"Крымнаш" – теперь и в российских школах

В российских школах проходят патриотические уроки "Мы вместе", но не все учителя готовы оправдывать аннексию Крыма
В российских школах проходят классные часы "Мы вместе", посвященные, по официальной версии, "воссоединению Крыма с Россией". Чиновники хотят объяснить детям "смысл всех событий, которые происходят в Крыму и на Украине, и позицию президента". Для разъяснения причин аннексии Крыма подготовлены специальные методички с кроссвордами и историческими справками. На передовых рубежах пропагандистской работы – депутаты от "Единой России", которые вместе с учителями проводят в школах политинформации о ситуации в Крыму.

Методические материалы, которые рассылаются по школам, носят рекомендательный характер. В них, в частности, отмечается, что состоявшийся 16 марта в Крыму референдум прошел "в полном соответствии с демократическими процедурами и международно-правовыми нормами", а "воссоединение Крыма с Россией – это знаковое событие, которое открывает новую страницу истории". В качестве дополнительных материалов классным руководителям прислали кроссворды о Крыме и обращение Владимира Путина к Совету Федерации 18 марта этого года. На одном из таких уроков в Ульяновске побывал корреспондент Радио Свобода Сергей Гогин:

Урок "Мы вместе" в 10 "А" классе 28-й средней школы прошел по четко написанному сценарию. Ученики один за другим выходили к доске и излагали заученные сведения по географии, истории и экономике Крыма. Было видно, что урок нужен не столько ученикам, сколько присутствовавшей здесь же сотруднице городской администрации. Когда дошли до темы недавнего присоединения Крыма, стало ясно, что учитель истории Любовь Москалева занимает идеологически верную позицию:

Любовь Москалева

Конечно, не всем государствам нужна вот такая сильная, окрепшая Россия, которая проводит свою внешнюю политику в своих собственных интересах (а внешняя политика всегда должна проводиться исходя из того, что выгодно в данный момент государству) – конечно, такая Россия не нужна, поэтому наблюдается конфронтация.

Свою патриотическую позицию учитель отстаивает срывающимся от волнения голосом:
Я рада за Россию, я горда своим президентом!

Никакой дискуссии на тему Крыма в этом классе не состоялось. А вот урок истории в 10 "Б" классе школы-гимназии №1 получился более живым. Современные крымские события органично вписались в тему геополитических завоеваний Екатерины Второй. Патриотов и здесь оказалось больше. Егор Цветков, например, считает, что возвращение Крыма России – лишь первый шаг, следующим шагом должно стать присоединение восточной Украины:

Нужно так же провести референдумы, где будет выяснено, сколько процентов жителей голосуют за присоединение к России. Я уверен, что это будет подавляющее большинство.

Егору близка позиция силы, он даже говорит, что готов лично воевать за восточные территории Украины. А вот у его одноклассника Арсения в Европе и в Америке живут родственники и друзья, что отражается на позиции юноши по крымскому вопросу:

Я больше негативно к этому отношусь, потому что есть пропасть между человеком и геополитикой страны, в которой он живет. Я поддерживаю свою страну, но думаю, что противостояние с Западом – это глупо. Надеюсь, что найдется какое-то мирное урегулирование.

Учитель истории и обществознания школы-гимназии №1 Анна Лысенко уверена, что в дискуссии школьники приобретают полезные навыки:

Уметь анализировать, уметь представить свою точку зрения в спорах и дебатах, уметь ее отстаивать… Я бы не стала менее патриотом своей страны, если бы мне средства массовой информации предоставляли альтернативную точку зрения. Свою позицию я продумываю, за каждое свое слово отвечаю, но и провокационные вопросы я ученикам подкидываю.

Разъяснительную работу среди российских школьников и студентов активно ведут депутаты партии "Единая Россия". В Рязани уроки "Мы вместе" провел заместитель руководителя фракции партии в Госдуме Николай Булаев, перед студентами Самарского юридического института выступил член президиума генсовета партии Александр Хинштейн. Участвующий в классных часах "Мы вместе" депутат Ярославской областной думы от "Единой России" Антон Капралов объясняет, почему народные избранники пришли в школы:

– Эта идея была рождена и сформулирована федеральным руководством партии "Единая Россия" в связи с тем, что Крым присоединился к России. Было решено запустить проект проведения в школах открытых уроков "Мы вместе". Формат мероприятия таков: лидеры общественного мнения – депутаты, губернаторы, сотрудники администраций – приходят в школы и рассказывают ученикам средних и старших классов суть произошедшего воссоединения России и Крыма и значение этого исторического события.

Вот что думает о патриотических уроках, которые проводятся в российских школах, заслуженный учитель России, преподаватель истории московской гимназии №1567 Тамара Эйдельман:

Тамара Эйдельман


– Это просто возмутительно! Это очередное промывание мозгов детям.
Методичка, которую разослали, полна грубых ошибок, полна передергиваний. Там ничего не говорится о депортации крымских татар. Что сказать?
Методичка, которую разослали, полна грубых ошибок, полна передергиваний. Там ничего не говорится о депортации крымских татар. Что сказать?

Ожидаются ли такие уроки в московских учебных заведениях, в московских школах, гимназиях? Что говорят ваши коллеги? Как они их будут проводить, если вдруг придется?

– Я не знаю. У меня ощущение, может быть, потому что я не классный руководитель, но как-то нам ничего такого не сказали. Вообще, эти уроки, что интересно, должны проводить не историки, а классные руководители. Но не знаю, что-то это мимо меня прошло. Похоже, что у нас этого нет.

Если бы вдруг именно вас попросили провести урок "Мы вместе"?

– Я бы с удовольствием провела. Я бы сказала, что я думаю. Может быть, поэтому меня и не просят.

Еще до аннексии Крыма, в разгар противостояния на киевском Майдане, учитель истории гимназии №3 из Архангельска Михаил Копица на одном из своих уроков объяснил детям, что расценивает происходящее на Украине как революцию, а также высказался против российского военного присутствия в Крыму. Кто-то из школьников поделился этим дома, и на учителя настрочили донос, обвинив его в "бандеровской" и "махновской" пропаганде. Михаил написал объяснительную, и его оставили в покое. Патриотические уроки в гимназии пока не проводились, но тема аннексии Крыма периодически всплывает в разговорах с учениками:

Михаил Копица

– Я вижу свою роль в том, чтобы хоть немного противодействовать тому потоку пропаганды, который сейчас исходит из СМИ. А СМИ, в первую очередь телевидение, как выясняется, играют значительную роль в формировании общественного мнения. Детям очень трудно в силу возраста своего, еще не сформировавшегося мировоззрения, противостоять этому информационному пропагандистскому потоку, а он однобокий. Я стараюсь обратить на это внимание, пытаюсь объяснить это.

А они вступают с вами в дискуссию? Верят ли они безоговорочно телевизору?

– Кто-то верит, кто-то нет, кто-то абсолютно экранирует то, что происходит, кто-то относится исключительно индифферентно, кто-то прислушивается к мнению родителей. Для кого-то мнение родителей – это красная тряпка, на которую нужно бросаться и кидаться. Там разные точки зрения присутствуют. В подавляющем большинстве случаев из старшеклассников, если они высказывают суждения какие-то, то это не их личное суждение. Это, как правило, проецирование того, что они где-то услышали, узнали, прочитали, поговорили с кем-то.
Во все время этого кризиса один-единственный раз одна барышня в 9-м классе достаточно жестко проводила такую политику, вступила со мной в спор касательно того, что происходит в Крыму
Во время этого кризиса один-единственный раз одна барышня в 9-м классе достаточно жестко проводила такую политику, вступила со мной в спор касательно того, что происходит в Крыму. Она проецировала такую, условно назовем, патриотическую позицию или то, что называется патриотической позицией сейчас. Вот это был один-единственный раз. Но я не так часто и говорил об этом.

Если вдруг в вашу школу поступит разнарядка о том, что нужно провести классный час о том, что происходит в Крыму, под условным названием "Мы вместе", что вы в этом случаете будете говорить ребятам?

– Я полагаю, что, зная мою позицию, администрация освободит меня от подобного дела. Это я могу быть уверен. Вообще, обычно классные часы проводит классный руководитель. Я не являюсь классным руководителем. Поэтому на меня такая обязанность не падет. В этом смысле я доволен, потому что мне не придется наступать на горло собственной песне. Думаю, что классные руководители выполнят свою работу и, используя методички, скажут то, что требуется. Может быть, кто-то добавит что-то от себя в одну или в другую сторону.

А что в принципе грозит учителю, который объяснит детям происходящие на Украине процессы и причины аннексии Крыма не так, как рекомендуют власти, а по совести?

– Я не знаю, что смогут сделать. Потому что методические рекомендации – это рекомендации. Мы можем, с точки зрения закона, терминологии, принять их или не принять. А вот то, что законом об образовании гарантируется нам право на высказывание своей точки зрения – это совершенно очевидно, точно, ясно и понятно, черным по белому прописано. Что грозит? Если будет какой-то сигнал, к примеру, что обычно происходит? Паника руководителей-бюрократов низшего звена. Они позвонят в школу, спросят, что произошло, потребуют снова взять объяснительную. Но я думаю, что дальше этого вряд ли что-то может произойти. Если говорить об увольнении, то я очень сомневаюсь, что это возможно.

Что будет с Россией в ближайшее время?

– Я же не политический аналитик. Я учитель истории. Я не знаю, что будет, но я могу сказать, что меня пугает. Меня пугает и вызывает беспокойство, что идет закручивание гаек. Всех ведь очень напугало словечко президента – пятая колонна, национал-предатели. Боюсь усиления российского патриотизма – бессмысленного и беспощадного.