянии защищать территориальную целостность страны. Политики не смогли за минувшие 20 лет доказать жителям Крыма, что Украина привлекательней, чем Россия. Осознание этих проблем чувствуется в Киеве? Или все говорят только о российской агрессии?
– Можно и так рассматривать ситуацию в Крыму. Только вот почему-то 300-тысячная община крымских татар считает, что Украина лучше, чем Россия. Естественно, то, о чем вы говорите, необходимо учитывать, но при этом нужно понимать: не будь этой агрессии, не будь планомерных действий спецслужб РФ, Крым бы оставался в составе Украины, никому бы даже в голову не пришло проводить этот референдум. Конечно, факторы, о которых вы упомянули, нужно учитывать. Но главная проблема – держава с большим военным потенциалом, которая, поправ нормы международного права, ввела войска на территорию Украины.
– Понятно, как может сложиться судьба украинских военных гарнизонов в Крыму? Это предмет торга между Москвой и Киевом?
– Это пока никак не оговаривается. Украинские военные находятся в Крыму на законной основе, это наша территория. Сейчас нужно думать о семьях военнослужащих; им необходимо предложить эвакуироваться.
– По-прежнему неспокойная ситуация в восточных областях Украины. Но вот новый руководитель Донецкой области Сергей Тарута уверяет, что в течение нескольких дней ситуация будет стабилизирована, намекая на какие-то серьезные изменения, в том числе кадровые...
– Думаю, что нам удастся "удержать" ситуацию в восточных и южных областях Украины. Там нет такого потенциала "пророссийскости", как в Крыму. Я думаю, что большинство людей понимают: необходима стабильность, необходимо сейчас, засучив рукава, работать. Источник нестабильности прекрасно известен – мы знаем этих людей, фотографии опубликованы: то они в Эстонии изображали пострадавших от фашистов, теперь они в Одессе, послезавтра они в Луганске. Провокации, связанные с убийствами в Харькове и Донецке, организованы российскими спецслужбами, чтобы иметь легитимный повод, с точки зрения российского законодательства, для агрессии. Но украинская власть достаточно сильна, чтобы успокоить ситуацию.
– Милиционеров в восточных областях Украины еще несколько месяцев назад использовали для противодействия тому, что называлось движением Евромайдана. Сейчас те же самые милиционеры в основном выступают как щит против пророссийски настроенных демонстрантов или тех, кто приезжает сейчас из России...
– Да, тут есть определенная проблема, связанная с психологией. Да, сотрудники МВД использовались прежней властью в не совсем конституционных целях. Теперь им нужно выполнять свои функции по защите правопорядка немножко по-другому. Последние заявления министра внутренних дел Арсена Авакова сводятся к тому, что все равны перед законом, независимо от того, какие они силы представляют – патриотические, непатриотические. Если ходишь с автоматом, нарушаешь закон – извини, нужно нести за это ответственность.
– Верховная Рада обсуждает финансирование новой украинской армии и формирование Национальной гвардии. В чем смысл этой Национальной гвардии? Верно ли, что, создавая ее, новая украинская власть отчасти решает задачу более жесткого контроля над Евромайданом? Отряды самообороны включают в себя несколько тысяч или несколько десятков тысяч человек – и вот их ставят под госконтроль.
– Национальная гвардия создается на базе внутренних войск, входивших в состав МВД Украины. Да, действительности, в Национальную гвардию интегрируется самооборона Майдана. Таким образом, создается абсолютно новое формирование с новыми функциями. Всем бойцам отрядов самообороны предлагается записываться в Национальную гвардию, потому что сейчас внешняя угроза является превалирующей. Нечего сейчас делать на Майдане, хватит ходить по всяким офисам. Есть четко обозначенная функция – надо защищать родину.
– Насколько боеспособными будут эти подразделения?
– Они сейчас проходят обучение на полигонах в Украине, – рассказал Радио Свобода киевский политический эксперт Игорь Жданов.
Как заявил украинский премьер Арсений Яценюк, “Крым – это территория Украины, и никакого признания так называемого крымского референдума никогда не будет”. При этом глава правительства отметил, что Россия вместе с автономией, очевидно, пока не понимают в полной мере ситуацию, в которой они оказались. Утверждение парламентом Крыма результатов референдума и провозглашения полуострова независимым государством комментирует депутат фракции “Батькивщина" Верховной Рады Александр Бригинец:
– Нет смысла даже рассматривать эти решения. Они принимались нелегитимным парламентом автономии, который накануне был распущен Верховной Радой. Кроме того, Конституционный суд Украины, как известно, в конце прошлой недели заявил, что крымский референдум антиконституционен. То, что произошло в Крыму, – истерика бывшей коррупционной украинской власти, которая действует в контакте с такой же коррупционной нынешней властью России. К сожалению, две группы чиновников, которые грабят свои народы, нашли общий язык и пытаются создать общее государство, которое никогда не будет признано ни одной страной мира, кроме каких-то российских сателлитов.
По словам главы военного ведомства Игоря Тенюха, на северо-восточном и южном направлениях вдоль границы России с Украиной ситуация остается напряженной. Там создаются оперативные тактические объединения российских войск. На этих направлениях сконцентрировано большое количество бронетехники и более 60 тыс. тысяч российских военных. В Крыму также наблюдается наращивание группировок российских войск наступательного компонента. По мнению внефракционного депутата Верховной Рады Олеся Дония, крымский сценарий может повториться в других регионах Украины:
– Надо понимать, что Путин в его желании присоединять территории с русскоязычным населением, как он называет соотечественников, не остановится на Крымском полуострове. Очевидно, что попытки дестабилизировать ситуацию на востоке и юге Украины будут продолжаться. По-прежнему туда будет засылаться агентура, боевики, убийцы, и, соответственно, следует ожидать очередных кровавых столкновений. Если Европа и весь мир не хотят растить нового Гитлера, то они должны немедленно отреагировать на эту ситуацию, в том числе вводя конкретные экономические и политические санкции в отношении российского руководства.
На фоне последних событий Украина выдвинула России финансовые претензии. Киев требует от РФ вернуть вклады бывшего Государственного сберегательного банка СССР на сумму порядка 80 миллиардов долларов, а также свою часть (16,37%) золотого запаса и алмазного фонда, недвижимого имущества за границей и прочих объектов, унаследованных Россией после распада Советского Союза. Украина до сих пор не ратифицировала соглашение о правопреемственности относительно внешнего долга и активов бывшего СССР от 9 декабря 1994 года (так называемый "нулевой вариант", согласно которому Украина отказывается от своей доли золотого запаса и алмазного фонда, а Россия берет на себя обслуживание и погашение украинской части внешнего долга бывшего Союза). Начиная с середины 1990-х годов украинские власти неоднократно угрожали обратиться в международный суд, если Россия не пойдет на уступки хотя бы в вопросе передачи части недвижимости за рубежом.
Подробнее о восприятии в Киеве политических событий в Крыму Радио Свобода рассказывает украинский политолог, директор центра "Открытая политика" Игорь Жданов:
– Верховная Рада демонстрирует способность к плодотворной работе. Голосуют все фракции – кроме коммунистов, которые отказались от сотрудничества с другими депутатами, но их фракция невелика и не влияет на процесс принятия решений. Сегодня Рада рассмотрела очень важные вопросы – финансирование вновь созданной Национальной гвардии и частичную мобилизацию. Эти вопросы связаны с Крымом: все в Киеве понимают, что главная угроза для всей страны – это внешняя агрессия. Вторая проблема – экономическая нестабильность.
– Киевские политики говорят о том, что никогда не согласятся с аннексией Крыма Россией. Какие конкретные шаги сейчас власти в Киеве могут предпринять для подтверждения своей точки зрения? Реально есть какие-то шансы вернуть Крым?
– Я понимаю заявления наших политиков, по-другому они и не могут заявлять. Было бы печально для страны, если бы кто-то из политиков сказал: мы отдаем Крым. Для него это было бы самоубийством. Но мы должны быть абсолютными
Боевой дух украинских военных не компенсирует отсутствия у них танков, самолетов и умения воевать
– Так или иначе, украинскому политическому классу сейчас приходится смотреть в лицо горькой реальности. Украинская армия оказалась не в состоянии защищать территориальную целостность страны. Политики не смогли за минувшие 20 лет доказать жителям Крыма, что Украина привлекательней, чем Россия. Осознание этих проблем чувствуется в Киеве? Или все говорят только о российской агрессии?
– Можно и так рассматривать ситуацию в Крыму. Только вот почему-то 300-тысячная община крымских татар считает, что Украина лучше, чем Россия. Естественно, то, о чем вы говорите, необходимо учитывать, но при этом нужно понимать: не будь этой агрессии, не будь планомерных действий спецслужб РФ, Крым бы оставался в составе Украины, никому бы даже в голову не пришло проводить этот референдум. Конечно, факторы, о которых вы упомянули, нужно учитывать. Но главная проблема – держава с большим военным потенциалом, которая, поправ нормы международного права, ввела войска на территорию Украины.
– Понятно, как может сложиться судьба украинских военных гарнизонов в Крыму? Это предмет торга между Москвой и Киевом?
– Это пока никак не оговаривается. Украинские военные находятся в Крыму на законной основе, это наша территория. Сейчас нужно думать о семьях военнослужащих; им необходимо предложить эвакуироваться.
– По-прежнему неспокойная ситуация в восточных областях Украины. Но вот новый руководитель Донецкой области Сергей Тарута уверяет, что в течение нескольких дней ситуация будет стабилизирована, намекая на какие-то серьезные изменения, в том числе кадровые...
– Думаю, что нам удастся "удержать" ситуацию в восточных и южных областях Украины. Там нет такого потенциала "пророссийскости", как в Крыму. Я думаю, что большинство людей понимают: необходима стабильность, необходимо сейчас, засучив рукава, работать. Источник нестабильности прекрасно известен – мы знаем этих людей, фотографии опубликованы: то они в Эстонии изображали пострадавших от фашистов, теперь они в Одессе, послезавтра они в Луганске. Провокации, связанные с убийствами в Харькове и Донецке, организованы российскими спецслужбами, чтобы иметь легитимный повод, с точки зрения российского законодательства, для агрессии. Но украинская власть достаточно сильна, чтобы успокоить ситуацию.
– Милиционеров в восточных областях Украины еще несколько месяцев назад использовали для противодействия тому, что называлось движением Евромайдана. Сейчас те же самые милиционеры в основном выступают как щит против пророссийски настроенных демонстрантов или тех, кто приезжает сейчас из России...
– Да, тут есть определенная проблема, связанная с психологией. Да, сотрудники МВД использовались прежней властью в не совсем конституционных целях. Теперь им нужно выполнять свои функции по защите правопорядка немножко по-другому. Последние заявления министра внутренних дел Арсена Авакова сводятся к тому, что все равны перед законом, независимо от того, какие они силы представляют – патриотические, непатриотические. Если ходишь с автоматом, нарушаешь закон – извини, нужно нести за это ответственность.
– Верховная Рада обсуждает финансирование новой украинской армии и формирование Национальной гвардии. В чем смысл этой Национальной гвардии? Верно ли, что, создавая ее, новая украинская власть отчасти решает задачу более жесткого контроля над Евромайданом? Отряды самообороны включают в себя несколько тысяч или несколько десятков тысяч человек – и вот их ставят под госконтроль.
– Национальная гвардия создается на базе внутренних войск, входивших в состав МВД Украины. Да, действительности, в Национальную гвардию интегрируется самооборона Майдана. Таким образом, создается абсолютно новое формирование с новыми функциями. Всем бойцам отрядов самообороны предлагается записываться в Национальную гвардию, потому что сейчас внешняя угроза является превалирующей. Нечего сейчас делать на Майдане, хватит ходить по всяким офисам. Есть четко обозначенная функция – надо защищать родину.
– Насколько боеспособными будут эти подразделения?
– Они сейчас проходят обучение на полигонах в Украине, – рассказал Радио Свобода киевский политический эксперт Игорь Жданов.