Министр образования отменил "комендантский час" в общежитиях, однако студенты настаивают на дальнейшем расширении полномочий студсоветов. Как считает уполномоченный по правам студентов в России Артем Хромов, под студенческим контролем должны находиться вопросы социальной политики, бюджетные и внебюджетные траты вузов, вопросы отчисления и перевод на бюджетные места, а также полноправное участие студентов в ученом совете и в выборах ректора.
Пока омбудсмену удалось убедить министра образования в необходимости отмены комендантского часа в студенческих общежитиях. Если кому-то эта уступка кажется не заслуживающей внимания, то следует вспомнить Францию 1967-68 гг. Протест, ставший прообразом майских событий, был спровоцирован правилами студенческих общежитий, куда юноши могли приводить на ночь знакомых девушек, а девушки этого права были лишены. Положение осложнялось возрастающим число постояльцев, поскольку все большее французских школьников стремились получить высшее образование.
Не лишним будет заметить, что проблемы французских студентов шестидесятых годов прошлого века почти не отличаются от современных в России: жесткая дисциплина в студенческих городках, бесправие перед профессорами и администрацией, низкое качеством образования и невозможность влиять на распределение финансовых средств.
Каким образом студенческие союзы могут изменить ситуацию в российских вузах Радио Свобода рассказал уполномоченный по делам студентов в РФ Артем Хромов:
- Сегодня студенты хотят влиять на свой образовательный процесс, чтобы выходить на рынок высококвалифицированными специалистами, а не пополнять ряды безработных. Под студенческим контролем должны находиться и вопросы социальной политики, чтобы бюджетные и внебюджетные траты вузов распределялись прозрачно и с соблюдением общих интересов, а не отдельных групп или лиц.
Мы не первый год пытаемся убедить ректорское сообщество, что если студенты будут включены в процесс принятия решений, то они не превратятся в чиновников, продолжающих дело администрации, как это нередко происходит сейчас, а действительно будут отстаивать интересы студенчества. Конечно, при условии, что сами студенческие организации будут формироваться демократическим образом: выборы всеобщие и тайные, а подсчет голосов максимально открытый. Если вся студенческая среда будет включена в этот процесс, тогда лидеры почувствуют ответственность и студсоветы перестанут быть формальными.
Конечно, надо, чтобы органы власти осознали, что если студентам дать больше полномочий, не произойдет того, чего они так опасаются: студенты не станут выходить на улицы, требовать еще больших прав. Да, за последнее время было много примеров того, как в регионах молодые люди организовывали акции протеста и добивались своих прав, но происходило это потому, что в вузе не находилось человека, который мог бы вести переговоры и решить их проблемы.
Сейчас во многих университетах появляются инициативные группы студентов, которые по тем или иным вопросам активно выражают свою позицию. Чаще всего они возникают тогда, когда мнение студентов не услышали по поводу какой-то бытовой истории. Там, где проблемы решаются, где создана среда, в которой их мнение учитывается, там студенты не добиваются своих прав, они просто учатся, но таких вузов – единицы. Поэтому права студенческих советов надо закрепить именно на федеральном уровне.
Например, перевод студентов с платных на бесплатные места, административные решения, касающиеся качества обучения. Очень важно, чтобы студенты на тайном всеобщем голосовании могли выбирать ректоров. Мне кажется разумным, если будет увеличено представительство студентов в Ученом совете. Кроме того, вопросы об отчислении студентов также должны контролировать студенты, потому что известно много случаев, связанных с тем, что молодых людей просто подводили под отчисление, и они, будучи круглыми отличниками, заваливали какой-то зачет.
Если речь идет о том, что администрация решает отчислить студентов, которые имеют не тот внешний вид, которые публично обсуждают вузовские проблемы, выражают свою активную гражданскую позицию, - в таком случае весь спектр этих претензий обсуждается студенческой корпорацией. И студенческие организации должны иметь право вето, чтобы запретить откровенно политические действия, направленные на расправу с молодыми людьми, имеющими активную гражданскую позицию, - объяснил свои предложения уполномоченный по делам студентов в РФ Артем Хромов.
Так получается, что демократические институты в российской действительности могут существовать только в том случае, если их существование подтверждено государством. Другое дело, что со дня своего основания российские университеты выполняли государственный заказ и дух свободы там воспитывался, скорее, вопреки, чем благодаря атмосфере. Имперскую инициативу продолжили советские вузы, и традиция эта оказалась очень устойчивой. Студенческие советы в большинстве случаев продолжают оставаться организациями формальными, а активные студенты находят другие формы солидарности. Об этом рассказал член Инициативной группы, студент МГУ Михаил Мыльников:
- Инициативная группа в МГУ появилась не случайно, а исключительно потому, что те органы, которые должны решать проблемы студентов, не работают. Они либо представляют какую-то незначительную группу учащихся, которых не волнует большинство студенческих проблем, либо они занимаются позицию, целиком подчиненную администрации. Поэтому подавляющее большинство студентов не представлены студсоветами вообще, их мнение никак не учитывается. И исключительно из-за серьезных конфликтных ситуаций, когда администрация не хочет слышать студентов, и появилась Инициативная группа МГУ.
Что же касается проблем, которые возникали тогда и решаются сейчас этой группой, то они идентичны. Это серьезные принципиальные моменты, связанные с жизнью студентов и их бытом. Кстати, Инициативная группа появилась в 2011 году, как раз в то время, когда ужесточались правила прохода в общежитие, а официальный студсовет этой проблемой заниматься не стал.
На примере МГУ я могу с уверенностью сказать, что студенты действительно не понимают, зачем вступать в такой бездействующий орган. Туда приходят люди, которые намерены построить не научную, а административную карьеру в МГУ. И ректорат, видя лояльность таких людей, берет их к себе, назначает на должности и встраивает в свою структуру. Администрация говорит, что студенты должны вести конструктивный диалог с ней, но при этом думает, что конструктивный диалог - это когда студент приходит к администратору, и тот в ответ на аргументы студента по какой-то серьезной проблеме отвечает: я 20 лет занимался наукой, у меня есть ученые степени, а ты еще молодой, и мне виднее. На этом конструктивный диалог, к сожалению, заканчивается.
Придя в вуз с мировым именем, и увидев, что в нем происходит, я понял, что нужно что-то делать. И на ранних курсах я посчитал своим долгом присоединиться к группе активных аспирантов и студентов, которая уже была в МГУ. Понимаете, студент - это вчерашний школьник, а во многих школах существуют школьные советы, которые обычно помогают администрации устраивать праздники. У человека, поступившего в вуз, нет опыта защиты своих прав, ему не рассказывали про это родители, и сейчас очень мало независимых профсоюзов. Только к концу обучения студент понимает, что его права серьезно ущемили, но он уже заканчивает вуз, слишком поздно. Если бы студент, приходя в вуз, понимал, что такое его права, в какие моменты они ущемляются, а он имеет право их защитить, я думаю, такой проблемы не было бы. И все студенты пошли бы в органы самоуправления, если бы они были действительно открытыми.
Студенческие советы сегодня могут быть очень хорошим механизмом контроля ситуации в вузе вообще. Было бы очень здорово студсовет наделить полномочиями, допустим, запрашивать любые документы, касающиеся финансового обеспечения. Это снизит коррупцию в вузах, и студенческое самоуправление может стать хорошим противовесом, которое очистит университетскую среду от вредных вещей. Что не замедлит, кстати, сказаться на качестве образования и уровне подготовки студентов и специалистов.
Но у нас, к сожалению, идет тенденция выстраивания вертикали власти, как вообще в государстве, так и в вузах, и многие ректоры вузов теперь назначаются, а сначала это был только МГУ. И вертикаль продолжает свое построение внутри университетов, назначаются деканы, зав. кафедрами и так далее, - поделился опытом член Инициативной группы, студент МГУ Михаил Мыльников.
Понятно, что возникшая с введением ЕГЭ между вузами конкуренция могла бы естественным образом изменить отношение администрации и студентов, однако пока этого не происходит. Как только студент отдает подлинник своих документов, он автоматически становится частью вузовской структуры, без прав, но и без обременительных обязанностей, хотя, разумеется, не везде.
В Высшей школе экономики, например, студенты не слишком охотно занимаются общественной деятельностью, несмотря на то, что администрация вуза готова к обсуждению их проблем. Об этом рассказал председатель студсовета кампуса ВШЭ Анатолий Мисура:
- Перед студенческими советами существует два вида проблем. Если это факультетские студсоветы, они в первую очередь решают вопросы, связанные с распределением стипендий, с учебным процессом, тогда как у студсоветов общежитий бытовая направленность. Вот мы сейчас пытаемся организовать буфет в нашем кампусе. И вынуждены обратиться в Ученый совет, где состоят Греф, Шохин, Ясин, для того чтобы они дали добро на размещение этого буфета. То есть нужно пройти такую бюрократическую процедуру, внести в повестку заседания этот вопрос, чтобы они его рассмотрели, а заседания эти случаются не часто.
Разумеется, поступая в Высшую школу экономики, я в последнюю очередь думал о том, насколько там развито студенческое самоуправление. Кроме того, в ВШЭ очень большая магистратура, и магистры - это студенты, которые имеют уже одно законченное образование и работают, совмещая это с учебой, что затрудняет их участие в других делах. Тем не менее, я стал принимать активное участие в студенческом самоуправлении, чтобы влиять на негативные бюрократические моменты.
Помимо этого глобального направления, которое касалось в целом университета, решался и ряд бытовых проблем студентов. Нам удалось добиться отмены комендантского часа. Мы апеллировали к тому, что мы уже не дети, у нас в общежитии в основном магистры, то есть взрослые люди, все прекрасно понимают, как нужно себя вести, какую ответственность накладывает изменение правил посещения и отмена комендантского часа. Собственно, мы говорили о том, что дайте нам больше возможностей, а мы возьмем за это больше ответственности. Здесь было не просто решение бюрократической проблемы, а именно изменение отношения к студентам как к взрослым людям, которые способны отвечать за свои поступки и нести ответственность.
Высшая школа экономики - это хороший пример для других университетов, каким должно быть отношение администрации к студенческому самоуправлению. Здесь создан режим благоприятствования студсоветам, и администрация учитывает мнение студентов по разным вопросам. То есть сейчас принять решение о переселении из комнаты общежития без согласования со студсоветом невозможно, мы этого добились и внесли в правила. В то же время мы сталкиваемся с тем, что у студентов большого желания присоединиться к студенческому самоуправлению нет, - объяснил ситуацию в ВШЭ председатель студсовета кампуса Анатолий Мисура.
"Классный час Свободы"
Пока омбудсмену удалось убедить министра образования в необходимости отмены комендантского часа в студенческих общежитиях. Если кому-то эта уступка кажется не заслуживающей внимания, то следует вспомнить Францию 1967-68 гг. Протест, ставший прообразом майских событий, был спровоцирован правилами студенческих общежитий, куда юноши могли приводить на ночь знакомых девушек, а девушки этого права были лишены. Положение осложнялось возрастающим число постояльцев, поскольку все большее французских школьников стремились получить высшее образование.
Не лишним будет заметить, что проблемы французских студентов шестидесятых годов прошлого века почти не отличаются от современных в России: жесткая дисциплина в студенческих городках, бесправие перед профессорами и администрацией, низкое качеством образования и невозможность влиять на распределение финансовых средств.
Каким образом студенческие союзы могут изменить ситуацию в российских вузах Радио Свобода рассказал уполномоченный по делам студентов в РФ Артем Хромов:
Мы не первый год пытаемся убедить ректорское сообщество, что если студенты будут включены в процесс принятия решений, то они не превратятся в чиновников, продолжающих дело администрации, как это нередко происходит сейчас, а действительно будут отстаивать интересы студенчества. Конечно, при условии, что сами студенческие организации будут формироваться демократическим образом: выборы всеобщие и тайные, а подсчет голосов максимально открытый. Если вся студенческая среда будет включена в этот процесс, тогда лидеры почувствуют ответственность и студсоветы перестанут быть формальными.
студенческие организации должны иметь право вето, чтобы запретить расправу с молодыми людьми, имеющими активную гражданскую позицию
Сейчас во многих университетах появляются инициативные группы студентов, которые по тем или иным вопросам активно выражают свою позицию. Чаще всего они возникают тогда, когда мнение студентов не услышали по поводу какой-то бытовой истории. Там, где проблемы решаются, где создана среда, в которой их мнение учитывается, там студенты не добиваются своих прав, они просто учатся, но таких вузов – единицы. Поэтому права студенческих советов надо закрепить именно на федеральном уровне.
Например, перевод студентов с платных на бесплатные места, административные решения, касающиеся качества обучения. Очень важно, чтобы студенты на тайном всеобщем голосовании могли выбирать ректоров. Мне кажется разумным, если будет увеличено представительство студентов в Ученом совете. Кроме того, вопросы об отчислении студентов также должны контролировать студенты, потому что известно много случаев, связанных с тем, что молодых людей просто подводили под отчисление, и они, будучи круглыми отличниками, заваливали какой-то зачет.
Если речь идет о том, что администрация решает отчислить студентов, которые имеют не тот внешний вид, которые публично обсуждают вузовские проблемы, выражают свою активную гражданскую позицию, - в таком случае весь спектр этих претензий обсуждается студенческой корпорацией. И студенческие организации должны иметь право вето, чтобы запретить откровенно политические действия, направленные на расправу с молодыми людьми, имеющими активную гражданскую позицию, - объяснил свои предложения уполномоченный по делам студентов в РФ Артем Хромов.
Так получается, что демократические институты в российской действительности могут существовать только в том случае, если их существование подтверждено государством. Другое дело, что со дня своего основания российские университеты выполняли государственный заказ и дух свободы там воспитывался, скорее, вопреки, чем благодаря атмосфере. Имперскую инициативу продолжили советские вузы, и традиция эта оказалась очень устойчивой. Студенческие советы в большинстве случаев продолжают оставаться организациями формальными, а активные студенты находят другие формы солидарности. Об этом рассказал член Инициативной группы, студент МГУ Михаил Мыльников:
Что же касается проблем, которые возникали тогда и решаются сейчас этой группой, то они идентичны. Это серьезные принципиальные моменты, связанные с жизнью студентов и их бытом. Кстати, Инициативная группа появилась в 2011 году, как раз в то время, когда ужесточались правила прохода в общежитие, а официальный студсовет этой проблемой заниматься не стал.
На примере МГУ я могу с уверенностью сказать, что студенты действительно не понимают, зачем вступать в такой бездействующий орган. Туда приходят люди, которые намерены построить не научную, а административную карьеру в МГУ. И ректорат, видя лояльность таких людей, берет их к себе, назначает на должности и встраивает в свою структуру. Администрация говорит, что студенты должны вести конструктивный диалог с ней, но при этом думает, что конструктивный диалог - это когда студент приходит к администратору, и тот в ответ на аргументы студента по какой-то серьезной проблеме отвечает: я 20 лет занимался наукой, у меня есть ученые степени, а ты еще молодой, и мне виднее. На этом конструктивный диалог, к сожалению, заканчивается.
Только к концу обучения студент понимает, что его права серьезно ущемили, но уже слишком поздно
Студенческие советы сегодня могут быть очень хорошим механизмом контроля ситуации в вузе вообще. Было бы очень здорово студсовет наделить полномочиями, допустим, запрашивать любые документы, касающиеся финансового обеспечения. Это снизит коррупцию в вузах, и студенческое самоуправление может стать хорошим противовесом, которое очистит университетскую среду от вредных вещей. Что не замедлит, кстати, сказаться на качестве образования и уровне подготовки студентов и специалистов.
Но у нас, к сожалению, идет тенденция выстраивания вертикали власти, как вообще в государстве, так и в вузах, и многие ректоры вузов теперь назначаются, а сначала это был только МГУ. И вертикаль продолжает свое построение внутри университетов, назначаются деканы, зав. кафедрами и так далее, - поделился опытом член Инициативной группы, студент МГУ Михаил Мыльников.
Понятно, что возникшая с введением ЕГЭ между вузами конкуренция могла бы естественным образом изменить отношение администрации и студентов, однако пока этого не происходит. Как только студент отдает подлинник своих документов, он автоматически становится частью вузовской структуры, без прав, но и без обременительных обязанностей, хотя, разумеется, не везде.
В Высшей школе экономики, например, студенты не слишком охотно занимаются общественной деятельностью, несмотря на то, что администрация вуза готова к обсуждению их проблем. Об этом рассказал председатель студсовета кампуса ВШЭ Анатолий Мисура:
Разумеется, поступая в Высшую школу экономики, я в последнюю очередь думал о том, насколько там развито студенческое самоуправление. Кроме того, в ВШЭ очень большая магистратура, и магистры - это студенты, которые имеют уже одно законченное образование и работают, совмещая это с учебой, что затрудняет их участие в других делах. Тем не менее, я стал принимать активное участие в студенческом самоуправлении, чтобы влиять на негативные бюрократические моменты.
не просто решение бюрократической проблемы, а именно изменение отношения к студентам
Высшая школа экономики - это хороший пример для других университетов, каким должно быть отношение администрации к студенческому самоуправлению. Здесь создан режим благоприятствования студсоветам, и администрация учитывает мнение студентов по разным вопросам. То есть сейчас принять решение о переселении из комнаты общежития без согласования со студсоветом невозможно, мы этого добились и внесли в правила. В то же время мы сталкиваемся с тем, что у студентов большого желания присоединиться к студенческому самоуправлению нет, - объяснил ситуацию в ВШЭ председатель студсовета кампуса Анатолий Мисура.
"Классный час Свободы"
Ваш браузер не поддерживает HTML5