Фильм чешского режиссера рассказывает о техникие использования допинга как оружия социалистических спортивных побед
В Чехии состоялась премьера художественного фильма Fair Play ("Честная игра"), рассказывающего о секретной программе допинга спортсменов в социалистической Чехословакии. Картина основана на реальных событиях – автору сценария и режиссеру Андрее Седлачковой удалось привлечь к работе над фильмом бывших спортсменов, причастных в этой программе. Журналистам сделать этого не удавалось, так как многие до сих пор предпочитают хранить молчание. Подробности о приеме спортсменами анаболических стероидов стали известны 10 лет назад после обнародования нескольких документов.
В 2006 году одна из крупнейших чешских газет – "Днес" – опубликовала серию материалов о незаконных практиках, распространенных в чехословацком спорте в 70-80-х годах прошлого века. Из этих материалов следует, что чехословацкие атлеты высокого уровня под присмотром Чехословацкого союза физкультуры и спорта регулярно принимали стероиды, стимулирующие увеличение мышечной массы. Стало известно, что допинг регулярно принимал
Имрих Бугар, получивший серебряную медаль в соревнованиях по метанию диска во время летней Олимпиады в Москве в 1980 году, а также Ота Заремба, олимпийский чемпион по тяжелой атлетике. Заремба – один из немногих, кто признает употребление допинга, поскольку из-за этого он стал инвалидом.
Из результатов анализов крови, которые попали в распоряжение чешской газеты "Днес", стало известно, что допинг регулярно принимали в основном бегуны, метатели диска и тяжелоатлеты. Это происходило под контролем государства, которое воспринимало спорт как инструмент идеологической борьбы: спортсмены из социалистических стран должны были добиться преимущества над своими западными соперниками. Государственная программа допинга кроме Чехословакии существовала также в Советском Союзе и ГДР.
Посвященное стероидам журналистское расследование легло в основу рассказанной в фильме Fair Play истории молодой легкоатлетки, которую принуждают принимать анаболики. Главная героиня фильма пытается отказаться от приема запрещенных препаратов, однако стремительно теряет форму по сравнению с другими членами команды, не сомневающимися в правильности спортивной государственной политики. Это ставит под вопрос участие спортсменки в летней Олимпиаде в Лос-Анджелесе, которая является единственной возможностью получить разрешение на выезд за рубеж для встречи с эмигрировавшим отцом. Героиня фильма в итоге отказывается от участия в Олимпиаде – после отказа ее матери, занимающейся распространением самиздата, сотрудничать со службой госбезопасности. Однако, вслед за СССР, Чехословакия принимает решение бойкотировать Олимпиаду в 1984 году – после бойкота некоторыми странами Запада московской Олимпиады.
– Несколько лет назад мне в руки попала газета с аналитической статьей о тайной государственной программе допинга в Чехословакии, – рассказывает режиссер и сценарист фильма Fair Play Андреа Седлачкова. – Тема мне показалась очень интересной, потому что, с одной стороны, это было свидетельством отношения к спорту в Чехословакии, а с другой – характеристикой всей социалистической системы, для которой были важны лишь медали на международных соревнованиях, а подрыв здоровья спортсменов был делом второстепенным. Эта история позволила говорить о том, что мне кажется важным, исследовать темы, которые я разрабатывала и в других своих фильмах, – правда, совесть, границы, за пределы которых идти невозможно, жертвы, на которые способен пойти человек ради успеха и победы.
– Как вам удалось собрать информацию о допинговой программе? В вашем фильме есть много подробностей, которые, как мне кажется, невозможно получить из обычной газетной статьи.
– Я прошла довольно длинный путь, прежде чем реализовать эту идею, потому что, кроме уже упомянутой мной статьи, в открытом доступе нет другой информации о программе. Эту тему пока не изучали историки, о ней не написаны книги. К тому моменту, когда я начала работать над темой допинга в спорте,
выяснилось, что умер журналист, который посвятил ей свое расследование. Мне пришлось обращаться к тем, кто имел непосредственное отношение к приему стероидов, – врачам, спортсменам, тренерам. Поначалу никто из них не хотел со мной говорить, потому что они думали, что я занимаюсь журналистским расследованием. Когда мне удалось убедить их, что я собираюсь снять фильм и у меня нет умысла называть имена участвовавших в программе спортсменов, после того, как я дала обещание сохранить анонимность, они решились мне помочь. Я давала им читать сценарий, работа над которым продолжалась три года. Они извлекли из памяти подробности, которые, как мне показалось, сознательно старались забыть. С их помощью мне удалось понять, где в моем сценарии выдумка и как все происходило на самом деле.
– Есть ли у главной героини фильма прототип или вы придумали персонаж для того, чтобы просто рассказать историю о допинговой программе?
– Я обнаружила, что одна чехословацкая легкоатлетка, имя которой называть не хочу, получала от своего тренера под видом витамина В анаболический стероид – препарат "Стромба". Это я использовала и в фильме.
– Кроме допинга, фильм Fair Play – это еще и картина эпохи "нормализации", как период застоя называют в Чехословакии. Причем, почти каждый герой вашего фильма говорит об эмиграции. Вы сами эмигрировали незадолго до "бархатной революции".
– Я стремилась передать атмосферу того времени. Главной героине фильма – 18 лет, а мне в 1983 году тоже было 18. Поэтому я прибегла к своим воспоминаниям. Для меня съемки стали своего рода экскурсией в прошлое, во времена моего взросления, со всеми вопросами, которые задавал себе каждый, кто в то время жил в Чехословакии. Мы постоянно спрашивали себя, стоит ли нам оставаться жить в этой стране, как делать карьеру, как жить, не нарушая этических и моральных принципов. В нашей семье и в моем окружении практически каждый задумывался о том, стоит ли эмигрировать, стоит ли уезжать сразу после школы или только получив высшее образование. Поэтому фильм Fair Play – это еще и вопрос, который я сама задавала себе в то время. Я на него ответила тем, что решилась на эмиграцию, – рассказала Радио Свобода режиссер Андреа Седлачкова.
Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"
В 2006 году одна из крупнейших чешских газет – "Днес" – опубликовала серию материалов о незаконных практиках, распространенных в чехословацком спорте в 70-80-х годах прошлого века. Из этих материалов следует, что чехословацкие атлеты высокого уровня под присмотром Чехословацкого союза физкультуры и спорта регулярно принимали стероиды, стимулирующие увеличение мышечной массы. Стало известно, что допинг регулярно принимал
Из результатов анализов крови, которые попали в распоряжение чешской газеты "Днес", стало известно, что допинг регулярно принимали в основном бегуны, метатели диска и тяжелоатлеты. Это происходило под контролем государства, которое воспринимало спорт как инструмент идеологической борьбы: спортсмены из социалистических стран должны были добиться преимущества над своими западными соперниками. Государственная программа допинга кроме Чехословакии существовала также в Советском Союзе и ГДР.
Посвященное стероидам журналистское расследование легло в основу рассказанной в фильме Fair Play истории молодой легкоатлетки, которую принуждают принимать анаболики. Главная героиня фильма пытается отказаться от приема запрещенных препаратов, однако стремительно теряет форму по сравнению с другими членами команды, не сомневающимися в правильности спортивной государственной политики. Это ставит под вопрос участие спортсменки в летней Олимпиаде в Лос-Анджелесе, которая является единственной возможностью получить разрешение на выезд за рубеж для встречи с эмигрировавшим отцом. Героиня фильма в итоге отказывается от участия в Олимпиаде – после отказа ее матери, занимающейся распространением самиздата, сотрудничать со службой госбезопасности. Однако, вслед за СССР, Чехословакия принимает решение бойкотировать Олимпиаду в 1984 году – после бойкота некоторыми странами Запада московской Олимпиады.
– Как вам удалось собрать информацию о допинговой программе? В вашем фильме есть много подробностей, которые, как мне кажется, невозможно получить из обычной газетной статьи.
– Я прошла довольно длинный путь, прежде чем реализовать эту идею, потому что, кроме уже упомянутой мной статьи, в открытом доступе нет другой информации о программе. Эту тему пока не изучали историки, о ней не написаны книги. К тому моменту, когда я начала работать над темой допинга в спорте,
Мы постоянно спрашивали себя, стоит ли нам оставаться жить в этой стране, как делать карьеру, как жить, не нарушая этических и моральных принципов
– Есть ли у главной героини фильма прототип или вы придумали персонаж для того, чтобы просто рассказать историю о допинговой программе?
– Я обнаружила, что одна чехословацкая легкоатлетка, имя которой называть не хочу, получала от своего тренера под видом витамина В анаболический стероид – препарат "Стромба". Это я использовала и в фильме.
– Кроме допинга, фильм Fair Play – это еще и картина эпохи "нормализации", как период застоя называют в Чехословакии. Причем, почти каждый герой вашего фильма говорит об эмиграции. Вы сами эмигрировали незадолго до "бархатной революции".
– Я стремилась передать атмосферу того времени. Главной героине фильма – 18 лет, а мне в 1983 году тоже было 18. Поэтому я прибегла к своим воспоминаниям. Для меня съемки стали своего рода экскурсией в прошлое, во времена моего взросления, со всеми вопросами, которые задавал себе каждый, кто в то время жил в Чехословакии. Мы постоянно спрашивали себя, стоит ли нам оставаться жить в этой стране, как делать карьеру, как жить, не нарушая этических и моральных принципов. В нашей семье и в моем окружении практически каждый задумывался о том, стоит ли эмигрировать, стоит ли уезжать сразу после школы или только получив высшее образование. Поэтому фильм Fair Play – это еще и вопрос, который я сама задавала себе в то время. Я на него ответила тем, что решилась на эмиграцию, – рассказала Радио Свобода режиссер Андреа Седлачкова.
Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"