Полусекретный свидетель

Несмотря на открытость процесса об убийстве Анны Политковской, нового свидетеля допрашивают за закрытыми дверями

В Московском городском суде, где рассматривается дело об убийстве в октябре 2006 года обозревателя "Новой газеты" Анны Политковской, допрашивают свидетелей. Некоторых из них вызывают для участия в заседании повторно по просьбе защиты подсудимых, которая представляет доказательства по делу.

Несмотря на открытость процесса по делу об убийстве Анны Политковской, по просьбе прокуроров сегодняшнего свидетеля допрашивают за закрытыми дверями. Обвинители считают, что он, бывший сотрудник милиции, может начать рассказывать о внутренних инструкциях службы, а это журналистам знать не положено. Бывшего сотрудника оперативно-поискового управления ГУВД Москвы Олега Шошина вызвали давать показания повторно – вероятно, в феврале, когда он допрашивался по инициативе обвинения, адвокаты не успели задать ему все интересующие их вопросы.

Одно из последних заседаний суда по делу об убийстве Политковской. Январь 2014 года



Шошин работал под началом Дмитрия Павлюченкова, которого в декабре 2012 года приговорили к 11 годам лишения свободы за организацию убийства Анны Политковской. Следователи выяснили, что несколько лет назад сотрудники оперативно-поискового управления "подрабатывали", незаконно осуществляя слежку за разными людьми. Заказы принимал бывший начальник управления Дмитрий Павлюченков, он же давал поручения своим подчиненным "подхалтурить" на стороне.

Так, например, Олег Шошин осенью 2006-го следил за Анной Политковской. Об этом известно, поскольку в прошлом процессе, завершившемся роспуском коллегии присяжных, показаний Шошина от журналистов не скрывали. Тогда он рассказывал и о расценках на незаконную слежку, и служебных автомобилях, которые для этого использовали сотрудники управления, и о том, как по просьбе бывшего начальника возил в тюрьму к Сергею Хаджикурбанову (сейчас он один из пятерых обвиняемых по делу об убийстве Анны Политковской) его жену. Вероятно об этом же Шошин рассказал и теперь, но уже в закрытом судебном заседании.

Нынешние слушания в Московском городском суде уже третьи. Первый процесс закончился оправдательным вердиктом, который впоследствии отменил Верховный суд. Дело отправили на доследование, после чего к другим подсудимым добавился предполагаемый киллер и один из организаторов убийства. Во время второго судебного разбирательства из коллегии вышло большинство присяжных, и она была распущена. Новую коллегию сформировали в середине января.

Присяжным предстоит определить, доказана ли вина Лом-Али Гайтукаева, его троих племянников Рустама, Ибрагима и Джабраила Махмудовых и бывшего сотрудника милиции Сергея Хаджикурбанова. По версии следствия, Лом-Али Гайтукаев и Сергеей Хаджикурбанов организовывали преступление. Рустам Махмудов стрелял в Анну Политковскую, а Ибрагим и Джабраил следили за ней.

Несмотря на то что следователи, по их мнению, нашли троих организаторов убийства и заявили о том, что Гайтукаев для реализации преступления передал Павлюченкову 150 000 долларов, заказчик так и не установлен.
"Организаторы могут не знать заказчика или не общаться с ним напрямую, но в любом случае то обстоятельство, что уже прошло столько времени с момента убийства, а все фигуранты этого дела не найдены, говорит о том, что работа следствия оставляет желать лучшего", – говорит адвокат детей Анны Политковской Анна Ставицкая. По ее словам, потерпевшие будут довольны работой следствия только тогда, когда будут найдены все фигуранты этого дела и, в частности, заказчик преступления.