Открытые двери российского хоккея

Сборная России по хоккею. Фото на память

Корреспондент газеты "Спорт-Экспресс" Андрей Кузнецов делится впечатлениями о дне открытых дверей, который провела сборная России по хоккею на базе в Новогорске.

То, что у нас появилась абсолютно другая сборная, я понял на первой минуте пребывания на базе национальной команды. Подходил к тренировочному комплексу, где расквартировался ожидавший ледового занятия весенний призыв Олега Знарка, и не верил своим ушам. На входе в здание царствовал раскатистый смех.

Источником несметных волн хорошего настроения был штаб сборной России, практически в полном составе "заседавший" на свежем воздухе. Главный тренер попыхивал сигареткой, генеральный менеджер одобрительно хлопал по плечам автора вызвавшей веселье реплики, их собеседники не стеснялись говорить в голос и не собирались прятать в пол глаза. Ничего похожего в исполнении окружения прежнего наставника не было и в помине. Подобная нынешней публичная искренность всегда была в опале у Билялетдинова и К.

Прежний штаб сборной все больше предпочитал не жить по любимому Знарком "принципу стаи", а быть набором одиночек. Ходили по одному. Выходили подышать кислородом по одному. Беседуя с вами один на один, постоянно оглядывались по сторонам и сбивались на шепот.

Внутри сборной – самая настоящая политическая оттепель. Только не хрущевская, а знарковская
Самым плохим в той привычке застегиваться от внешнего мира на все пуговицы было неразрешимое противоречие. Еще два месяца назад штаб сборной не понимал, что подотчетная структура – не частная лавочка, находящаяся в полной собственности и зависимости от пары облеченных властью людей. А национальная команда, которая уже названием выдает принадлежность не главному тренеру с генменеджером, а всему народу. Миллионам преданных душой болельщиков, которые хотят знать об объекте любви как можно больше. В ответ на свои чистые чувства они получали заготовленный бывшим наставником топор, которым безжалостно обрубались все попытки узнать и рассказать о сборной что-нибудь интересное.

Искусственно собираемый механизм мог быть безупречным, как швейцарские часы, в дни ЧМ-2012, а мог безжалостно сбоить-барахлить в олимпийские дни. Главное, что ни в одном, ни в другом случае у него не было души. А без души золотую команду не выстроить. Доказано в Сочи-2014.

Нынешним апрелем началась другая большая хоккейная стройка – уже к Олимпиаде-2018. Никто не знает, какими ледовыми итогами обернется процесс. Но почин, сделанный новым штабом в эти дни, дает повод надеяться на хорошее. Потому что сборной первым делом вернули ту самую душу, которая била через край внутри серебряного ХК МВД и дважды золотого "Динамо" Сафронова – Знарка. Ту самую душу, с которой ее всеми силами разлучали в течение трех предыдущих лет.

Национальная команда живет по собственному календарю, но в эти дни он полностью совпал с метеорологическим. Внутри сборной – самая настоящая политическая оттепель. Только не хрущевская, а знарковская.

* * *

Корреспондент газеты "Спорт-Экспресс" Олег Шамонаев сообщает о планах Международного олимпийского комитета.

Большой спорт вступает в полосу больших потрясений, по сравнению с которыми прошлогодняя кампания по спасению олимпийского статуса борьбы покажется лишь легкой разминкой. 8-9 декабря этого года внеочередная сессия МОК в Монако планирует принять революционные предложения по реформе олимпийской программы, подготовленные командой нового главы Международного олимпийского комитета Томаса Баха и предварительно одобренные во время Олимпиады в Сочи.

Главная идея преобразований – программа Игр должна стать более гибкой и современной. Например, практически решенным делом считается проведение в рамках Олимпиады-2020 в Токио соревнований по бейсболу, чрезвычайно популярному в Японии. Это произойдет несмотря на то, что осенью прошлого года бейсболу официально было отказано во включении в программу Игр-2020, а Хартия МОК не оставляет вариантов для пересмотра данного решения. Но Бах все равно готов продавить включение бейсбола: сделано это, скорее всего, будет за счет сокращения дисциплин в других видах спорта.

8-9 декабря этого года внеочередная сессия МОК в Монако планирует принять революционные предложения по реформе олимпийской программы
И ведь бейсбол – это только начало. Более 30 видов спорта, хоть и официально признаны МОК, но не входят в программу Игр, и все они наверняка будут искать повод для того, чтобы в обозримом будущем получить свой олимпийский шанс. Среди них есть и такие прекрасные дисциплины, как состязание мастеров летающих дисков (фрисби), боулинг или перетягивание каната.

То, что Томас Бах спешит прослыть реформатором, – наверное, хорошо. Механизм олимпийского движения давно проржавел и нуждается в основательной чистке. Однако реформаторский зуд имеет оборотную сторону – бессистемное откручивание винтиков и шестеренок грозит нарушить хрупкое равновесие всей системы. Собственно, разрывы шаблонов на фоне революционных настроений в МОК уже начались.

Особо отличился новый глава Международного союза велосипедистов (UCI) Брайан Куксон, внезапно предложивший включить велокросс в программу зимних Игр. Более того, постепенно его идея трансформировалась в еще более радикальную – из загруженного олимпийского "лета" в более камерную "зиму" уже предлагается переправить сразу три вида спорта, обитающих под крышей, – велотрек, дзюдо и бадминтон. Почему речь идет именно об этих видах, а не об их зальных "коллегах" (например, борьбе, тяжелой атлетике или фехтовании), Куксон не объясняет. Зато он придумал, как обойти требование Хартии МОК, жестко привязывающее зимние Олимпиады к снегу и льду.

Соответствующую статью главного олимпийского закона глава UCI предлагает переформулировать так, чтобы соотнести зимние Олимпиады просто с "холодным временем года". Это откроет дорогу на Белые Игры практически для любых видов спорта за исключением разве что легкой атлетики и конного спорта. Страшно представить, во что могут вылиться такие реформы. Пока проект Куксона не нашел поддержки даже в рамках конвента "СпортАккорд", объединяющего федерации по большинству олимпийских видов спорта. Но еще не вечер, до 8 декабря много времени.

Затевая глобальную встряску олимпийского движения, боссы МОК выпускают на волю всех возможных околоспортивных бесов. И кто теперь станет следующим источником сомнительных идей, предсказать уже невозможно. В людях, желающих перекроить сложившийся за целый век мир современного спорта, недостатка никогда не было. Но все революционные бури прежде разбивались о консервативную глыбу МОК. Теперь глыба начала дрейфовать и, что самое печальное, неясно в каком направлении.

Когда МОК отстаивал идеалы любительского спорта или брал курс на коммерциализацию всего и вся, когда каждая большая страна бессовестно лоббировала "свои виды", это зачастую было спорно, но логично. Нынешняя же стратегия "большей гибкости" пока никакой реакции, кроме недоумения, не вызывает.

Каких еще "креативных" решений ждать нам от спортивных топ-менеджеров новой волны? Конечно, олимпийский бренд пока очень силен, и у Томаса Баха вроде бы есть право на парочку ошибок. Однако МОК – далеко не единственный игрок в мире спорта высших достижений. И его конкуренты в борьбе за симпатии публики не дремлют.

* * *

Спортивный врач Сергей Ледовской в интервью корреспонтенту хоккейного агентства Winners Марине Басовой заявляет: "Массовый спорт оторван от реальной медицины"

Сергей Михайлович Ледовской – врач высшей квалификационной категории по специальности "Лечебная физкультура и спортивная медицины". После окончания ординатуры работал в системе здравоохранения. А спустя какое-то время попал в институт Авиакосмической медицины. Оттуда судьба привела его в Центральный совет "Динамо" и вот уже с 1984 года он связан со спортом высших достижений. Больше всего внимания уделяет игровым видам спорта. А еще является членом комплексной научной группы хоккейного клуба "Динамо" и сборной команды России. При этом также тесно сотрудничает и с футбольным клубом "Динамо" и даже участвовал в разработке медико-восстановительного центра их спортивной базы.

Ни для кого не секрет, – говорит врач, – что существует ряд документов, регламентирующих прохождение медицинских обследований спортсменов. Но зачастую то, что написано на бумаге, там и остается. И в жизни, к сожалению, многие не уделяют медицинскому обследованию должного внимания.

Порой ребенка в спорт приводят родители, которые хотят реализовать какие-то свои амбиции. Ведь в настоящее время профессиональный спорт – это еще и хороший способ заработать большие деньги. Безусловно, родители желают своим детям лучшего, но часто даже не задумываются о том подходит и нужен ли вообще выбранный вид спорта их юному дарованию. А пока это поймет сам начинающий спортсмен, то могут пройти годы, за которые хоккеисту не раз придется рисковать своим здоровьем.

У многих родителей появляется идея-фикс – нужно дать своему ребенку спортивную профессию и тем самым осчастливить его. Например, в хоккее, так называемый бум, уже давно. Насмотревшись на многомиллионные контракты Овечкина, Малкина и других элитных спортсменов, родители за руку вели детей в спортивные школы. Также как и в теннис после успехов Шараповой. Этот повышенный интерес к спорту периодически то возникает, то спадает. А к игровым видам спорта всегда был повышенный интерес, как к футболу, так и к хоккею.

Но недостаточно просто отдать ребенка в спортивную школу, что называется "вслепую". Прежде всего необходимо тщательное медицинское обследование. Сейчас на вооружении стоят самые последние технологии.

У многих родителей появляется идея-фикс – нужно дать своему ребенку спортивную профессию и тем самым осчастливить его
Составление генного паспорта позволяет родителям понять предрасположенность ребенка к определенным видам спорта, помогает подобрать спортивное функциональное питание и даже оценить степени риска по здоровью.

В нашей стране, к сожалению, система подготовки юных спортсменов, медицинское сопровождение и медико-биологическое обеспечение на протяжении профессиональной карьеры спортсмена зачастую не выстроено. Это касается всего спорта, а детско-юношеского тем более. Взрослые спортсмены, выйдя на определенный уровень попадают в так называемую "зону внимания". И если члены сборных команд страны законодательно обязаны в определенной последовательности проходить углубленные, этапные, текущие медицинские обследования, потому что это прописано в документации, то это звено массового спорта, которое дает начало – оно оторвано от реальной медицины. В этой области у нас сейчас только создается хорошая база. Сложно сказать насколько успешно будет проходить этот процесс, потому что она все равно будет сделана с прицелом на элитных спортсменов. Но ведь элиту дает массовый спорт.

Учебно-тренировочный процесс, безусловно, стоит во главе всего. Но спорт можно сравнить с равнобедренным треугольником. Спортсмен всегда является его вершиной, две другие стороны – это медики с тренерами и родители. Если одна из этих сторон будет перекошена, то у спортсмена начнут возникать проблемы. Любой спорт – это запредельные нагрузки.

И без новых инновационных технологий и подходов к конкретному виду спорта, решить что-либо будет сложно. Поэтому новые направления, которые сейчас появляются: качественное исполнение спортивного отбора, новое поколение спортивного питания, введение в спорт новых методов восстановления – все это положительно отразиться на здоровье и на системе в целом. В этом плане всегда нужно делать акцент на спортивную медицину. Ведь нагрузить спортсмена может каждый, но необходимо еще его восстановить и позволить перенести колоссальный объем нагрузок, которые зачастую не соответствуют понятию здоровья.

В советском спорте многое решалось массовостью: приходило громадное количество спортсменов, которые в процессе отсеивались, не выдерживая больших объемов нагрузок. Получалось так, что за спиной всегда стоял человек, который готов был занять твое место.

Потом в какой-то момент был потерян интерес к спорту, но потом он проявился, правда, уже с экономических позиций. Многие родители приводили маленьких девочек, мальчиков, видя их олимпийскими чемпионами, либо же игроками национальной хоккейной лиги. Порой этот ребенок был просто не готов, у него другая специфика организма, у него другие гены, мыщцы – это был "слепой" отбор.