Билет в группу особого риска

Похороны убитого журналиста в Ан-Найафе. 23 марта

Убийство в Багдаде журналиста радиостанции Свободный Ирак: "В Ираке сейчас нет другой журналистики, кроме политической"
Правоохранительные органы Ирака ведут расследование убийства шефа багдадского бюро радиостанции Свободный Ирак, подразделения корпорации Радио Свобода/Свободная Европа. Мохаммед Бдаиви Оваид Аш-Шаммари был застрелен 22 марта в центре Багдада офицером президентской охраны.

Трагедия произошла в районе Джадрия, недалеко от президентского дворца. Комплекс президентских зданий в Ираке, в котором расположен и офис радиостанции Свободный Ирак, охраняют бойцы элитных военизированных курдских формирований "пешмерга" ("герои"), поскольку президент страны Джаляль Талабани – курд.

По словам очевидцев, на контрольно-пропускном пункте возникла словесная перепалка между Аш-Шаммари, который пытался проехать на охраняемую территорию, и группой бойцов "пешмерга", сидевших в военном джипе. Судя по всему, спор шел о том, кто кого должен пропустить. В результате капитан курдского подразделения выстрелил в журналиста, после чего скрылся. Вскоре охранник был задержан и сейчас находится под арестом.

В воскресенье в городе Ан-Найаф прошли похороны Аш-Шаммари. В радиоэфире – журналист работал на радиостанции Свободный Ирак с 2006 года – он выступал под псевдонимом Хасан Рашид. Два года назад Аш-Шаммари возглавил бюро Радио Свободный Ирак в Багдаде. Коллеги вспоминают его как отличного профессионала и бесконфликтного человека.

"Погибший был интеллигентным и мягким человеком, которого все мы в первую очередь считали своим другом, – говорит директор радиостанции Свободный Ирак Сергей Данилочкин. – В редакции мы звали его Абу-Хасаном, "отцом Хасана"; имя своему старшему сыну (46-летний Аш-Шаммари оставил после себя троих детей) он выбрал еще до рождения младенца. Абу-Хасан больше двадцати лет проработал в разных средствах массовой информации, он также преподавал в университете Аль-Мустансерия, который, кстати, расположен всего в паре кварталов от места преступления. Вечером в субботу почтить память своего коллеги и своего преподавателя пришли сотни журналистов и студентов".

Мохаммед Бдаиви Оваид Аш-Шаммари

Аш-Шаммари – известный в арабском мире журналист, доктор философии, автор нескольких научных трудов, в том числе книг "Метаморфозы политического ислама в Ираке" и "Иракские медиа: реальность и вызовы". 23 марта, в память об убитом журналисте и в знак протеста против ежедневного насилия, в Ираке не вышли десятки газет. С инициативой приостановить выпуск изданий на один день выступил иракский Союз журналистов. "В Ираке убийства происходят буквально каждый час, и когда кто-то погибает – это, увы, небольшая новость, люди и к этому привыкли, – рассказывает Сергей Данилочкин. – Но все-таки гибель журналиста – это своего рода знаковое событие. Мы были удивлены тем, как быстро трагическая новость облетела журналистский мир, и тем, как быстро и страстно на случившееся отреагировали коллеги. Несмотря на разные политические взгляды, журналисты выступили единым фронтом, поскольку все понимают: наша профессия в Ираке, как и в ряде других стран, – по сути дела, "билет" в группу особого риска.
Мы были удивлены тем, как быстро трагическая новость облетела журналистский мир, и тем, как быстро и страстно на случившееся отреагировали коллеги
Через несколько часов после убийства на место трагедии прибыл премьер-министр Ирака Нури аль-Малики, который встретился с родственниками погибшего журналиста. "В Ираке сейчас нет другой журналистики, кроме политической, – продолжает Сергей Данилочкин. – Любая, даже самая безобидная заметка может превратиться в политическое заявление или вызвать неожиданную политическую реакцию. Собственно говоря, и смерть нашего коллеги стала событием политической жизни. Некоторые ищут в случившемся мотивы религиозной или этнической розни, и формально их несложно обнаружить. Но на мой взгляд и на взгляд моих коллег – произошел трагический инцидент. Мы предполагаем, что стрелявший, обуреваемый гневом, не совладал со своими эмоциями. Это – с одной стороны, а с другой – капитан курдской охраны не справился с ощущением власти, которую дает право на ношение оружия".

Главный редактор радиостанции Свободный Ирак подчеркивает: выстраивая версию преступления, журналисты опираются только на слова свидетелей, однако в распоряжении следствия есть видеозаписи, которые, вероятно, помогут точнее прояснить мотивы и детали убийства. "Мы не хотим распространять непроверенную информацию, это не хотел бы и Абу-Хасан, если бы он был на нашем месте, – уверен Данилочкин. – Возможно, у преступника были сообщники, но, насколько нам известно, пока в причастности к совершению убийства подозревается только один человек. В нынешней непростой ситуации важно, чтобы от расследования отстранились политики".

Через несколько недель в Ираке должны состояться выборы в парламент, и в этой ситуации убийство Аш-Шаммари уже поставлено в политический контекст. Пресс-служба президента Ирака (сам Джаляль Талабани проходит курс лечения после перенесенного в декабре 2012 года инфаркта в Германии) немедленно охарактеризовала случившееся исключительно как "уголовное преступление". В то же время, один из руководителей министерства культуры Ирака Мудафар Аль-Рубей в интервью агентству Reuters заявил: убийство журналиста стало следствием того, что "курдская милиция фактически выведена из-под контроля министерства обороны и существует в обстановке безнаказанности". Иракский политик назвал подразделения "пешмерга" "неуправляемой силой".

Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"