Радости и беды "странствующих людей"

Румынские цыгане покидают нелегальный лагерь, снесенный полицией, в одном из предместий Парижа. Декабрь 2013 года

8 апреля – Международный день цыган
8 апреля цыгане всего мира отмечают собственный национальный праздник, дата которого была установлена в 1971 году, во время Первого всемирного цыганского конгресса в Лондоне, когда представители цыганских общин из тридцати с лишним стран мира учредили свой Союз, а также выбрали флаг и гимн своего народа. Хотя "цыгане" – это более чем 80 разных этнических групп, их всех объединяет общее происхождение, культурный кодекс и образ жизни.

Цыгане по всему миру, в том числе в странах Европейского союза, согласно последним докладам экспертов Совета Европы, продолжают подвергаться дискриминации, в том числе со стороны официальных властей. Их часто обвиняют в неспособности интегрироваться в общество, в нежелании следовать культурным устоям стран их проживания, в эксплуатации детей, в воровстве и других правонарушениях. На территории Европы сегодня живут, по приблизительным оценкам международных НКО, примерно 10 миллионов цыган, причем около 90 процентов из них находятся за чертой бедности. В странах ЕС ежегодно публикуется официальная статистика антисемитских и исламофобских инцидентов и рассказывается о борьбе с такими случаями, однако вопрос дискриминации цыган на правительственном уровне не исследуется.

Французские цыгане - "мануш"



Ежегодно свой отчет по данной проблеме готовит "Международная амнистия". Во вторник, 8 апреля, в Марселе французское отделение этой всемирной правозащитной организации представляет отчет по состоянию дел в Чехии, Греции и Франции. Авторы текста не сомневаются: в этих странах, помимо частых проявлений враждебности со стороны местного населения, в отношении цыган творится полицейский произвол, который в большинстве случаев даже не расследуется.

Двадцать тысяч цыганских мигрантов во Франции, большинство из которых прибыли сюда, спасаясь от дискриминации в Румынии и Болгарии, вряд ли считают 8 апреля радостным днем, говорит Жюли Элюан, отвечающая во французском филиале "Международной амнистии" за кампанию по борьбе с дискриминацией:

– В первую очередь это день, который позволяет вновь привлечь внимание ко всем проблемам и нарушениям прав, с которыми цыгане сталкиваются практически по всей Европе. В этом и состоит цель нашего отчета. Мы приурочили его публикацию к этому дню, и в этом году, к сожалению, нам приходится констатировать рост нетерпимости и насилия в отношении цыган в ряде европейских стран.

Одной из этих стран остается Франция. В отчете "Международной амнистии" упоминаются несколько самых громких случаев полицейского произвола при демонтаже нелегальных цыганских лагерей и бездействие властей в том, что касается интеграции цыганских мигрантов. Предметом изучения в данном случае являлись цыганские мигранты преимущественно из Румынии и Болгарии. Местные "странствующие люди" (gens de voyage – принятая во Франции политкорректная форма для определения этой группы населения), по ее словам, тоже страдают от постоянных притеснений, но их беды все же куда меньше, чем проблемы их собратьев, не имеющих во Франции легального статуса, подчеркивает Жюли Элюан:

Сербские цыгане в Европе



– Мы разделяем цыганское население Франции на две категории: мигранты из Восточной Европы и французы. Проблемы у этих групп населения совершенно разные. Мигранты подвергаются постоянным насильственным переселениям и не имеют возможности найти постоянное жилье. Их французские соплеменники сталкиваются здесь с дискриминацией, главным образом, в системе образования и с трудностями, сопряженными с реализацией правительственной программы по интеграции "странствующих людей" в населенных пунктах с населением, превышающим пять тысяч человек.

В течение последнего года на территории Франции были ликвидированы около десятка нелегальных цыганских поселений. Речь идет об импровизированных лагерях, обитатели которых (как правило, от 50 до 200 человек) живут в автофургонах и палатках, занимая общественные парковки и парки. Власти не имеют реальных инструментов для выдворения таких "нежелательных мигрантов" из страны, потому что речь идет о гражданах Евросоюза, имеющих право на свободное передвижение в его пределах. Поэтому на практике применяется политика "наибольшей жесткости и наименьшей толерантности", чтобы у цыган пропало всякое желание возвращаться в населенные пункты, из которых их прогнали. Иными словами, жителей цыганских лагерей подвергают постоянным полицейским проверкам, иногда – посреди ночи, при этом их имущество нередко портят, якобы случайно. Цыганские фургоны, которые владельцам не под силу вывезти самим, могут просто оказаться на свалке. Местные власти, как правило, тоже не проявляют особой приветливости в отношении цыганских мигрантов, отказываясь записывать их детей в школы, хотя такое право гарантируется законом, продолжает Жюли Элюан:

– Дети цыган имеют право на обучение, как все дети во Франции. Но, к сожалению, несмотря на все усилия, предпринятые в этой сфере, они сталкиваются с непреодолимыми трудностями, потому что многие муниципалитеты отказываются записывать их в учебные заведения, мотивируя это отсутствием постоянного места проживания.

Правительство Франции уже распространило три циркуляра, обязывающие муниципальные власти принимать детей мигрантов в школы, но эти документы содержат лишь рекомендации, не имеют практической силы и выполняются далеко не всегда, поясняет представитель "Международной амнистии".

Перепись "Красного креста" в цыганском таборе в Италии



Правозащитники в корне не согласны с заявлениями многих французских политиков (в том числе нынешнего премьер-министра от Социалистической партии Мануэля Вальса) о том, что образ жизни цыганских мигрантов несовместим с европейскими устоями, что они не поддаются интеграции и должны возвратиться в страны исхода. По словам Жюли Элюан, на практике можно видеть совсем иные примеры:

– Большинство этих людей хотят жить обычной жизнью. Речь уже давно не идет о кочевом образе жизни, в классическом его понимании. Многие цыганские мигранты из Румынии и Болгарии давно не кочуют, они живут во Франции по десять-пятнадцать лет. Они существуют здесь в условиях крайней бедности, живя в трущобах-"бидонвилях" и нелегальных лагерях, часто без доступа к воде, электричеству и элементарной санитарии. Вместе с тем, судя по результатам нескольких проектов, реализованных в ряде населенных пунктов Франции, в тот момент, когда эти люди получают возможность жить в человеческих условиях, они действуют так же, как все: ходят на работу, воспитывают детей, учат французский язык.

Постоянно перемещающимся по Франции цыганам и кочевать-то приходится именно потому, что государство не заинтересовано в их интеграции, считает представитель "Международной амнистии". На государственном уровне продолжает проводиться политика насильственного выдворения и "крутящихся дверей". В прессе часто описываются истории очередной ликвидации нелегального лагеря, жителям которого приходится искать новое место временного жительства – до следующего выдворения, так как государство не предлагает альтернативы. Зачастую в результате таких выдворений крупные семьи с маленькими детьми оказываются на улице без крыши над головой и средств к существованию. Лишь в единичных случаях, по инициативе муниципальных властей того или иного региона, цыганам предоставляют жилье в караванах или легких постройках (как, например, в Лиле и в Марселе), обеспечивая им помощь социальных работников для успешной интеграции. В августе 2012 года специальная межминистерская комиссия выработала рекомендации по предоставлению цыганам жилья в случае ликвидации нелегальных поселений, но на практике и эти предложения пока применяются далеко не всегда.

Один из обитателей нелегального цыганского лагеря



Наибольший резонанс во Франции, однако, приобрела не история с ликвидацией целого цыганского лагеря, а депортация из страны одной цыганской семьи. 9 октября 2013 года 15-летнюю школьницу из города Ду Леонарду Дибрани арестовали прямо на выходе из школьного автобуса. Ее с семьей отправили назад в Косово, объяснив это тем, что все запросы отца семейства на предоставление вида на жительства были отклонены. Эта депортация вызвала во Франции такую волну молодежных протестов, что уже спустя десять дней президенту Франсуа Олланду пришлось пригласить Леонарду обратно, но без семьи. Девушка отказалась, и ее история постепенно исчезла из заголовков.

По мнению Жюли Элюан, "дело Леонарды" – это лишь одна человеческая драма из множества печальных историй, связанных с мытарствами цыганских мигрантов во Франции. И все же позитивный сдвиг есть, отмечает представитель "Международной амнистии". С января этого года было устранено одно очень существенное препятствие на пути к интеграции цыганских мигрантов во Франции. В свете подписанных с Румынией и Болгарией соглашений выходцы из этих стран теперь имеют право работать на французской территории. Бюрократические и налоговые барьеры устранены, и правозащитники надеются, что доступ к трудоустройству даст позитивный толчок интеграции цыган.