Стандартами становились блюзы, популярные песни Аллеи Оловянных Кастрюль, композиции самих джазменов, музыка из фильмов и мюзиклов. На этот раз ваш ДС начнет с английской буквы «А».
Почти что год назад «Время Джаза» открыло новую тематическую страничку – the Book, репертуар джазовых стандартов. Настало время продолжить эту тему, хотя, на самом деле, именно джазовые стандарты и звучат практически в каждом новом выпуске «Времени Джаза». Но я предлагаю начать сегодня прямо с буквы «Эй», она же «А»…
Где бы вы ни были и на чем бы вы нас ни слушали, на ламповых «Океанах», на транзисторных «Сони», через спутники Hotbird и AsiaSat-3 или же с нашего сайта www.svoboda.org, добро пожаловать в клуб «Времени Джаза», у микрофона в Париже Дмитрий Савицкий.
Oscar Peterson – Ain't Misbehavin' – 4:51 (Oscar Peterson – Oscar Peterson The London Concert – Pablo)
«Ain't Misbehavin'» - Фатса Уоллера и Харри Брукса. Стандарт 1929 года, до сих пор занимающий солидное место в первой десятке среди популярных в США стандартов по мнению журнала «Billboard». Состав: Оскар Питерсон – рояль; Джон Хээрд – контрабас и Луи Белсон – ударные. Лондонский концерт трио Оскара Питерсона, 21 октября 1978 года.
Louis Armstrong – The Very Best – Ain't Misbehavin' – 2:53 (The Very Best of Louis Armstrong – UMG)
Что ж, добавим к гению композиторов слова Энди Разафа: «Не с кем поговорить, всё время один. Не с кем прошвырнуться… Но я рад пылиться на полке, сберегая мою любовь к тебе. Я покончил с заигрываниями, с флиртом. Я знаю – кого я люблю. И я думаю лишь о тебе – оберегаю мою к тебе любовь…». 24 июня 1938 года, Нью-Йорк Сити. Луи Армстронг и его октет.
Теперь, закрывая тему хорошего поведения и верной любви, Билли Холидей!
Billie Holiday - Ain't misbehavin' – 4:38 (Billie Holiday – Stay With Me – Verve)
«Ain't misbehavin'» – вариант Леди Дей, Билли Холидей. Чарли Шейверс – труба; Тони Скотт – кларнет; Бадд Джонсон – тенор-саксофон; Карл Дринкард – рояль; Билли Бауэр – гитара; Леонард Гаскин – контрабас и Коузи Коул - ударные. 14 февраля 1955 года, Нью-Йорк.
И это только начало буквы «Эй». Она же «А».
Что же такое джазовый стандарт? Я не буду сегодня вдаваться в детали, в периоды возникновения стандартов разных эпох и en plus – из разных источников. Я думаю нужно сегодня остаться верным букве «А» и истории стандартов посвятить отдельное джаз-шоу. Дать сегодня хотя бы четыре-пять стандартов даже если они идут повтором, что неизбежно, ибо радиоаудитория это река, чьи воды не остаются на месте. Иначе, была бы – тина. (Но не Тина Тёрнер!)
George Shearing & Marian McPartland – Alone Together – 4:10 (George Shearing & Marian McPartland – Alone Together – Concord Jazz)
«Alone Together», «Одиноки вместе» – стандарт 1932 года, музыка Артура Шварца, на которую Хоуард Дайец написал слова. Песня стала хитом бродвейского мюзикла «Flying Colors», а через несколько лет – джазовым стандартом. Первый джазмен, который записал «Alone Together» в 1939 году был кларнетист и бэндлидер Арти Шо.
В данном случае этот стандарт исполнили два пианиста: Джордж Ширинг и (всё же пианистка!) Мэриан МакПартлэнд. Запись была сделана в Нью-Йорке в марте 1981 года.
Sonny Rollins – Alone Together – 5:59 (Sonny Rollins – The Freelance Years – Contemporary)
«Alone Together» — на этот раз в исполнении квинтета Сонни Роллинса. Роллинс лидер и тенор-сакс; Хэмптон Хоез – рояль; Барни Кессел – гитара; Лирой Виннэгэр – контрабас и Шелли Манн – ударные. 22 октября 1952 года, Лос-Анджелес.
Почти что половина времени «Времени Джаза» утекла и всего лишь ДВА стандарта на букву «Эй»!
Я сравнил американские источники стандартов и французские. Американские занимают от 40 до 60 страниц. Французские около семи. Но традиция соблюдается. Во-первых, в ходу синоним стандартов, evergreen, вечный хит, неувядающий, бестселлер на все времена. Во-вторых, стандарты выстраиваются не только по алфавиту, но и по эпохам джаза. Одни принадлежат Новому Орлеану, другие – Чикаго, третьи эпохе Свинга и так далее. Меньшее количество стандартов, ставших частью европейского джаза так же понятно: размах популярности нельзя сравнить с американским. Но вот стандарт 1918 года, который озвучила сама императрица блюза – Бесси Смис.
Bessie Smith – After You've Gone – 2:59 (Bessie Smith – Empress of the Blues – Les Genies du JAZZ)
«After You've Gone», «После того, как ты ушел…» блюз-стандарт Тёрнера Лейтона (музыка) и Хэнри Кримера (слова). Императрица Блюза, как ее звали в двадцатых и тридцатых годах прошлого века, Бесси Смис. 2 марта 1927 года, Нью-Йорк. Джо Смис – корнет; Джеймс Харрисон – тромбон; Бастер Бейли – кларнет; Флетчер Хендерсон – фортепьяно и Чарли Диксон – банджо. Отмечу, что Бесси Смис не уступала по популярности самому Сатчмо, который был на шесть лет её моложе.
«After You've Gone» стал одним из классических стандартов: вокальных или инструментальных. Вот как исполняла этот блюз Сара Вон:
Sarah Vaughan – After You've Gone – 2:37 (Sarah Vaughan – Complete Roulette Studio Sessions)
После того, как ты ушел…» – «Сэсси», она же «Божественная», она же «Sailor», «Моряк»… В итоге мы получаем Сару Вон, про которую Скотт Яноу сказал, что это «один из самых изумительных голосов ХХ века».
Лос-Анджелес, 15 августа 1962 года, оркестр Бенни Картера.
Нам остается лишь сравнить эти две эпохи джаза: переходную из дикси и блюза в свинг с нашими не такими уж бледными временами. В этом исполнении, «After You've Gone», вы слышали совсем недавно, но и эта версия так же достойна всяческого восхищения:
Connie Evingson – After You've Gone – 3:13 (Connie Evingson – Stockholm Sweetnin' – Minnehaha Music)
Песня-реванш, «After You've Gone», мол, ты еще пожалеешь, ух как ты пожалеешь, что ты ушел! Конни Эвингсон – вокал; Густав Лунгрен и Андреас Оеберг – гитары; Тони Балафф – кларнет; Фредерик Линборг – 7 секунд тенор-саксофона; «Hot Club Швеции», июль 2006 года.
Bill Evans Trio – Alfie – 5:10 (Bill Evans Trio – California Here I Come – Verve)
«Alfie» – герой одноименного фильма 1966 года Льюиса Гильберта. Элфи – современный Казанова, до предела циничный и в итоге несчастный. Бёрт Бэкэрэк написал музыку к фильму, то есть лейтмотив, который незамедлительно стал джазовым стандартом.
Трио Билла Эванса. Эванс – рояль; Эдди Гомэз – контрабас и Филли Джо Джоунс – ударные. 18 августа 1967 года, нью-йоркский клуб «Village Vanguard».
John Coltrane Quartet – Afro Blue – 12:44 (John Coltrane Quartet – One Down, One Up Live at the Half Note – Impulse!)
«Afro Blue» – композиция Монго Сантамария. Многим может показаться невероятным тот факт, что «Afro Blue» стал стандартом. Но это стандарт новейших времен. В моей скромной коллекции его, кроме квартета Трейна (сопрано-саксофон и лидер; МакКой Тайнер – рояль; Джимми Гаррисон – контрабас и Элвин Джоунс – ударные), исполняют: Мишель Петруччиани, Дайана Ривз и, отдельно от квартета, МаКой Тайнер и Ли Конрад Хёрвиг.
В данном случае квартет Трейна выступал в клубе «Half-Note», 26 марта 65 года.
На этом, увы, без слез и вздохов, неизбежное расставание. «Время Джаза» снова будет на ваших личных частотах через неделю: в 22 по Москве в субботу и по ней же в 21 – в воскресенье. Всех вам возможных благ, весеннего настроения, чао, бай-бай…
Где бы вы ни были и на чем бы вы нас ни слушали, на ламповых «Океанах», на транзисторных «Сони», через спутники Hotbird и AsiaSat-3 или же с нашего сайта www.svoboda.org, добро пожаловать в клуб «Времени Джаза», у микрофона в Париже Дмитрий Савицкий.
Oscar Peterson – Ain't Misbehavin' – 4:51 (Oscar Peterson – Oscar Peterson The London Concert – Pablo)
«Ain't Misbehavin'» - Фатса Уоллера и Харри Брукса. Стандарт 1929 года, до сих пор занимающий солидное место в первой десятке среди популярных в США стандартов по мнению журнала «Billboard». Состав: Оскар Питерсон – рояль; Джон Хээрд – контрабас и Луи Белсон – ударные. Лондонский концерт трио Оскара Питерсона, 21 октября 1978 года.
Louis Armstrong – The Very Best – Ain't Misbehavin' – 2:53 (The Very Best of Louis Armstrong – UMG)
Что ж, добавим к гению композиторов слова Энди Разафа: «Не с кем поговорить, всё время один. Не с кем прошвырнуться… Но я рад пылиться на полке, сберегая мою любовь к тебе. Я покончил с заигрываниями, с флиртом. Я знаю – кого я люблю. И я думаю лишь о тебе – оберегаю мою к тебе любовь…». 24 июня 1938 года, Нью-Йорк Сити. Луи Армстронг и его октет.
Теперь, закрывая тему хорошего поведения и верной любви, Билли Холидей!
Billie Holiday - Ain't misbehavin' – 4:38 (Billie Holiday – Stay With Me – Verve)
«Ain't misbehavin'» – вариант Леди Дей, Билли Холидей. Чарли Шейверс – труба; Тони Скотт – кларнет; Бадд Джонсон – тенор-саксофон; Карл Дринкард – рояль; Билли Бауэр – гитара; Леонард Гаскин – контрабас и Коузи Коул - ударные. 14 февраля 1955 года, Нью-Йорк.
И это только начало буквы «Эй». Она же «А».
Что же такое джазовый стандарт? Я не буду сегодня вдаваться в детали, в периоды возникновения стандартов разных эпох и en plus – из разных источников. Я думаю нужно сегодня остаться верным букве «А» и истории стандартов посвятить отдельное джаз-шоу. Дать сегодня хотя бы четыре-пять стандартов даже если они идут повтором, что неизбежно, ибо радиоаудитория это река, чьи воды не остаются на месте. Иначе, была бы – тина. (Но не Тина Тёрнер!)
George Shearing & Marian McPartland – Alone Together – 4:10 (George Shearing & Marian McPartland – Alone Together – Concord Jazz)
«Alone Together», «Одиноки вместе» – стандарт 1932 года, музыка Артура Шварца, на которую Хоуард Дайец написал слова. Песня стала хитом бродвейского мюзикла «Flying Colors», а через несколько лет – джазовым стандартом. Первый джазмен, который записал «Alone Together» в 1939 году был кларнетист и бэндлидер Арти Шо.
В данном случае этот стандарт исполнили два пианиста: Джордж Ширинг и (всё же пианистка!) Мэриан МакПартлэнд. Запись была сделана в Нью-Йорке в марте 1981 года.
Sonny Rollins – Alone Together – 5:59 (Sonny Rollins – The Freelance Years – Contemporary)
«Alone Together» — на этот раз в исполнении квинтета Сонни Роллинса. Роллинс лидер и тенор-сакс; Хэмптон Хоез – рояль; Барни Кессел – гитара; Лирой Виннэгэр – контрабас и Шелли Манн – ударные. 22 октября 1952 года, Лос-Анджелес.
Почти что половина времени «Времени Джаза» утекла и всего лишь ДВА стандарта на букву «Эй»!
Я сравнил американские источники стандартов и французские. Американские занимают от 40 до 60 страниц. Французские около семи. Но традиция соблюдается. Во-первых, в ходу синоним стандартов, evergreen, вечный хит, неувядающий, бестселлер на все времена. Во-вторых, стандарты выстраиваются не только по алфавиту, но и по эпохам джаза. Одни принадлежат Новому Орлеану, другие – Чикаго, третьи эпохе Свинга и так далее. Меньшее количество стандартов, ставших частью европейского джаза так же понятно: размах популярности нельзя сравнить с американским. Но вот стандарт 1918 года, который озвучила сама императрица блюза – Бесси Смис.
Bessie Smith – After You've Gone – 2:59 (Bessie Smith – Empress of the Blues – Les Genies du JAZZ)
«After You've Gone», «После того, как ты ушел…» блюз-стандарт Тёрнера Лейтона (музыка) и Хэнри Кримера (слова). Императрица Блюза, как ее звали в двадцатых и тридцатых годах прошлого века, Бесси Смис. 2 марта 1927 года, Нью-Йорк. Джо Смис – корнет; Джеймс Харрисон – тромбон; Бастер Бейли – кларнет; Флетчер Хендерсон – фортепьяно и Чарли Диксон – банджо. Отмечу, что Бесси Смис не уступала по популярности самому Сатчмо, который был на шесть лет её моложе.
«After You've Gone» стал одним из классических стандартов: вокальных или инструментальных. Вот как исполняла этот блюз Сара Вон:
Sarah Vaughan – After You've Gone – 2:37 (Sarah Vaughan – Complete Roulette Studio Sessions)
После того, как ты ушел…» – «Сэсси», она же «Божественная», она же «Sailor», «Моряк»… В итоге мы получаем Сару Вон, про которую Скотт Яноу сказал, что это «один из самых изумительных голосов ХХ века».
Лос-Анджелес, 15 августа 1962 года, оркестр Бенни Картера.
Нам остается лишь сравнить эти две эпохи джаза: переходную из дикси и блюза в свинг с нашими не такими уж бледными временами. В этом исполнении, «After You've Gone», вы слышали совсем недавно, но и эта версия так же достойна всяческого восхищения:
Connie Evingson – After You've Gone – 3:13 (Connie Evingson – Stockholm Sweetnin' – Minnehaha Music)
Песня-реванш, «After You've Gone», мол, ты еще пожалеешь, ух как ты пожалеешь, что ты ушел! Конни Эвингсон – вокал; Густав Лунгрен и Андреас Оеберг – гитары; Тони Балафф – кларнет; Фредерик Линборг – 7 секунд тенор-саксофона; «Hot Club Швеции», июль 2006 года.
Bill Evans Trio – Alfie – 5:10 (Bill Evans Trio – California Here I Come – Verve)
«Alfie» – герой одноименного фильма 1966 года Льюиса Гильберта. Элфи – современный Казанова, до предела циничный и в итоге несчастный. Бёрт Бэкэрэк написал музыку к фильму, то есть лейтмотив, который незамедлительно стал джазовым стандартом.
Трио Билла Эванса. Эванс – рояль; Эдди Гомэз – контрабас и Филли Джо Джоунс – ударные. 18 августа 1967 года, нью-йоркский клуб «Village Vanguard».
John Coltrane Quartet – Afro Blue – 12:44 (John Coltrane Quartet – One Down, One Up Live at the Half Note – Impulse!)
«Afro Blue» – композиция Монго Сантамария. Многим может показаться невероятным тот факт, что «Afro Blue» стал стандартом. Но это стандарт новейших времен. В моей скромной коллекции его, кроме квартета Трейна (сопрано-саксофон и лидер; МакКой Тайнер – рояль; Джимми Гаррисон – контрабас и Элвин Джоунс – ударные), исполняют: Мишель Петруччиани, Дайана Ривз и, отдельно от квартета, МаКой Тайнер и Ли Конрад Хёрвиг.
В данном случае квартет Трейна выступал в клубе «Half-Note», 26 марта 65 года.
На этом, увы, без слез и вздохов, неизбежное расставание. «Время Джаза» снова будет на ваших личных частотах через неделю: в 22 по Москве в субботу и по ней же в 21 – в воскресенье. Всех вам возможных благ, весеннего настроения, чао, бай-бай…
Ваш браузер не поддерживает HTML5