На муниципальных выборах в Турции правящая партия вновь победила. Но не без труда
В Турции 30 марта прошли выборы в муниципальные органы власти. Они рассматривались как референдум о доверии премьер-министру Реджепу Эрдогану и его умеренной исламистской Партии справедливости и развития (турецкое сокращение – АК), правящей с 2002 года. Коррупционные скандалы последних месяцев подорвали доверие многих избирателей к харизматичному премьеру и его соратникам – но, как показали результаты голосования, не настолько, чтобы отправить Эрдогана в отставку, как пообещал он сам в случае поражения АК. По предварительным данным, в масштабах всей страны правящая партия набрала не менее 45% голосов, главная оппозиционная сила – Республиканская народная партия – примерно 28%. Правда, в столице – Анкаре и крупнейшем городе Турции – Стамбуле борьба оказалась куда более упорной, здесь партия Эрдогана и оппозиция разделили голоса практически поровну.
На избирательных участках в азиатской части Стамбула идет бойкая торговля турецкими баранками – симитами, которые поедают, запивая молочным айраном, крайне политизированные турецкие избиратели. Минувшим летом симиты стали символом народных волнений. Тогда демонстранты кричали, что правящая Партия справедливости и развития оставила им только дырку от бублика, и поднимали эти самые бублики вверх. На улицы городов вышли тысячи демонстрантов, протестовавших против авторитарной политики правящей партии, которая, по мнению ее оппонентов, проводит политику "ползучей исламизации" и вмешивается в их частную жизнь. Вот что говорит участник летних акций протеста, двадцатилетний Мерт, которого я встретила на одном из избирательных участков Стамбула:
– Мы протестовали против партии, которая разваливает страну. Мы сражались с полицией, которая избивала нас дубинками и травила газом, но мы не боялись, хотя некоторые из нас погибли. Теперь мы пришли на выборы, чтобы отстоять свои права. Явка избирателей очень высокая. Каждый понимает, что решается будущее Турции.
Внутриполитическая борьба вылилась на стамбульские улицы. В муниципальных выборах приняли участие 25 политических партий. Предвыборная кампания была очень бурной. Кандидаты пели песни, читали стихи, выкладывали в социальные сети компромат на соперников, обличали друг друга в отсутствии патриотизма. Это сделал, например, Девлет Бахчели, лидер третьей ведущей силы в стране – Партии национального действия, который заявил, что его партия пойдет на выборы в одиночку, потому что не доверяет никому.
Основная борьба развернулась между правящей Партией справедливости и развития и Республиканской народной партией (РНП), основанной первым президентом Турецкой республики Кемалем Ататюрком, который, как известно, проводил курс на сближение с Европой и вестернизацию Турции. Сторонники оппозиции заявляют, что исламисты "засиделись" у власти и тормозят демократическое развитие Турции. Лидер партии Кемаль Кылычдароглу собирает многотысячные митинги, ему доверяет светская часть населения страны, прежде всего в крупных городах. Вот что говорит Осман Кеман, 40-летний инженер, отдавший свой голос оппозиции:
– Партия справедливости попирает свободу граждан, преследует оппозиционных журналистов и активистов. Речь идет о выборе между демократией и автократией. Мы надеемся, что сможем помешать движению страны к авторитаризму. В последнее время к различным срокам заключения, в том числе к пожизненному, приговорили около трехсот человек, известных политиков, военных, писателей, журналистов, ректоров университетов, профсоюзных лидеров.
Эрдогана, тем не менее, поддерживает значительная часть населения Турции, особенно верующие. Это прежде всего жители черноморского побережья, откуда он родом, и обитатели центральной Турции, где находятся предприятия, которые живут за счет государственных кредитов. Проживающие в центральных районах Анатолии консервативные турки, а также небогатые слои населения надеются на помощь государства, пользуются социальными льготами и дотациями местных властей, которые Партия справедливости обещает сохранить и даже увеличить. АК тратит значительные средства на поддержание своих сторонников. Накануне выборов в муниципальные органы власти в целях привлечения избирателей (как утверждает оппозиция, для их подкупа) в бедные районы страны были отправлены целые машины с продуктами питания, бытовой техникой и углем. Десятки, если не сотни религиозных фондов, действующих в провинции, оказывают помощь населению, раздают беспроцентные кредиты бедным. Все это делается не просто так, но с расчетом на то, что в день выборов избиратели проявят лояльность правительству.
Многие в Турции действительно считают Реджепа Эрдогана благодетелем страны. Они до сих пор с благодарностью вспоминают о том, как в бытность мэром Стамбула он озеленил город, очистил улицы от мусора, организовал строительство новых дорог и больниц. Эрдоган и сегодня с удовольствием участвует в церемониях открытия бюджетных больниц и учебных заведений, привлекает молодежь из бедных семей в имам-хатибы – религиозные школы, одну из которых он сам некогда окончил. Многие видят в этой деятельности залог стабильности страны. Партия справедливости обещает построить сильную Турцию, смотрит в основном на Восток и проводит активную политику сближения с исламским миром. Вот что говорит шофер Кемаль, сторонник правящей партии:
– Мы называем их сторонниками бедных. Эрдоган открывает больницы и пункты медицинской помощи. В стране появилось около тысячи вертолетных площадок для скорой помощи. Благодаря Эрдогану в живых осталась моя жена, которая получила качественное медицинское лечение в лучшей клинике города. Раньше этого не было, и население надеялось только на себя. Думаю, что эта партия и дальше будет помогать малоимущему населению.
Надеясь покрыть растущие социальные расходы, правительство Эрдогана обложило практически все сферы турецкой экономики. Так, каждый выезжающий за границу турок должен заплатить государству около пятнадцати лир – чуть более семи долларов. В Турции установлены налоги на соль, сахар, другие продукты питания, электричество, косметику, двигатели, автомобили. Они растут вместе с ценами на топливо и газ – самыми высокими в Европе. Говорит независимый журналист Нихат Генч:
– Еще недавно лидер Турции хвастался тем, что наша экономика является самой устойчивой в Европе, однако сегодня она находится на грани стагнации. Правительство Эрдогана склоняется к авторитарной модели управления страной, а усталость от его многолетнего пребывания у власти создает предпосылки для социального взрыва. Центральный банк пытается справиться с инфляцией, поддержать турецкую лиру, которая теряет в весе с каждым днем по отношению к американскому доллару. Появился налог на алкогольные напитки, табачные изделия, повысился налог на мобильные телефоны и даже получение паспорта.
Накануне нынешних выборов в знак протеста из парламента вышли несколько депутатов, которые заявили, что не могут продолжить работу, потому что премьер игнорирует закон. Это случилось после скандальных разоблачений, когда в декабре прошлого года в ходе антикоррупционной операции "Большая взятка" по подозрению в махинациях, превышении должностных полномочий и взяточничестве своих постов лишились десять министров. А в интернете появились разоблачительные аудиозаписи телефонных переговоров, которые якобы вел сам Реджеп Эрдоган со своим сыном Билялем. Опасаясь возможных обысков, премьер просил срочно очистить квартиру от денежных средств и распределить их между ближайшими родственниками. Чтобы прекратить поток разоблачительной информации, власти приняли жесткие меры, в частности, блокировали Twitter и YouTube, что вызвало еще большее возмущение, особенно у молодежи. Говорит студент Стамбульского университета Осман:
– У одного из подозреваемых в коробках из-под обуви обнаружили около восьмидесяти тысяч евро. Правящую партию теперь называют бандой взяточников и воров. По-турецки она называется АК, что переводится как "белый" – цвет чистоты. Теперь одежды Эрдогана не такие уж белые. Когда-то эта партия пришла к власти как ярый борец под лозунгами борьбы с коррупцией, но теперь Эрдоган сам погряз в ней. Его называют султаном Реджепом – из-за любви к роскоши и излишествам.
Особенно острой была предвыборная борьба в Стамбуле. Здесь противники правящей партии пришли голосовать в формах трех сильнейших футбольных клубов Турции – "Бешикташа", "Галатасарая" и "Фенербахче". Фанаты последнего устроили многотысячные акции протеста против властей, которые якобы намеревались выдвинуть на пост директора клуба своего ставленника и уволить любимца болельщиков – Азиза Йилдырыма, которого ранее уже пытались отстранить по обвинению в организации договорных матчей.
Чтобы не допустить фальсификаций, на участках дежурили добровольные волонтеры и наблюдатели. Перед голосованием было много сообщений о возможности махинаций. Особенно сложная ситуация – в приграничных с Сирией районах на юго-востоке Турции. Местные жители обвиняют власти в бессилии и неумении справиться с проблемой сирийских беженцев. По мнению избирателей, наплыв обозленных сирийцев, вынужденных бежать из своей страны, угрожает безопасности местного населения.
Наблюдатели рассматривают нынешние выборы как своего рода разминку всех политических сил в преддверии выборов в высшие органы власти, в том числе президентских, которые пройдут этим летом. Премьер Эрдоган не скрывает стремления продолжить свою карьеру на посту главы государства.
На избирательных участках в азиатской части Стамбула идет бойкая торговля турецкими баранками – симитами, которые поедают, запивая молочным айраном, крайне политизированные турецкие избиратели. Минувшим летом симиты стали символом народных волнений. Тогда демонстранты кричали, что правящая Партия справедливости и развития оставила им только дырку от бублика, и поднимали эти самые бублики вверх. На улицы городов вышли тысячи демонстрантов, протестовавших против авторитарной политики правящей партии, которая, по мнению ее оппонентов, проводит политику "ползучей исламизации" и вмешивается в их частную жизнь. Вот что говорит участник летних акций протеста, двадцатилетний Мерт, которого я встретила на одном из избирательных участков Стамбула:
Внутриполитическая борьба вылилась на стамбульские улицы. В муниципальных выборах приняли участие 25 политических партий. Предвыборная кампания была очень бурной. Кандидаты пели песни, читали стихи, выкладывали в социальные сети компромат на соперников, обличали друг друга в отсутствии патриотизма. Это сделал, например, Девлет Бахчели, лидер третьей ведущей силы в стране – Партии национального действия, который заявил, что его партия пойдет на выборы в одиночку, потому что не доверяет никому.
Основная борьба развернулась между правящей Партией справедливости и развития и Республиканской народной партией (РНП), основанной первым президентом Турецкой республики Кемалем Ататюрком, который, как известно, проводил курс на сближение с Европой и вестернизацию Турции. Сторонники оппозиции заявляют, что исламисты "засиделись" у власти и тормозят демократическое развитие Турции. Лидер партии Кемаль Кылычдароглу собирает многотысячные митинги, ему доверяет светская часть населения страны, прежде всего в крупных городах. Вот что говорит Осман Кеман, 40-летний инженер, отдавший свой голос оппозиции:
Сторонники оппозиции заявляют, что исламисты "засиделись" у власти и тормозят демократическое развитие Турции
Эрдогана, тем не менее, поддерживает значительная часть населения Турции, особенно верующие. Это прежде всего жители черноморского побережья, откуда он родом, и обитатели центральной Турции, где находятся предприятия, которые живут за счет государственных кредитов. Проживающие в центральных районах Анатолии консервативные турки, а также небогатые слои населения надеются на помощь государства, пользуются социальными льготами и дотациями местных властей, которые Партия справедливости обещает сохранить и даже увеличить. АК тратит значительные средства на поддержание своих сторонников. Накануне выборов в муниципальные органы власти в целях привлечения избирателей (как утверждает оппозиция, для их подкупа) в бедные районы страны были отправлены целые машины с продуктами питания, бытовой техникой и углем. Десятки, если не сотни религиозных фондов, действующих в провинции, оказывают помощь населению, раздают беспроцентные кредиты бедным. Все это делается не просто так, но с расчетом на то, что в день выборов избиратели проявят лояльность правительству.
Многие в Турции действительно считают Реджепа Эрдогана благодетелем страны. Они до сих пор с благодарностью вспоминают о том, как в бытность мэром Стамбула он озеленил город, очистил улицы от мусора, организовал строительство новых дорог и больниц. Эрдоган и сегодня с удовольствием участвует в церемониях открытия бюджетных больниц и учебных заведений, привлекает молодежь из бедных семей в имам-хатибы – религиозные школы, одну из которых он сам некогда окончил. Многие видят в этой деятельности залог стабильности страны. Партия справедливости обещает построить сильную Турцию, смотрит в основном на Восток и проводит активную политику сближения с исламским миром. Вот что говорит шофер Кемаль, сторонник правящей партии:
Надеясь покрыть растущие социальные расходы, правительство Эрдогана обложило практически все сферы турецкой экономики. Так, каждый выезжающий за границу турок должен заплатить государству около пятнадцати лир – чуть более семи долларов. В Турции установлены налоги на соль, сахар, другие продукты питания, электричество, косметику, двигатели, автомобили. Они растут вместе с ценами на топливо и газ – самыми высокими в Европе. Говорит независимый журналист Нихат Генч:
– Еще недавно лидер Турции хвастался тем, что наша экономика является самой устойчивой в Европе, однако сегодня она находится на грани стагнации. Правительство Эрдогана склоняется к авторитарной модели управления страной, а усталость от его многолетнего пребывания у власти создает предпосылки для социального взрыва. Центральный банк пытается справиться с инфляцией, поддержать турецкую лиру, которая теряет в весе с каждым днем по отношению к американскому доллару. Появился налог на алкогольные напитки, табачные изделия, повысился налог на мобильные телефоны и даже получение паспорта.
Правительство Эрдогана склоняется к авторитарной модели управления страной
– У одного из подозреваемых в коробках из-под обуви обнаружили около восьмидесяти тысяч евро. Правящую партию теперь называют бандой взяточников и воров. По-турецки она называется АК, что переводится как "белый" – цвет чистоты. Теперь одежды Эрдогана не такие уж белые. Когда-то эта партия пришла к власти как ярый борец под лозунгами борьбы с коррупцией, но теперь Эрдоган сам погряз в ней. Его называют султаном Реджепом – из-за любви к роскоши и излишествам.
Чтобы не допустить фальсификаций, на участках дежурили добровольные волонтеры и наблюдатели. Перед голосованием было много сообщений о возможности махинаций. Особенно сложная ситуация – в приграничных с Сирией районах на юго-востоке Турции. Местные жители обвиняют власти в бессилии и неумении справиться с проблемой сирийских беженцев. По мнению избирателей, наплыв обозленных сирийцев, вынужденных бежать из своей страны, угрожает безопасности местного населения.
Наблюдатели рассматривают нынешние выборы как своего рода разминку всех политических сил в преддверии выборов в высшие органы власти, в том числе президентских, которые пройдут этим летом. Премьер Эрдоган не скрывает стремления продолжить свою карьеру на посту главы государства.