Газ из Европы на восток

Газовая подстанция в Словакии на границе с Украиной в Вельке Капушаны, где проходят словацко-украинские переговоры

Реверсные поставки напрямую зависят от разницы цен
В Словакии, через которую проходит почти половина экспорта российского газа в Европу, во вторник начались очередные переговоры об организации реверсных поставок на Украину. В тот же день немецкая энергетическая компания RWE объявила о возобновлении таких поставок газа с территории Польши, приостановленных осенью прошлого года. Подписание украинско-словацкого меморандума запланировано на 28 апреля. Пока каждая сторона предлагает собственную схему реверсных потоков.

В общем объеме возобновляемых реверсных поставок на Украину с территории Польши примерно равными долями будет представлен газ из России, Норвегии и стран Европейского союза, отмечается в сообщении немецкой компании RWE. А их стоимость будет определяться исходя из оптовых цен на европейском рынке и тарифов на транспортировку.

Со своей стороны, польский газотранспортный оператор компания Gaz-System отметила, что объемы прежних реверсных поставок составляли около 1,5 млрд кубометров в год. Это 5% потребностей Украины в импортном газе или 3% общего его потребления в стране.
Реверсные поставки – не благотворительность, это прибыльный бизнес, и чем больше разница между ценой на российский газ для Украины и ценой европейского экспорта “Газпрома”, тем больше прибыли получают участники

Поставки газа из Европы на Украину начались еще в конце 2012 года – в соответствии с контрактом, заключенным ранее украинской компанией "Нафтогаз" с немецкой RWE, и продолжались до осени прошлого года, говорит независимый польский эксперт по энергетике Анджей Шчэнсняк. Хотя речь шла об относительно небольших объемах, но это был газ значительно более дешевый, чем российский.

– Поставки осуществлялись через газовые подстанции "Дроздовичи" и "Германовичи" на границе Польши и Украины, где для этого есть технические возможности. То есть в украинскую систему попадал газ, ранее импортированный в Европу из России, – продолжает Шчэнсняк. – Подобная схема применяется и в Венгрии, но там речь может идти о больших объемах – 4 или даже 5 млрд кубометров в год, – говорит Анджей Шчэнсняк.

Судя по предварительным заявлениям правительства Венгрии, реверсные поставки газа на Украину могут составить примерно 3,5 млрд кубометров в год. В этом случае общий объем поставок из Польши и Венгрии не превысит 5 млрд кубометров, то есть 16% потребностей Украины в импортном газе. Тогда как поставки из Словакии, обсуждаемые на начавшихся здесь переговорах, уже нынешней осенью могут составить 3 млрд кубометров в год, а с весны 2015 года – более 9 млрд.
При такой схеме Украина сможет отбирать соответствующие объемы газа в любом месте своей газотранспортной системы – от границы с Россией до западной границы с Европейским союзом
Из Украины в Словакию проложены пять линий газопроводов. Из них активно используются четыре, причем эти мощности более чем на 90% зарезервированы "Газпромом" для поставок в Европу на ближайшие 15 лет. Но реально он использует сегодня менее половины зарезервированных мощностей, отмечает исполнительный директор консалтинговой компании East European Gas Analysis в США Михаил Корчемкин.

По его словам, Словакия весьма дорожит контрактом своей газотранспортной компании Eustream, контролируемой государством, с российским "Газпромом" – он гарантирует транзитные платежи на период до 2029 года, даже если "Газпром" в какие-то моменты вообще не будет поставлять газ по словацким газопроводам.

В этом контексте, видимо, Братислава и предлагает задействовать для реверсных поставок на восток неиспользуемый ныне газопровод от словацкого городка Вояны до газохранилища возле украинского Ужгорода. Для реализации такого плана необходимо построить лишь небольшое ответвление на словацкой стороне от магистрального газопровода до предлагаемого к реверсному использованию.

Украинская сторона, судя по сообщениям с переговоров, полагает, что его мощностей будет явно недостаточно, и предлагает свой вариант. Он исходит из того, что отвод от одного из четырех магистральных газопроводов, начинаясь на словацкой территории, возвращался бы в тот же газопровод, но уже на украинской стороне.
Цена является главным фактором любых реверсных поставок

На профессиональном языке такое решение называют "лупингом", поясняет Михаил Корчемкин (от англ. looping – создание кольцевых контуров). И в данном случае речь идет о полукилометровой врезке в действующий газопровод. Часть газа для Европы, уже пройдя специальный счетчик при входе на территорию Словакии, возвращается на территорию Украины и добавляется к очередным его поставкам.

– При такой схеме Украина сможет отбирать соответствующие объемы газа в любом месте своей газотранспортной системы – от границы с Россией до западной границы с Европейским союзом, – говорит Корчемкин.

Словакия, со своей стороны, опасается, что подобная схема может каким-то образом нарушить условия ее действующего контракта с "Газпромом". Словацко-украинские переговоры продолжаются, и подписание итогового их меморандума пока запланировано на 28 апреля. Но при любой договоренности реальные поставки могут начаться в этом году не раньше осени, когда цены на европейском рынке газа, в преддверии зимы, традиционно повышаются.
Реально "Газпром" использует сегодня менее половины зарезервированных им газопроводных мощностей в Словакии
Цена является главным фактором любых реверсных поставок, говорит Анджей Шчэнсняк:

– В ситуации, как было в середине прошлого года, когда цена российского газа составляла около 420 долларов за тысячу кубометров и сразу на несколько десятков долларов превышала тогдашние биржевые цены в Европе, поставки газа из Европы на Украину оказывались весьма выгодными. Но стоило европейским ценам резко вырасти осенью, поставки немедленно прекратились.

Реверсные поставки – отнюдь не благотворительность, это прибыльный бизнес: и чем больше разница между ценой на российский газ для Украины и ценой европейского экспорта “Газпрома”, тем больше прибыли получают участники, добавляет Михаил Корчемкин. Выигрывает не только Украина, для продавца, то есть некой европейской энергокомпании, выгода даже двойная: во-первых, он получает часть маржи от разницы между ценами, во-вторых, реверс на Украину помогает этой компании и выполнять прописанное в ее контракте с "Газпромом" обязательство "бери или плати", согласно которому она должна гарантированно закупать определенные минимальные объемы. "Европейцы стараются придерживаться этих минимумов, и украинский реверс оказывается им в этом подспорьем", – подчеркивает Михаил Корчемкин.