"Утка" дня. Уволенный профессор

Здание Харьковского университета

НТВ "трудоустроил" бывшего профессора Харьковского университета, но не по специальности
1 апреля программа "Чрезвычайное происшествие" на НТВ начиналась такими словами ведущей: "Вслед за военными, опальными журналистами, деятелями искусства в Россию вынуждены перебираться и представители украинской интеллигенции. Доктор филологических наук из Харьковского университета на совершенно абсурдные распоряжения руководства читать лекции по русскому языку и литературе на украинском ответил отказом. За этим последовало немедленное увольнение".

Далее шел сюжет Валерии Гавриловской о печальной судьбе Александра Михилева, с участием самого опального профессора:

Краткое содержание сюжета. "Без шумных проводов, скромно и интеллигентно профессор Михилев уходит из стен ставшего уже родным Харьковского национального университета, навсегда и не по своей воле", – говорит российская журналистка, пока мы наблюдаем, как Михилев закрывает дверь, кладет ключ в карман и долго идет по коридору.

Сам Михилев на камеру объясняет случившееся так: "Моя длительная борьба за русскую культуру на Украине закончилась тем, что я был вынужден подать заявление об увольнении". Мы слушаем сетования на печальную судьбу аспирантов, которым теперь, без Михилева, сложно будет перевести готовые диссертации с русского на украинский, рассказ о бескомпромиссной поддержке, которую оказывают Михилеву студенты и пик сюжета – разговор Михилева по скайпу с ректором Московского гуманитарного университета Игорем Ильинским. Тот предлагает Александру Михилеву место в своем университете. Уволенный профессор соглашается, справедливость восторжествовала: "В ближайшее время академик Михилев приедет в Москву. К этому моменту его новые коллеги подыщут ему жилье и подготовят кабинет", – завершает Валерия Гавриловская.

Имеется, однако, другое видео – разъяснения декана филологического факультета Харьковского национального университета Юрия Безхутрого (на украинском):

Краткое содержание на русском. "Этот сюжет является очень ярким примером той информационной войны, которую ведет Россия против Украины. В этом сюжете есть единственное правдивое сообщение. Это то, что профессор Михилев не работает в Харьковском национальном университете. Все остальное в этом сообщении не соответствует действительности".

По словам Юрия Безхутрого, Александр Михилев уволился из Харьковского университета в ноябре 2013 года:

31 августа 2013 года у профессора Михилева закончился контракт на должности профессора кафедры истории зарубежной литературы. С 1 сентября мы снова его избрали на ученом совете в должности профессора этой же кафедры на три года. Александр Дмитриевич обманным путем взял трудовую книжку и подал заявление на участие в конкурсе еще и в другом вузе. И был в том вузе избран. Тоже в должности профессора (я точно не знаю где – Мелитополь сначала там фигурировал, потом Симферополь). Об этом стало известно в нашем университете, а это не может не стать известным, потому что существуют реестры преподавателей, которые проходят через министерство, и там фиксируется, где трудовая книжка. Ему предложили выбрать, где он хочет работать. И там должна быть его трудовая книжка – или у нас, или в другом учебном заведении. Александр Дмитриевич выбрал другое учебное заведение. Поэтому у нас он написал заявление об увольнении. И произошло это в ноябре 2013 года. То есть к событиям и современной политической ситуации это не имело никакого отношения.

Кроме того, Михилев никогда не занимался историей русской литературы – он преподавал историю зарубежной. Здесь можно почитать брошюру, выпущенную Харьковским университетом к 75-летию Михилева. Ее открывают воспоминания коллег и учеников Михилева (часть написана на русском, часть – на украинском), потом идут статьи профессора о зарубежных писателях и его переводы с французского.

В свободное от работы время Михилев принимал активное участие в деятельности пророссийских движений в Харькове, был депутатом Харьковского областного совета от фракции "Русь – Слобожанский выбор", с 2010 года возглавляет "Русскокультурное объединение Слобожанщины "Созидание".

Автор сайта mediaport.ua Татьяна Федоркова встретилась с якобы уволенным профессором, и ей историю своего увольнения он изложил иначе:

Я понимаю, да, дорогу уступать молодым надо, и я готов уступить, но при условии, что разумным было бы, когда на кафедре будет подготовлен новый доктор. Я говорю: я бы хотел на полную ставку остаться. Силы есть, возможности есть, почему я должен на полставки? Я вынужден был писать заявление. И, в общем-то, был избран на полставки профессора кафедры.
После того, как избрание прошло, мне позвонили из Таврического университета с просьбой перейти к ним хотя бы на полгода на должность профессора, им крайне не хватало доктора по зарубежной литературе. Я, зная отношение декана ко мне – ущемить и так, и так – я взял трудовую книжку. Вернее, она у меня лежала, поскольку я, когда переоформлялся, должен был делать копии, и передал ее туда. Это, конечно, было нарушение! Административное. Но это не такое уж уголовное преступление, там, или административное, которое сразу требует исключения.

На вопрос Татьяны Федорковой, связано ли его увольнение с запретом преподавать по-русски, Александр Михилев отвечает:

Нет, ну вы что? Не поняли, что ли? Это был предлог для того, чтобы рассчитаться за все мои действия в защиту русского языка. Начиная с того момента, как я возглавил русское движение и предложение, совместимо ли... Это, скажем, не угроза, но, во всяком случае, намек на то, что слишком много ты занимаешься не тем, чем надо, русским языком.

Уехать в Москву Александр Михилев собирается в течение недели.

В официальном заявлении Харьковского университета (укр.), где изложены те же обстоятельства, что и в речи декана Безхутрого, говорится: "Мы искренне надеемся, что найденное жилье и подготовленный в Москве кабинет понравятся профессору, а новые коллеги очень быстро достойно оценят А.Д. Михилева".

С отзывами студентов о Михилеве можно познакомиться здесь.

В фейсбуке распространяется такое заявление доцента кафедры истории зарубежной литературы и классической филологии Харьковского национального университета Андрея Краснящих:

Михилев уволился еще осенью прошлого года. Открылось, что он уже несколько лет назад взял из университета свою трудовую и числится как на основном месте работы еще в двух вузах, в Мелитополе и Симферополе. Что, понятно, нарушение трудового законодательства. Вернуть трудовую он не смог или не захотел и уволился.

Мову Михилеву не надо учить, он ее знает отлично, в 1990-е, когда многие перешли на украинский, он лекции читал, вел заседания кафедры и вообще общался на украинском. Затем занялся политикой, возглавлял областное отделение Русского движения Украины, я там тоже был, мы, районные руководители, на общем собрании сняли его с должности за финансовые махинации. Он возглавил другую русскую организацию (их стало много). Но самое смешное – в свете того, о чем говорится в репортаже – как после всего он боролся с моим русскоязычием (я украинский знаю не так уверенно, чтобы вести на нем занятия): как приходил на мои лекции, а потом писал докладные декану, что я читаю украинскому отделению на русском, требуя меня уволить. Декан им ходу не давал. Было не только это.

Да, об аспирантах, плач Ярославны. Аспирантура на кафедре закрылась, потому что Михилев был единственным профессором, а это условие. Аспирантов у него было не двадцать, а три (всего на кафедре у всех научных руководителей – девять). Двое из них числились только на бумаге, третья перешла ко мне, занимается, пишет диссертацию. (Диссертации, надо сказать, в Украине пишутся на украинском, переводить их с русского нет необходимости.) Да и в целом, Михилев никогда и не занимался своими соискателями и аспирантами, он их только набирал себе (это дает часы, как минимум) и спустя время раздавал по другим преподавателям. Вот и та молодая женщина, что фигурирует рядом с ним в кадре, сначала была его соискательницей, потом перешла и диссертацию защитила уже у меня.

Не было б нужды опровергать ложь прилюдно, а не только в частных разговорах и переписке, если б не угроза вторжения на территорию Украины российских войск, привлеченных фальшивыми криками о помощи якобы угнетаемого здесь русскоязычного населения.