Змиёвской балке вернули память

Главный раввин России Берл Лазар на церемонии открытия новой мемориальной доски. 28 апреля

В тексте установленной сегодня памятной доски вновь упомянуты 27 тысяч евреев, расстрелянных в 1942 году, которых раньше ростовские чиновники называли просто "советскими гражданами"
Сегодня в мемориальном комплексе "Змиевская балка" в Ростовской области, где в годы Второй мировой войны произошло массовое уничтожение евреев, появилась новая памятная доска с "компромиссным вариантом" текста. Раньше на табличке было написано, что "в 1942 году фашисты убили здесь 27 тысяч евреев". В 2011 году местные чиновники решили изменить содержание памятной доски – появилась новая табличка, сообщающая, что на этом месте "были уничтожены 27 тысяч советских граждан".

Все это время представители еврейских общественных организаций вели переговоры с ростовскими чиновниками, заявляя, что их цель – не "выделить" еврейские жертвы, а "вернуть национальность" жертвам Холокоста в Змиевской балке. На новой памятной доске высечен текст следующего содержания: "Здесь, в Змиевской балке, в августе 1942 года гитлеровскими оккупантами было уничтожено более 27 тысяч мирных граждан Ростова-на-Дону и советских военнопленных. Среди убитых – представители многих национальностей. Змиевская балка – крупнейшее на территории Российской Федерации место массового уничтожения фашистскими захватчиками евреев в период Великой Отечественной войны".​

Мемориал Змиевская балка. Фотография 1983 года



По разным данным, в 1942 году здесь погибли от 27 до 30 тысяч человек. 5-6 августа советские военнопленные вырыли в Змиевской балке большие ямы и рвы, после чего были там же расстреляны, а 9 августа был опубликован приказ, предписывающий еврейскому населению Ростова-на-Дону явиться к 8 часам утра 11 августа на сборные пункты для "переселения". Оттуда людей группами по 200-300 человек перевозили и перегоняли к месту казни, где взрослых расстреливали, а детей травили ядом. Длилось это два дня. Среди погибших в Змиевской балке, в том числе, была известный психоаналитик Сабина Шпильрейн и две ее дочери. Позже на том же месте расстреливали также подпольщиков, душевнобольных, военнопленных и других советских граждан.

О том, как велась работа над текстом памятной доски в Змиевской балке, рассказывает руководитель Ростовского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кожин:

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Руководитель ростовского областного отделения ВООПИиК Александр Кожин



Все это время представители еврейских общественных организаций пытались доказать ростовским чиновникам, что Змиевской балке должен быть возвращен статус Мемориала Холокоста, потому что большинство убитых здесь людей были евреями и расстреляли их именно за это. О том, как появился новый вариант таблички, напоминает глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Барух Горин:

– Была разработана, как бы неуместно это ни звучало, компромиссная формулировка. Компромиссная – потому что, на самом деле, в словах, по крайней мере в объяснениях, в доводах тех, кто был против старой таблички, была доля правды. Потому что на табличке было указано, что это место захоронения 27 тысяч евреев. Однако в Змиевской балке похоронено, кроме этих предполагаемых 27 тысяч евреев, уничтоженных нацистами, какое-то количество советских военнопленных разных национальностей, какое-то количество душевнобольных, попавших под акции нацистов, и других групп людей. Не упоминание о них на подобной табличке действительно было не совсем корректно. И нынешняя табличка пишет о том, что это захоронение людей, уничтоженных нацистами, среди которых 27 тысяч евреев, советские военнопленные и другие граждане, убитые в эти страшные годы. Так что, на мой взгляд, сегодняшнее событие – это восстановление исторической справедливости.
Как говорил писатель Виктор Некрасов, гитлеровцы уничтожали многих, но евреев они уничтожали только за то, что они евреи
Как говорил писатель Виктор Некрасов, гитлеровцы уничтожали многих, но евреев они уничтожали только за то, что они евреи. Это одна из самых темных страниц советской памяти о войне. То, что сегодня происходит в Змиевской балке, – это еще один шаг, чтобы эта историческая справедливость была восстановлена.

О том, почему важно сохранить память о событиях в Змиевской балке, говорит глава фонда "Холокост" Алла Гербер:

– В Змиевской балке, по предварительным данным, было расстреляно около 27 тысяч евреев. Примерно в этих пределах, может быть, немного меньше. Это страшная история. Долгое время там не было вообще упоминания о том, что это был евреи. Потом, наконец-то, появилась надпись, что там было зверски расстреляно мирное население, в том числе евреи. Потом местные антисемиты решили, что слово "еврей" как-то раздражает. Не надо фиксировать внимание наших замечательных местных жителей на том, что там были евреи. И сняли эту доску. Дальше, уже на протяжении двух лет шла борьба за возвращение и наша – нашего центра, фонда, и местной общины. В конце концов, как мы знаем, сегодня должна появиться новая надпись.

Церемония памяти. 28 апреля



Когда был трагический юбилей этого расстрела у Змиевской балки два года назад, то мы туда пошли маршем живых с желтыми звездами. Там было более 1000 человек, даже больше. Мы пошли к этому мемориалу. Я там как раз тоже выступала и говорила о том, что это преступление. Это чудовищное проявление дикого антисемитизма – снимать эту доску.

Змиевская балка – это российский Бабий Яр. На протяжении 12 и 13 августа 1942 года было расстреляно почти все еврейское население Ростова. Было очень много детей. Люди не успели эвакуироваться. Им было сказано, что их будут куда-то перевозить в другое место. Родители, по рассказам очевидцев, одели своих детей в самые нарядные платьица, костюмчики. И вот в таком замечательном состоянии дети пошли к яме. И всех их расстреляли вместе с мамами, дедушками, бабушками. Папы в основном были на фронте.

– Почему вдруг в начале XXI века ростовские чиновники решили, что не нужно подчеркивать национальность людей, которые были там расстреляны?


–Потому что в начале XXI века антисемитизм – это болезнь не избытая. Она не вечная, хочется в этом верить.
Мне, еврейке, хочется верить, что когда-нибудь это кончится. У нас, к сожалению, это очень развито среди обывателей. И среди чиновников очень много антисемитов
Мне, еврейке, хочется верить, что это когда-нибудь кончится. У нас, к сожалению, это очень развито среди обывателей. И среди чиновников очень много антисемитов. Это комплексы. Это такая жалкая неуверенность в себе. Поэтому как всегда – должны же быть враги! У нас сейчас враги – Запад и Америка, а для обывателей еще и евреи. Надо отдать должное, что у нас нет государственного антисемитизма. Но у нас очень большой процент всевозможных радикально-националистических, нацистских организаций, побольше, чем в Украине. Единственное наше счастье, что они пока не объединяются, что они находятся друг с другом в конфликтах. Это единственная радость. Но неизвестно, что будет в случае, не дай Бог, каких-нибудь обстоятельств, когда они в своем "Русском марше", уже объединенные, не 5 тысяч человек, а гораздо больше, выйдут на какую-нибудь Манежку.