Амстердамский музей пока не решил, кому возвращать экспонаты из Крыма – Украине или России
В Амстердамском музее Алларда Пирсона продолжает работать выставка под названием "Крым – золото и тайны Черного моря". Значительное число ее экспонатов, например, скифские изделия из золота, прибыли в столицу Нидерландов из крымских музеев, причем произошло это еще до аннексии Крыма. Теперь сотрудники музея вместе с юристами и дипломатами решают, кому возвращать экспонаты: украинским властям в Киеве или в Крым, который теперь стал российским.
Министр иностранных дел Украины Андрей Дещица утверждает, что золото скифов из Крыма вернется в Киев и никуда больше. МИД России и работники крымских музеев, естественно, настаивают на возвращении экспонатов на полуостров, несмотря на произошедшие с момента открытия выставки события. Пока политики делают безапелляционные заявления, судьбу экспонатов решают юристы и дипломаты в Нидерландах, выяснила побывавшая на выставке корреспондент Радио Свобода Софья Корниенко.
"Крым. Украинский полуостров на Черном море. Сегодня – популярный курорт, но уже тысячи лет назад – место пересечения восточных и западных культур", – говорит диктор выставочной видеопрезентации. Посетители горько посмеиваются над устаревшим текстом. В маленьком университетском музее Алларда Пирсона (Allard Pierson Museum) в самом сердце старого Амстердама много посетителей. Школьники спорят, заполняя вопросники по древней истории, пенсионеры плотным кольцом окружили экскурсовода, которая рассказывает о том, как Митридат IV Понтийский всю жизнь, как эликсир, принимал в малых дозах яды и так избежал отравления. На выставке представлены тонкой работы трогательные украшения из могилы одной из 60 дочерей Митридата, в том числе брошь из горного хрусталя в виде дельфина. Этот дельфин возрастом две тысячи лет приплыл в Амстердам из Бахчисарая, ведь когда-то часть Крыма тоже входила в Понтийское царство. Куда поплывет древний дельфин из Голландии, теперь загадка. Говорит сотрудница музея Алларда Пирсона Амбер ван Схахен:
– Экспонаты выставки прибыли к нам из Киева и четырех музеев в Крыму: из Симферополя, Севастополя, Керчи и Бахчисарая. Количество объектов из каждого музея примерно одинаковое. Большинство предметов из золота – из киевского Музея исторических драгоценностей, но, например, из Бахчисарая – также много интереснейших находок.
– Выставка продлится до конца августа. С учетом быстро меняющейся международной обстановки сложно делать столь далекие прогнозы, однако, вероятнее всего, до августа Россия не вернет Крым Украине. Вы уже решили, кому и куда возвращать выделенные для выставки экспонаты?
– Нет, этот вопрос еще не решен. Мы должны выяснить, в чьей собственности эти музейные экспонаты находятся – крымских музеев или министерства культуры в Киеве.
– Разве, получая ценные музейные экспонаты из-за рубежа, вы изначально не оговариваете, кто является собственником? Как-то странно, что это до сих пор неизвестно.
– Обычно это очевидно. В таких случаях всегда подписываются два контракта – один непосредственно с музеем, а другой – с министерством культуры. Это всегда представители одного и того же государства, в данном случае мы подписали контракты с украинскими музеями и украинским министерством. Вот только Крым за это время стал российским. Это беспрецедентный случай. В настоящее время две команды юристов – при Амстердамском университете и Министерстве иностранных дел Нидерландов изучают сложившуюся ситуацию.
– В какой степени это будет политическое решение, если принять во внимание тот факт, что Нидерланды не собираются признавать аннексию Крыма Россией? Если вы называете юристов нидерландского МИДа в числе ответственных экспертов, у слушателей в России может возникнуть впечатление, что, отдавать экспонаты России или Украине, будут решать именно в МИДе.
– Нет, это не совсем так, но мы как музей в любом случае не имеем права голоса. Наш музей относится к Амстердамскому университету, поэтому с нашей стороны этим вопросом занимаются университетские юристы. МИД Нидерландов участвует в экспертизе согласно процедуре, применяющейся, когда речь идет о зарубежных объектах. Решение должно быть принято до конца августа этого года, вариант отложить его и продлить выставку не рассматривается.
Ни из Крыма, ни с российской, ни с украинской стороны никаких официальных писем с требованием вернуть экспонаты именно им пока не поступало. Ни мы, ни юристы не даем никаких комментариев по существу юридической экспертизы. Когда будет принято решение, мы публично о нем объявим и обоснуем его юридически. Каким бы простым на первый взгляд ни казался вопрос о собственниках экспонатов, на самом деле это очень сложный юридический казус. С объектами из Киева все ясно: они просто в конце августа вернутся в Киев, потому что Киев – это по-прежнему Украина.
– Если в конце августа это еще будет так.
– Ох, не говорите! Но, во всяком случае, с киевскими экспонатами пока все ясно. Что же касается Крыма, то он стал российским, но те музеи, из которых мы получили экспонаты, по-прежнему существуют. Каких-то иных наследников этих старинных объектов нет – это в основном скифские предметы, никаких скифов уже давно нет, так что скифам мы ничего вернуть не можем. Контракты, заключенные непосредственно с музеями в Крыму, – это частные контракты, в рамках частного права. Но есть еще контракт, заключенный между государствами Нидерланды и Украина. Юристы должны установить, какой из этих контрактов является основным.
О самой выставке
– В Крыму греческая и скифская культуры сильно переплелись – скифам нравилось подражать грекам. Археологи даже нашли городские стены, построенные абсолютно по греческому образцу, но внутри не было города, как у греков. То есть, скорее всего, скифы, выстроив для себя греческий фасад, за ним продолжали жить в юртах.
– Что-то мне это напоминает.
– Планируя выставку, мы хотели показать, что Крым – для многих еще не открытый кусочек на границе Европы и Азии – очень важен для археологии, полон сокровищ. Несколько месяцев назад многие люди не могли даже отыскать Крым на карте. Мы открылись во время Олимпийских игр в Сочи, и изначально объясняли посетителям месторасположение Крыма как "недалеко от Сочи". Но потом и сам Крым оказался в гуще событий. Теперь, во всяком случае, все знают, где он находится, – сказала в интервью Радио Свобода сотрудница музея Алларда Пирсона в Амстердаме Амбер ван Схахен.
После того, как о Крыме стали говорить в новостях, посещаемость выставки выросла на четверть. Научный куратор выставки, крымский археолог Валентина Мордвинцева, впервые открыла ее во второй половине прошлого года в Бонне в музее Ландес, так как много работает в Германии. На мой вопрос, осложнится ли ее работа в связи с изменившейся ситуацией в Крыму, Валентина Мордвинцева по электронной почте из Дании ответила, что "любые изменения ведут к осложнениям". Неясным пока остается даже статус ее института – Крымского филиала Института археологии Национальной академии наук Украины, где Мордвинцева – старший научный сотрудник. Однако она убеждена, что "экспонаты выставки должны возвратиться в Крым, независимо от того, к какому государству они теперь юридически относятся. Некоторые из экспонатов раскопаны еще в XIX веке, и все это время были в Крыму, несмотря на различные политические обстоятельства, – отметила Валентина Мордвинцева.
Министр иностранных дел Украины Андрей Дещица утверждает, что золото скифов из Крыма вернется в Киев и никуда больше. МИД России и работники крымских музеев, естественно, настаивают на возвращении экспонатов на полуостров, несмотря на произошедшие с момента открытия выставки события. Пока политики делают безапелляционные заявления, судьбу экспонатов решают юристы и дипломаты в Нидерландах, выяснила побывавшая на выставке корреспондент Радио Свобода Софья Корниенко.
"Крым. Украинский полуостров на Черном море. Сегодня – популярный курорт, но уже тысячи лет назад – место пересечения восточных и западных культур", – говорит диктор выставочной видеопрезентации. Посетители горько посмеиваются над устаревшим текстом. В маленьком университетском музее Алларда Пирсона (Allard Pierson Museum) в самом сердце старого Амстердама много посетителей. Школьники спорят, заполняя вопросники по древней истории, пенсионеры плотным кольцом окружили экскурсовода, которая рассказывает о том, как Митридат IV Понтийский всю жизнь, как эликсир, принимал в малых дозах яды и так избежал отравления. На выставке представлены тонкой работы трогательные украшения из могилы одной из 60 дочерей Митридата, в том числе брошь из горного хрусталя в виде дельфина. Этот дельфин возрастом две тысячи лет приплыл в Амстердам из Бахчисарая, ведь когда-то часть Крыма тоже входила в Понтийское царство. Куда поплывет древний дельфин из Голландии, теперь загадка. Говорит сотрудница музея Алларда Пирсона Амбер ван Схахен:
– Экспонаты выставки прибыли к нам из Киева и четырех музеев в Крыму: из Симферополя, Севастополя, Керчи и Бахчисарая. Количество объектов из каждого музея примерно одинаковое. Большинство предметов из золота – из киевского Музея исторических драгоценностей, но, например, из Бахчисарая – также много интереснейших находок.
– Выставка продлится до конца августа. С учетом быстро меняющейся международной обстановки сложно делать столь далекие прогнозы, однако, вероятнее всего, до августа Россия не вернет Крым Украине. Вы уже решили, кому и куда возвращать выделенные для выставки экспонаты?
– Нет, этот вопрос еще не решен. Мы должны выяснить, в чьей собственности эти музейные экспонаты находятся – крымских музеев или министерства культуры в Киеве.
– Разве, получая ценные музейные экспонаты из-за рубежа, вы изначально не оговариваете, кто является собственником? Как-то странно, что это до сих пор неизвестно.
– Обычно это очевидно. В таких случаях всегда подписываются два контракта – один непосредственно с музеем, а другой – с министерством культуры. Это всегда представители одного и того же государства, в данном случае мы подписали контракты с украинскими музеями и украинским министерством. Вот только Крым за это время стал российским. Это беспрецедентный случай. В настоящее время две команды юристов – при Амстердамском университете и Министерстве иностранных дел Нидерландов изучают сложившуюся ситуацию.
– В какой степени это будет политическое решение, если принять во внимание тот факт, что Нидерланды не собираются признавать аннексию Крыма Россией? Если вы называете юристов нидерландского МИДа в числе ответственных экспертов, у слушателей в России может возникнуть впечатление, что, отдавать экспонаты России или Украине, будут решать именно в МИДе.
– Нет, это не совсем так, но мы как музей в любом случае не имеем права голоса. Наш музей относится к Амстердамскому университету, поэтому с нашей стороны этим вопросом занимаются университетские юристы. МИД Нидерландов участвует в экспертизе согласно процедуре, применяющейся, когда речь идет о зарубежных объектах. Решение должно быть принято до конца августа этого года, вариант отложить его и продлить выставку не рассматривается.
– Если в конце августа это еще будет так.
– Ох, не говорите! Но, во всяком случае, с киевскими экспонатами пока все ясно. Что же касается Крыма, то он стал российским, но те музеи, из которых мы получили экспонаты, по-прежнему существуют. Каких-то иных наследников этих старинных объектов нет – это в основном скифские предметы, никаких скифов уже давно нет, так что скифам мы ничего вернуть не можем. Контракты, заключенные непосредственно с музеями в Крыму, – это частные контракты, в рамках частного права. Но есть еще контракт, заключенный между государствами Нидерланды и Украина. Юристы должны установить, какой из этих контрактов является основным.
"Контракты, заключенные непосредственно с музеями в Крыму, – это частные контракты, в рамках частного права. Но есть еще контракт, заключенный между государствами Нидерланды и Украина. Юристы должны установить, какой из этих контрактов является основным".
О самой выставке
– В Крыму греческая и скифская культуры сильно переплелись – скифам нравилось подражать грекам. Археологи даже нашли городские стены, построенные абсолютно по греческому образцу, но внутри не было города, как у греков. То есть, скорее всего, скифы, выстроив для себя греческий фасад, за ним продолжали жить в юртах.
– Что-то мне это напоминает.
– Планируя выставку, мы хотели показать, что Крым – для многих еще не открытый кусочек на границе Европы и Азии – очень важен для археологии, полон сокровищ. Несколько месяцев назад многие люди не могли даже отыскать Крым на карте. Мы открылись во время Олимпийских игр в Сочи, и изначально объясняли посетителям месторасположение Крыма как "недалеко от Сочи". Но потом и сам Крым оказался в гуще событий. Теперь, во всяком случае, все знают, где он находится, – сказала в интервью Радио Свобода сотрудница музея Алларда Пирсона в Амстердаме Амбер ван Схахен.
После того, как о Крыме стали говорить в новостях, посещаемость выставки выросла на четверть. Научный куратор выставки, крымский археолог Валентина Мордвинцева, впервые открыла ее во второй половине прошлого года в Бонне в музее Ландес, так как много работает в Германии. На мой вопрос, осложнится ли ее работа в связи с изменившейся ситуацией в Крыму, Валентина Мордвинцева по электронной почте из Дании ответила, что "любые изменения ведут к осложнениям". Неясным пока остается даже статус ее института – Крымского филиала Института археологии Национальной академии наук Украины, где Мордвинцева – старший научный сотрудник. Однако она убеждена, что "экспонаты выставки должны возвратиться в Крым, независимо от того, к какому государству они теперь юридически относятся. Некоторые из экспонатов раскопаны еще в XIX веке, и все это время были в Крыму, несмотря на различные политические обстоятельства, – отметила Валентина Мордвинцева.