Государственная дума России в пятницу, 4 апреля, одобрила в первом чтении законопроект об ужесточении правил работы в стране международных платежных систем. Эта инициатива депутатов появилась после блокировки американскими компаниями VISA и MasterCard операций по пластиковым картам российских банков, попавших под международные санкции.
Уже с начала октября 2014 года Россия может запретить размещение вне территории страны операционных и платежных клиринговых центров платежных систем, в том числе и международных. Соответствующие изменения депутаты Государственной думы намерены внести в действующее национальное законодательство. Кроме того, размещенные в России операционные и платежные центры платежных систем, согласно тексту поправок, будут не вправе передавать информацию о транзакциях за пределы страны или предоставлять к ней доступ с территории иностранных государств. Этот запрет не коснется лишь трансграничных денежных переводов.
Именно к этим американским компаниям, занимающим в России до 90 процентов рынка пластиковых карт, обращено требование законодателей
Два года назад российские законодатели уже обсуждали схожие изменения в законодательство, но без каких-либо видимых результатов. Теперь же о них вспомнили вновь – сразу после действий крупнейших в мире платежных систем VISA и MasterCard по блокировке пластиковых карт клиентов российских банков "Россия" и "Собинбанк", попавших в санкционный список Соединенных Штатов во время российско-украинского кризиса. По сути, именно к этим американским компаниям, занимающим в России до 90 процентов рынка пластиковых карт, обращено требование законодателей. Но насколько оно справедливо и выполнимо? Бывший депутат Государственной думы, финансовый омбудсмен Павел Медведев сравнивает новые требования к платежным системам, в частности, запрет на передачу информации за рубеж, с противодействием законам физики:
"Когда вы пользуетесь интернетом, вы принципиально не можете понять, где обрабатывается ваша информация. Поэтому эти положения законопроекта даже не 20-го века – это в 19-м веке так можно было написать, когда еще плохо было понятно, что такое электромагнитные волны. Это абсурд! Не об этом надо беспокоиться. Надо заботиться о кодах, о том, чтобы вашу информацию могли прочитать вы, а другие не могли. И когда говорят о том, что мы компанию VISA сейчас обыграем, поставив промежуточные центры обработки на своей территории, возникает вопрос: а коды нам VISA отдаст или нет?"
Появление в России операционных платежных центров VISA и MasterCard будет зависеть, в первую очередь, от воли самих компаний
Пока представители VISA и MasterCard никак не комментируют очередные инициативы российских властей, фактически толкающие их на дополнительные расходы по созданию в стране отдельных операционных и платежных центров. Впрочем, как считает старший аналитик агентства RusRating Максим Плешков, они вполне могут и не согласиться с новыми правилами работы. "Это достаточно затратно. Если посчитать выручку, поступающую от операций внутри России, затраты на создание таких центров, я не уверен, что эти компании с готовность пойдут на создание таких центров". Схожего мнения придерживается и Павел Медведев. Появление в России операционных платежных центров VISA и MasterCard, по его словам, будет зависеть, в первую очередь, от воли самих компаний: "Как они решат, так и будет".
Согласно предложениям депутатов Госдумы, новые правила функционирования в России платежных систем должны заработать в течение 30 дней со дня вступления закона в силу, то есть с начала ноября. Однако законодатели пока не спешат объяснять, что же будет в случае отказа этим требованиям подчиниться. Максим Плешков, например, надеется, что это не приведет к прекращению работы в России компаний VISA и MasterCard.
Я не думаю, что если компании не согласятся, то их сразу же отключат и не дадут работать
"Я думаю, это вопрос обсуждения и переговоров. То есть принять закон можно, но вопрос в том, как он будет исполняться, насколько это будет выгодно самим гражданам России. Я не думаю, что если компании не согласятся, то их сразу же отключат и не дадут работать. Давайте все-таки дождемся принятия законов. И я не думаю, что сейчас могут быть какие-то жесткие санкции в отношении VISA и MasterCard. Все-таки, наверное, будет больше внимания уделено созданию собственной платежной системы, а санкции – вещь достаточно непродуктивная", – говорит Максим Плешков.
Одновременно с ужесточением требований к международным платежным системам в России вновь активно заговорили о быстром создании своего местного аналога. В частности, президент Владимир Путин дал месяц правительству и Центральному банку страны рассмотреть и принять необходимые решения по этому вопросу. Наиболее перспективным вариантом, как пишет газета "Ведомости", сейчас считается создание Национальной платежной системы на базе "Универсальной электронной карты" – проекта государственного "Сбербанка". Однако эксперты пока сильно сомневаются в способности любого внутреннего карточного продукта всерьез тягаться с международными платежными сервисами. Павел Медведев при этом вспоминает судьбу карты "Золотая Корона", довольно распространенной в стране:
"В последнее время она стала очень быстро развиваться. Но только для того, чтобы развиться до карты VISA, нужно установить отношения и договориться с очень многими банками, как будет передаваться информация, договориться о том, как эти банки будут взаимодействовать с магазинами, которые они обслуживают, и так далее. VISA появилась в России лет 20 назад, может быть, даже раньше, но только 5-7 лет мы перестали, входя в магазин, спрашивать: "У вас VISA обслуживается?" Компании VISA пришлось пройти всю эту работу".
Эффект будет ничтожный, потому что с этой картой в год в этот магазин придет человек пять
Еще более туманны перспективы использования российских платежных карт, по словам Павла Медведева, за пределами страны. "Заграница – это особый вопрос! Придется договариваться и с системой VISA, для того чтобы местечко нам там досталось, и с другими банками, у которых первое время большого стимула договариваться не будет. Для того, чтобы включить карту в обслуживание в каком-нибудь магазине, например, в Риме, надо пойти на большие затраты. А эффект будет ничтожный, потому что с этой картой в год в этот магазин придет человек пять".
Иначе говоря, какую бы платежную карту в рамках национальную системы ни придумали в итоге российские власти, она еще долгие годы останется продуктом исключительно для внутреннего употребления. "Эта система пока не может быть прямым конкурентом, но все зависит опять от воли регулятора, – говорит Максим Плешков из агентства RusRating. – В любом случае эта система повысит финансовую безопасность России. Наращивание оборотов вовлеченности контрагентов, банков и клиентов в систему – это просто вопрос времени. Внедрение за границей, на мой взгляд, также будет зависеть от политических отношений, в том числе и между государствами. Но на данный момент система может функционировать только внутри России, а для поездки за границу все-таки придется пользоваться картами VISA и MasterCard".
Несмотря на то что Национальная платежная система пока находится только в проекте, в России уже строят грандиозные планы по ее использованию, в том числе и в качестве противодействия экспансии иностранных конкурентов. Как сообщил депутат Государственной думы Владислав Резник, законодатели намерены рассмотреть возможность перевода в эту систему всех платежей от государства или государственных фондов, включая выплату пенсий и зарплат бюджетникам. По его оценкам, это приведет к потере от 70 до 80 процентов бизнеса компаний VISA и MasterCard в России.