Иракские выборы под грохот взрывов

Голосование на выборах в Ираке, апрель 2014 г.

Нури аль-Малики намерен сохранить пост премьера Ирака по итогам парламентских выборов в стране
В Ираке, где сегодня проходят парламентские выборы, при взрыве у избирательного участка недалеко от города Киркук на севере страны погибли две женщины. Еще два снаряда взорвались вблизи избирательных участков в западной части Багдада. Более девяти тысяч кандидатов из 277 политических объединений страны ведут борьбу за 328 мест в парламенте. Главным претендентом на пост премьер-министра считается нынешний глава правительства Нури аль-Малики. Он намерен остаться на своем посту на третий четырехлетний срок. Правом голоса в Ираке обладают около 21 миллиона граждан Ирака. О нынешних выборах рассуждает директор Радио Свободный Ирак Сергей Данилочкин:

Сергей Данилочкин - директор Радио Свободный Ирак




– Ирак – парламентская республика, поэтому парламент является главным органом власти в стране. Он однопалатный, в нем 325 депутатов сейчас, а после выборов их станет на три больше: во-первых, растет население страны, во во-вторых, группы, для которых существуют специальные квоты, получат дополнительные места. Парламент не меньше чем на 25 процентов должен состоять из депутатов-женщин. В прошлый раз с этим возникли проблемы, потому что не все партийные списки имели достаточное количество женщин. Подобные проблемы возможны и на нынешних выборах.
Ожидается, что пост премьера сохранит Нури аль-Малики, потому что он очень удачно умеет маневрировать на политическом поле


В последнее время идут разговоры о том, что в провинции Анбар и в некоторых округах провинции Диала в связи с обострением проблем безопасности выборы могут не состояться. Действительно, в Анбаре существует большое количество людей, которые вынуждены были покинуть свои места постоянного жительства и являются временно перемещенными лицами либо в самой провинции, либо за ее пределами. И возникает вопрос: как этим людям голосовать? Десятки инцидентов случаются ежедневно, многие из них откровенно террористического характера. Это, конечно, вызывает самую большую озабоченность. В прошлый раз, например, существовали комендантский час и запрет на перемещение на автомобильном транспорте. Люди вынуждены были двигаться пешком или, если они собирались или вынуждены были приехать, необходимо было получить специальное разрешение и перемещаться только в рамках одного определенного района. В этот раз такие меры тоже предусмотрены, но не по всему Ираку. В иракской избирательной комиссии есть специальное подразделение, которое занимается обеспечением безопасности.


277 политических групп и тысячи отдельных лиц подали заявления на участие в парламентских выборах. Естественно, шансы независимых кандидатов значительно ниже, чем у тех групп, которые выдвигают большие списки. Главные кандидаты на победу примерно те же, но в несколько иной конфигурации. В прошлый раз выигравшая партия оказалась в меньшинстве, она не смогла сформировать правительство. Ожидается, что пост премьера сохранит Нури аль-Малики, потому что он очень удачно умеет маневрировать на политическом поле.


Как известно, есть деление иракцев по конфессиональному признаку. Шииты – доминирующая группа, больше 60 процентов, суннитов около 30. Предполагается, что шииты должны получить большинство мест. Но вопрос состоит в том, сумеют ли партии, которые опираются на шиитское население, консолидировать полученные голоса и собрать большинство в парламенте. Это большой вопрос. Существует фактор курдский, и в последнее время без курдских политиков вопрос создания каких-то коалиций не мог решиться. Курды получают значительное количество голосов, это примерно 17 процентов населения страны, и от того, как они посмотрят на те или иные вопросы вступления в коалицию, во многом зависит расклад политических сил. Распределение государственных постов, в частности, президента или спикера парламента, сейчас определяется в основном конфессиональной и национальной принадлежностью. У суннитов пост спикера, у курдов – пост президента, у шиитского большинства – пост премьер-министра, самый влиятельный пост в исполнительной системе власти: премьер-министр является главнокомандующим вооруженными силами, в настоящее время он исполняет также обязанности министра внутренних дел, министра обороны, какие-то еще другие обязанности. Все это вызывает внутреннюю критику в иракской политической системе, и, возможно, нынешние выборы позволят отойти от такого стереотипа.


Явка избирателей, видимо, высокой не будет. О 60 процентах проголосовавших мечтают только самые оптимистичные наблюдатели.