Разговор с поэтом Лидой Юсуповой о заклинателе змей, рыбе-черте, призраках долины роз и Путине-игуане
Ритуал C-4 оживляет мертвецов, и жертва серийного убийцы начинает писать стихи: прядет тонкую нить букв, которая ползет по странице, точно пасьянс "мышиный хвост": у мертвого не хватает дыхания, он не может произнести полную строку. Жертва – Деннис Керр, пациент канадской психиатрической больницы. Злодей – Питер Вудкок, психопат, который в 1956 году убил троих детей, а в 1991-м в сумасшедшем доме влюбился в Керра и, не добившись взаимности, зарезал его. Голос Керру и Вудкоку подарила поэт Лида Юсупова в своей книге "Ритуал С-4". Ритуал С-4 проводит пособник Питера Вудкока, Брюс Хамиль: подробности в энциклопедии убийств.
Я прочитал книгу Лиды Юсуповой, и мне тут же досталось место С-4 в самолете. Опасная поэзия напоминает о себе невзначай, держится позади, как серийный убийца. Ритуал C-4 не только воскрешает мертвого отца безумного Брюса Хамиля, но и открывает новый путь для русской поэзии. Я бы осмелился сравнить этот маленький сборник с главной русской книгой стихов XX века, "Форелью" Михаила Кузмина, которая оказалась намного больше своего жалкого времени и намного сложнее сталинского СССР 1929 года. Стихи Лиды Юсуповой больше и сложнее страны, в которой они сейчас отпечатаны – где людям, как бедному Деннису Керру, не хватает дыхания на целую строку: только мычание и стоны доносятся из миллионов глоток.
Оглушенные этим воем, мы с Лидой Юсуповой поговорили о неизбежном Путине, но начали с самого интересного – руин, деревьев и божеств Белиза. Лида Юсупова живет в этой стране индейцев Майя, на острове Амбергрис, рядом с Большой голубой впадиной в Атлантическом океане. Перед записью нашего разговора – белизское стихотворение "Памяти Смитти" из сборника "Ритуал С-4".
– Лида, как вы очутились в Белизе и как выглядит ваш персональный Белиз?
– Я впервые увидела Белиз в 1998 году – того Белиза уже нет: в 2000 году случился ураган Keith – и изогнутые над морем кокосовые пальмы, и стоящие прямо на берегу маленькие старые домики местных жителей были снесены ветром и волнами. В тот Белиз я просто приехала как туристка, жила неделю на берегу моря. Но я его тогда не почувствовала, вернее, слишком сильно почувствовала, вернее, не так почувствовала – мне было очень жарко, мое тело было еще северным. Но я запомнила тогда много прекрасных картинок. Красивое прозрачное море. Сияющие неоновыми красками какие-то водные существа – во тьме у берега. Раста-музыкант, выходящий из своего домика на берегу рано утром и потягивающийся (я его почему-то часто вспоминаю – он играл в ресторане "Раста-паста", а потом, впав в депрессию, повесился). Еще тогда я впервые съела крысу, или, как ее называют в Белизе, королевскую крысу, гибната (королевскую – потому что ей угощали Елизавету Вторую, когда она посещала Белиз в 1994 году).
А когда через шесть лет я приехала в Белиз, чтобы там жить – тогда все было уже по-другому. Может быть, еще и потому что я стала лучше говорить по-английски. Белиз приблизился, но все равно казался – иногда – нереальным. Например, я шла однажды по тропинке, в зарослях, после купания в море, светило солнце, в синем небе летали великолепные фрегаты и пеликаны, громко пели разные птицы, кружились бабочки, и я, правда, подумала, вернее, поняла, что я так думаю, что я уже умерла и оказалась в каком-то другом мире. Еще и потому, что в этом мягком и теплом воздухе иногда не чувствуешь своего тела. Потому что красота не сопротивляется, а когда ее слишком много, то просто в ней исчезаешь. В Белизе я впервые почувствовала, поняла, что этот мир был бы намного лучше, если бы людей в нем вообще не было.
Но в то же время Белиз для меня, мой персональный Белиз – это люди, живущие в Белизе. Друзья. Люди, которых я люблю. И которых не люблю. И разные знакомые и незнакомые люди, постоянно попадающие в истории. И эти истории рассказываются и рассказываются, в Белизе все умеют рассказывать истории. Мне кажется, все меньше рассказывают истории про фантастических существ – Штабай, Тата Дуэндэ, Сисимитэ, но про них все знают, и их все боятся. Один юноша рассказал мне, что когда он шел через летное поле (а через летное поле ходить запрещено, конечно), в сумерках, – женщина в белом длинном платье, с черными распущенными волосами вдруг появилась перед ним, и ее ноги не касались земли, это была Штабай, которая своей красотой завлекает пьяных мужчин в дупла деревьев или еще куда-нибудь, и они там умирают, занимаясь с ней сексом. Увидев ее, юноша так испугался, что описался. Когда он мне рассказывал о встрече со Штабай, он сказал, что ему даже страшно сейчас рассказывать.
– Расскажите, пожалуйста, историю Смитти, героя вашего стихотворения.
– Я впервые увидела Смитти, когда я пошла на Фабрику Изображения – кажется, чтобы посмотреть выставку картин кубинского художника, сделанных из мертвых мух (Фабрика Изображения, Image Factory, – это художественная галерея в Белизе, принадлежащая сыновьям бывшего премьер-министра Саида Мусы). Там было у Смитти местечко, рядом с этой Фабрикой, на тротуаре, у заборчика, под самодельной вывеской "Змеиный человек!" – он стоял, обвитый огромным боа-питоном, улыбался. Боа-питона звали Шеба. За несколько месяцев до смерти Смитти питон Шеба родила ему 60 змеенышей, и это продлило ему жизнь – Смитти надо было ухаживать за детьми, а потом (наверное) выпускать на волю. Но я никогда не видела Смитти больным – я познакомилась с ним, когда он был еще вполне цветущий и не знал, что у него ВИЧ. Шеба и еще две-три змеи помогали Смитти зарабатывать на жизнь – туристы всегда останавливались, увидев этих прекрасных рептилий, а Смитти рассказывал туристам разные удивительные истории, большинство которых придумывал. Мне, например, он сказал, что у него сорок два крокодила, для которых он организовал приют, спонсируемый голландским правительством. Я поверила. Туристы фотографировались с питонами и платили Смитти деньги за это удовольствие.
Смитти был черным мужчиной, растаманом, с дредами, невысоким и тоненьким. У него было две жизни – прошлая, в которой он был преступником, сидел в тюрьме за убийство и драки, и та, в которой я его знала – добрым волшебником со змеями. Все звали его Смитти, а настоящее его имя было Рейнальдо Смит.
О происшествиях, случавшихся со Смитти, я иногда узнавала из выпусков белизских телевизионных новостей (нас разделяло море – Смитти жил на материке, в Белиз-сити, а я – на острове Амбергрис, находящемся в часе езды на моторной лодке или в пятнадцати минутах полета на самолетике-сессне). Однажды Пятый канал сообщил о том, что на Смитти напали осы. "Четыре дня назад мистер Спунер попросил меня подрезать ветви на сливовом дереве, чтобы по ним воры не имели возможности забраться в окно его фотолаборатории, а я и не заметил, что под карнизом висело осиное гнездо – и когда я отсек древесную конечность, она ударила гнездо и разрушила его, и тысячи ос – я бы точнее определил их как красных шершней – бросились на меня так внезапно, что я упал с дерева, сломав при этом очки и часы", – говорил Смитти журналистке Пятого канала. Потом он рассказал, как бежал по улицам Белиз-сити, прыгнул в Белиз-реку, но осы не оставляли его, а дышать под водой он не может, и ему пришлось снова бежать по улицам, он бился в стеклянную дверь аптеки, но люди с той стороны крепко держали дверь, потому что не хотели быть искусаны осами, и он их понимает и прощает им, а потом он снова прыгнул в реку и махал над головой рубашкой, и осы вдруг решили оставить его и улетели. Прохожие вызвали Смитти скорую помощь. В больнице имени Карла Хёстнера из тела Смитти вытащили 800 осиных жал. "Чудесным образом Рейнальдо Смит очень быстро поправился, и мы желаем ему никогда больше не сталкиваться с рассерженным роем ос, или, точнее, красных шершней", – закончила репортаж журналистка.
Еще был репортаж о том, как во дворе другого телеканала, Седьмого, ползала большая змея, и журналисты позвали "нашего легендарного змеиного человека" Смитти – они отважно поймали змею сами, но почему-то решили, что змеи ползают парами и поэтому хотели, чтобы Смитти поймал вторую змею. Когда Смитти приехал, один мачо-журналист держал страшно шипящую змею, а другой – включенную телекамеру. Смитти взял эту двухметровую змею из рук журналиста и засунул ее голову себе в рот. Наступила тишина, хотя в Белизе тишины никогда не бывает, всегда где-то поют птицы и стрекочут насекомые. Когда Смитти вынул змею изо рта, она уже не шипела и вообще ее настроение изменилось, она спокойно обвила плечи и шею Смитти, и так, обвитый змеей, он и ушел (искал ли он вторую змею, в репортаже не говорится – наверное, журналисты были так зачарованы змеиным поцелуем, что забыли, зачем позвали Смитти).
За год до смерти Смитти дал удивительное интервью (о котором я пишу в стихотворении "Памяти Смитти") – он позвал знакомую журналистку Пятого телеканала (ту, что делала репортаж про ос) и сказал ей и всему Белизу, что у него обнаружили ВИЧ и что он спал с мужчинами. Мне кажется, он не собирался говорить, что у него был секс с мужчинами, но, открывшись всем про ВИЧ, он почувствовал себя свободным и сильным, и открылся еще смелее. В Белизе анальный секс – уголовное преступление: до сих пор действует, слегка подправленный (раньше было повешение, теперь – тюрьма), закон 1533 года, порожденный Генрихом Восьмым, он составляет 53-ю статью Уголовного кодекса Белиза и читается так: Every person who has carnal intercourse against the order of nature with any person or animal shall be liable to imprisonment for ten years. – "Каждый человек, совершивший половое сношение, нарушающее природный порядок, с другим человеком или животным, должен быть заключен в тюрьму на десять лет". Против этого закона сейчас сражается в суде один (и он правда один – против государства и церковников) прекрасный герой по имени Кэйлеб Орозко.
Оставшаяся от колониальных времен 53-я статья противоречит белизской Конституции, гарантирующей гражданам неприкосновенность личной жизни. Конституция – высший закон, и поэтому, говорит Кэйлеб, 53-я статья должна быть выкинута из УК Белиза. Большинство белизцев не гомофобны: по последним опросам, толерантными называют себя 68 процентов. Но в Белиз в последнее время ринулись гомофобные проповедники, в основном из Америки – она рядом, и, вцепившись в мертвого Генриха Восьмого, они сейчас сражаются с бесстрашным нежным Кэйлебом – судебного решения еще нет.
– Знаю об острове Амбергрис, что он отделен от материка каналом, сотворенным индейцами Майя. Духи индейцев еще не покинули Белиз, вы слышите их разговоры?
– Когда вы задали этот вопрос, и я уже начала на него отвечать, из России пришло известие, что умер мой папа, и я снова полетела – туда, откуда только что вернулась; на пути обратно, в Канаду, самолет словно растягивал пружину и наконец сорвался с нее, и его колеса так резко ударились о землю, что экран моего компьютера разбился и на нем возникли вертикальные и горизонтальные красные и зеленые полосы, похожие на супрематические корни дерева сейба, уходящие в мир мертвых – Шибальбу. Когда у моего друга Дарио (белизца и майя) умерла бабушка, у него стало останавливаться сердце (так ему иногда казалось), и его мама сказала ему, что это бабушка хочет забрать его к себе. Бабушка была очень доброй и никогда не желала Дарио зла, но духи мертвых ведут себя иначе, чем живые: например, у майя было очень почетно умирать во время родов – мертвые роженицы попадали прямо в рай, так же как и самоубийцы, которых сопровождала туда сама богиня повешения Иштаб, но и роженицы, и самоубийцы, являющиеся в этот мир в виде духов, становятся очень опасны для живых: роженицы на распутьях похищают детей, а самоубийцы – как Штабай – похищают и убивают мужчин. Мама Дарио сказала ему, что бабушка не хочет его отпускать – может быть, и дух моего папы тоже не хотел меня отпускать, и поэтому маленький самолетик – Американский Орел – должен был рвануться вперед, порвать связь с мертвыми, вырваться из их власти.
Конечно, я не слышу голоса, разговоры духов древних майя, но не почувствовать их присутствие в Белизе невозможно: однажды прекрасный местный танцор и певец Каляка (он не майя, а гарифуна – у этой народности тоже интересная история, это потомки так и не ставших рабами гордых африканцев, убивших своих пленителей-работорговцев по пути на Ямайку и поселившихся на островах Карибского моря, а еще многие из них уверяют, что умеют летать) привел нас на раскопки затерянных в джунглях двухтысячелетних поселений и захоронений майя: там, кроме керамики и скелетов, были обнаружены и большие морские раковины, очень много раковин, таких, из которых добываются (и сейчас тоже) съедобные моллюски, называющиеся здесь "конк", – как и сейчас, древние майя делали дырочки, чтобы выманить моллюсков на волю. И вот эту гору ракушек с двухтысячелетними дырочками я вспомнила, когда читала "Сообщение о делах в Юкатане" Диего де Ланды: там Ланда описывает ритуал жертвоприношения майя, когда мужчины встают плечом к плечу – длинным строем – и пронзают свои половые члены, чтобы продеть сквозь дырочки множество длинных веревок, вернее, одну веревку, потом вторую, третью, четвертую – и так они стоят соединенные друг с другом, нанизываемые, как бусы, и те мужчины, которые смогут, преодолев боль, нанизаться на большее число веревок, объявляются самыми смелыми и сильными, их слава живет в поколениях. Мне кажется, сейчас, когда герои майя (и гаринагу, и ацтеков) уже далеко, эти кровавые веревочки продолжают продеваться сквозь дырки времени или дырки раковин и ран и пулевых отверстий, или – неизвестности, в которой иногда исчезают целые семьи, жертвы современных демонов смерти, колумбийских наркоторговцев.
– В Белизе – точнее, у его берегов – есть Большая голубая дыра – я знаю ее только по фотографиям, а вы, может быть, видели наяву? Это ведь недалеко от вашего острова?
– К сожалению, я никогда не видела Большую голубую дыру – я еще не научилась подводному плаванию с аквалангом, а туда надо приплывать, по-моему, исключительно для погружения на глубину. Но я знаю, что всегда, когда оказываешься в мире всех этих морских существ, начинаешь чувствовать великую общую любовь: рыбы подплывают и начинают играть с тобой, некоторые пытаются притвориться невидимыми, любопытные доверчивые омары вылезают из своих нор, а совсем недавно появившиеся в Атлантическом океане японские рыбы-львы (кажется, по-русски они называются зебрами), потомки пяти выпущенных из аквариума где-то у берегов Майами рыбок (может быть, даже потомками российских коррупционеров), так самоуверенны и бесстрашны, что их можно просто накалывать на спицу, но я, конечно, этого не делаю. Однажды, ныряя у берега, я увидела совершенно невозможную рыбу – с длинным курносым носом, яркими красными губами и четырьмя лапами-крыльями. Она смотрела на меня очень строго и внимательно, ей недоставало пенсне. Оказалось (потом я нашла ее на ютьюбе) эта рыба называется Ogcocephalus nasutus, а по-русски – морской черт.
– Многие тексты книги “Ритуал С-4” вдохновлены подлинными историями убийств. И сам Ритуал С-4 тоже связан с душегубством. Как криминальная хроника становится поэзией?
– Мне кажется, это не хроника – что-то отдаленное, а истории людей, рассказанные не репортерами или полицейскими, а преступниками и жертвами или их соседями и близкими, или уже пересказанные, может быть, тысячу раз, превратившиеся в сплетни... Наверное, это белизское влияние. Тот же Диего де Ланда писал про майя: эти люди не знают, что такое секреты. Он прав. Даже в современном Белизе люди не научились хранить секреты. Все говорят обо всех и обо всем. Все рассказывают о себе всё. Криминальная хроника не становится новостью, а всего лишь подтверждением, что все эти разговоры – правда. Люди вокруг всегда знают больше, чем полиция, преступники всегда на ладони – здесь никто ни на кого долго не обижается, это невозможно, жизнь бежит слишком быстро; преступления из мести случаются, но заряд ненависти недолговечен, потому что все или быстро кончается убийством или по каким-то причинам теряет смысл.
Про героя Ритуала С-4, Питера Вудкока, я тоже узнала не из криминальной хроники – он возник, неясно явился, как привидение, когда я ехала по “Долине роз”, красивой и пугающей, – и узнать его мне было интересно не как преступника, а как человека, и я до сих пор стараюсь понять его – почувствовать его хотя бы так, как понимала и чувствовала его приемная мать Сюзанна Мейнард.
Недавно, рассматривая – опять-таки не криминальную хронику, а видео с инаугурации Путина на ютьюбе, я была очень удивлена сходством и его походки, и его движений, и даже выражения лица с походкой, движениями, лицом Питера Вудкока. Я не знаю, что это значит, но я знаю, что это должно что-то значить. Интересно это понять. Мне кажется, поэзия дает возможность приближения к пониманию. Наверное, само понимание, окончательное понимание не так и важно, как приближение к нему. Поэзия дает свободу говорить и думать так, как будто ничего и никого не было, как будто ничего еще не известно или, наоборот, уже известно то, что на самом деле неизвестно. Это совершенно пустое пространство, где нет никаких правил – и когда в это пространство помещаешь какое-то событие и людей, они начинают свободно устанавливать свои связи и свои правила, мне остается только наблюдать и пытаться понять. Если эти события и люди загадочны – они могут раскрыться и раскрыть загадки, это очень интересно.
– После разговора об индейских божествах и рыбах-львах прыгнем в наши сугробы. Читатель вашей книги вряд ли догадается, что вас интересует политика и тревожит утверждение несвободы в России. Страна сейчас все больше расходится с современностью, разворачивается и убегает в прошлое. Это ее естественный путь?
– Несколько последних месяцев я провела в России – и не заметила, что она изменилась. Я вижу Россию по телевизору – который показывает путинскую пропаганду или западные новости – и я вижу Россию вне телевизора, и это два разных мира. Россия в телевизоре – это мир лжи, даже в самых свободных медиа представления о ней (о россиянах, о Russians) создаются из путинской пропаганды: вот, например, по "Евроньюс" недавно показывали сюжет о ликующих местных жителях украинского Славянска – которых плохо сыграли какие-то актеры (возможно, даже российские,) – фотографирующихся вместе с зелеными человечками в черных масках, потом показали интервью с зеленым человечком в черной маске, сказавшим по-русски, что он не скажет, кто он и откуда приехал, а потом был сюжет о прямой линии Путина, где он сказал про зеленых человечков в черных масках, что на них нет никаких масок, потому что им не надо скрывать, кто они и откуда.
Россия из телевизора пытается заслонить для людей настоящую Россию, хочет заставить их верить, что она и есть настоящая, что Россия изменилась, превратилась в ту, что телевизор показывает, сама власть и ее пропагандисты начинают верить, что, да, это так и есть, и не те люди, которые вокруг них – народ, а те, что в телевизоре; и настоящий народ начинает верить, что он не настоящий народ, а только тот, который им показывают по телевизору, настоящий. Друг говорит: "Ты только послушай, что говорит простой народ! Как они теперь после Крыма любят Путина", спрашиваю: "Где говорит? Кто говорит? Я слышала только, как люди произносят слово “Крым” или с усмешкой, будто это что-то неприличное, о котором стыдно говорить, или с болью и возмущением. Ты слышал своими ушами, ты видел людей, которые говорят, что они из-за Крыма любят Путина?" – "Да! Видел!" – "Где?" – "В передаче 'Пусть говорят'" – иллюзия прикидывается реальностью; западные политики и журналисты удивляются, как можно ТАК врать, а никто не врет: когда человек верит в то, что он говорит, верит, что ложь не ложь, он не врет. Путин не врет – он бредит. Путин все больше и больше сходит с ума, и для него реальность меняется – в его голове, Россия меняется в голове Путина, но не на самом деле. У него не так много власти – при всех его личных миллиардах, у него не так много экономической власти (как у диктаторов, вроде Гитлера или Ким Чен Ына), чтобы превратить свое безумие в реальность. Безумие и реальность не смешиваются: нефть и кровь. Убрать голову Путина – убрать его власть – и все эти мнимые изменения тут же исчезнут.
В Белизе я однажды стояла на берегу крокодильей лагуны и вдруг увидела мертвую крокодилью голову, полузатонувшую в гладкой, отражающей драматично-закатное небо воде. Я подошла очень близко, нагнулась над ней и сфотографировала. Мертвые провалы глаз. Внезапно голова вздрогнула, над водой взлетел зубчатый хвост, ударил по воде, брызги вокруг, крокодил развернулся и исчез. Я засмеялась: "Дурак! Я думала, что ты мертвый!"
Американка Brenda L. Connors, специалист по движениям тела и бывшая госдеповка, проанализировала движения Путина, изучив телевизионные записи его инаугураций (игуанизаций), и сделала несколько интересных замечаний о его рептильном поведении. Когда я прочитала об этом в интервью с ней (2005 года), я решила тоже посмотреть видео из Большого Кремлевского дворца, три игуанизации подряд – без звука, сосредоточившись только на телодвижениях. Увиденное оказалось неожиданно впечатляющим! Речь околдовывает нас – пропаганда одета в речь, убрать речь – и обнажится реальность, которая всегда и была перед нашими глазами, но мы ее не замечали. Я увидела маленького человека, все три раза сосредоточенно переступающего порог правой ногой (он суеверен!), напряженное тело с выученной небрежностью движений поднималось по лестнице – и, как и заметила Бренда Коннорс, правая сторона этого тела жила отдельно от его левой стороны: правая рука неподвижно висела вдоль тела, тогда как левая двигалась вполне комфортно, правая нога неуверенно касалась красной дорожки, тогда как левая ступала на нее без всяких сомнений, правая рука, вспомнив о своей неподвижности, иногда, чтобы оправдать ее, цеплялась за борт пиджака – медики, которым Бренда Коннорс показала эти видеозаписи, предположили, что чувствительность в правой стороне тела сильно понижена; Бренда Коннорс пишет, что поражается выживаемости Путина, всю жизнь построившего на преодолении своих физических ограничений (я читала, что в его кагэбэшной характеристике было написано: "Пониженное чувство опасности") – у него толстая кожа, он мало чувствует. Специалисты, к которым обращалась Бренда Коннорс, поставили Путину несколько возможных диагнозов: внутриутробный инсульт, полиомиелит, перенесенный в раннем детстве, паралич Эрба (родовая травма). Маленький Путин не мог бегать на четвереньках – он ползал, извиваясь всем телом – как рептилия – и эта рептильная сторона осталась с ним на всю жизнь, он не эволюционировал из своего крокодильего детства, его рептильный мозг продолжает определять его поведение; рептильный мозг – эта та часть мозга, которая ответственна за агрессию, территориальность, стремление к доминированию, – определяет сегодняшнюю внутреннюю и внешнюю политику России.
Мне кажется еще очень важным – помнить, что льды тают! К 2100 году уровень моря может подняться на 7 метров – от Крыма (и не только) останутся рожки да ножки. Люди из будущего, плавая в плавучих городах, будут иногда вспоминать странного российского (была здесь когда-то такая страна, Россия) президента и посредством бреин-нета (мозг-нета) делиться своими чувствами о нем – я думаю, главным там будет чувство презрения.
– Вы тоже никогда не встречали человека, восхищающегося этим королем игуан?
– Одна бабушка рассказала, что видела в детстве, в 1941-м, как советские солдаты (уплывая на барже от финских оккупантов) вонзали ножи в спины боевых товарищей, решивших сдаться в плен, и товарищи шли по воде, по озеру, к берегу, оставляя кровавые дорожки. У этой бабушки были самые светлые воспоминания о финской оккупации, временном избавления от сталинизма, и сейчас она всей душой поддерживала оккупацию Крыма, говорила: "Путин – молодец! Отобрал Крым у Обамы! А Обама так хотел Крым, так хотел!" Она была единственным человеком, встретившимся мне в России, кто восхищался Путиным.
Я прочитал книгу Лиды Юсуповой, и мне тут же досталось место С-4 в самолете. Опасная поэзия напоминает о себе невзначай, держится позади, как серийный убийца. Ритуал C-4 не только воскрешает мертвого отца безумного Брюса Хамиля, но и открывает новый путь для русской поэзии. Я бы осмелился сравнить этот маленький сборник с главной русской книгой стихов XX века, "Форелью" Михаила Кузмина, которая оказалась намного больше своего жалкого времени и намного сложнее сталинского СССР 1929 года. Стихи Лиды Юсуповой больше и сложнее страны, в которой они сейчас отпечатаны – где людям, как бедному Деннису Керру, не хватает дыхания на целую строку: только мычание и стоны доносятся из миллионов глоток.
Оглушенные этим воем, мы с Лидой Юсуповой поговорили о неизбежном Путине, но начали с самого интересного – руин, деревьев и божеств Белиза. Лида Юсупова живет в этой стране индейцев Майя, на острове Амбергрис, рядом с Большой голубой впадиной в Атлантическом океане. Перед записью нашего разговора – белизское стихотворение "Памяти Смитти" из сборника "Ритуал С-4".
Памяти Смитти
Если пасть боа-питона это Шибальба, значит, туда вплывает майя-раста Давид со своим лучшим другом, питон обвивается вокруг шеи Смитти, стоящего на солнечной улице Белиз-сити у дверей Фабрики Изображения, откуда я выхожу и встречаюсь с ним взглядом.
Давид с другом плывут в каноэ, но чем дальше, тем суше, уже, и тем больше сталактитов и сталагмитов, на второй день им приходится ползти на брюхе, превращаясь в питонов.
В интервью местным теленовостям пятого канала Смитти говорит, что он спал с мужчинами – он дает интервью о СПИДе, он ВИЧ-инфицирован, родные отвергли его, он решил провести акцию против дискриминации – журналистка задерживает дыханье, еще ни один белизец не говорил Белизу "я спал с мужчинами", питон обвивается вокруг его шеи, оставляя сверкающие чешуйки.
Они увидели свет и боялись, что там царство мертвых, но, словно близнецы Хунахпу и Шбаланке, они вернулись, и они были первыми, Давид мне потом говорил, самыми первыми, дошедшими до конца Шибальбы.
– Лида, как вы очутились в Белизе и как выглядит ваш персональный Белиз?
– Я впервые увидела Белиз в 1998 году – того Белиза уже нет: в 2000 году случился ураган Keith – и изогнутые над морем кокосовые пальмы, и стоящие прямо на берегу маленькие старые домики местных жителей были снесены ветром и волнами. В тот Белиз я просто приехала как туристка, жила неделю на берегу моря. Но я его тогда не почувствовала, вернее, слишком сильно почувствовала, вернее, не так почувствовала – мне было очень жарко, мое тело было еще северным. Но я запомнила тогда много прекрасных картинок. Красивое прозрачное море. Сияющие неоновыми красками какие-то водные существа – во тьме у берега. Раста-музыкант, выходящий из своего домика на берегу рано утром и потягивающийся (я его почему-то часто вспоминаю – он играл в ресторане "Раста-паста", а потом, впав в депрессию, повесился). Еще тогда я впервые съела крысу, или, как ее называют в Белизе, королевскую крысу, гибната (королевскую – потому что ей угощали Елизавету Вторую, когда она посещала Белиз в 1994 году).
Ныряя у берега, я увидела совершенно невозможную рыбу – с длинным курносым носом, яркими красными губами и четырьмя лапами-крыльями
Но в то же время Белиз для меня, мой персональный Белиз – это люди, живущие в Белизе. Друзья. Люди, которых я люблю. И которых не люблю. И разные знакомые и незнакомые люди, постоянно попадающие в истории. И эти истории рассказываются и рассказываются, в Белизе все умеют рассказывать истории. Мне кажется, все меньше рассказывают истории про фантастических существ – Штабай, Тата Дуэндэ, Сисимитэ, но про них все знают, и их все боятся. Один юноша рассказал мне, что когда он шел через летное поле (а через летное поле ходить запрещено, конечно), в сумерках, – женщина в белом длинном платье, с черными распущенными волосами вдруг появилась перед ним, и ее ноги не касались земли, это была Штабай, которая своей красотой завлекает пьяных мужчин в дупла деревьев или еще куда-нибудь, и они там умирают, занимаясь с ней сексом. Увидев ее, юноша так испугался, что описался. Когда он мне рассказывал о встрече со Штабай, он сказал, что ему даже страшно сейчас рассказывать.
– Расскажите, пожалуйста, историю Смитти, героя вашего стихотворения.
– Я впервые увидела Смитти, когда я пошла на Фабрику Изображения – кажется, чтобы посмотреть выставку картин кубинского художника, сделанных из мертвых мух (Фабрика Изображения, Image Factory, – это художественная галерея в Белизе, принадлежащая сыновьям бывшего премьер-министра Саида Мусы). Там было у Смитти местечко, рядом с этой Фабрикой, на тротуаре, у заборчика, под самодельной вывеской "Змеиный человек!" – он стоял, обвитый огромным боа-питоном, улыбался. Боа-питона звали Шеба. За несколько месяцев до смерти Смитти питон Шеба родила ему 60 змеенышей, и это продлило ему жизнь – Смитти надо было ухаживать за детьми, а потом (наверное) выпускать на волю. Но я никогда не видела Смитти больным – я познакомилась с ним, когда он был еще вполне цветущий и не знал, что у него ВИЧ. Шеба и еще две-три змеи помогали Смитти зарабатывать на жизнь – туристы всегда останавливались, увидев этих прекрасных рептилий, а Смитти рассказывал туристам разные удивительные истории, большинство которых придумывал. Мне, например, он сказал, что у него сорок два крокодила, для которых он организовал приют, спонсируемый голландским правительством. Я поверила. Туристы фотографировались с питонами и платили Смитти деньги за это удовольствие.
Смитти был черным мужчиной, растаманом, с дредами, невысоким и тоненьким. У него было две жизни – прошлая, в которой он был преступником, сидел в тюрьме за убийство и драки, и та, в которой я его знала – добрым волшебником со змеями. Все звали его Смитти, а настоящее его имя было Рейнальдо Смит.
Убрать голову Путина – убрать его власть – и все эти мнимые изменения тут же исчезнут
Еще был репортаж о том, как во дворе другого телеканала, Седьмого, ползала большая змея, и журналисты позвали "нашего легендарного змеиного человека" Смитти – они отважно поймали змею сами, но почему-то решили, что змеи ползают парами и поэтому хотели, чтобы Смитти поймал вторую змею. Когда Смитти приехал, один мачо-журналист держал страшно шипящую змею, а другой – включенную телекамеру. Смитти взял эту двухметровую змею из рук журналиста и засунул ее голову себе в рот. Наступила тишина, хотя в Белизе тишины никогда не бывает, всегда где-то поют птицы и стрекочут насекомые. Когда Смитти вынул змею изо рта, она уже не шипела и вообще ее настроение изменилось, она спокойно обвила плечи и шею Смитти, и так, обвитый змеей, он и ушел (искал ли он вторую змею, в репортаже не говорится – наверное, журналисты были так зачарованы змеиным поцелуем, что забыли, зачем позвали Смитти).
В Белизе я впервые почувствовала, поняла, что этот мир был бы намного лучше, если бы людей в нем вообще не было
Оставшаяся от колониальных времен 53-я статья противоречит белизской Конституции, гарантирующей гражданам неприкосновенность личной жизни. Конституция – высший закон, и поэтому, говорит Кэйлеб, 53-я статья должна быть выкинута из УК Белиза. Большинство белизцев не гомофобны: по последним опросам, толерантными называют себя 68 процентов. Но в Белиз в последнее время ринулись гомофобные проповедники, в основном из Америки – она рядом, и, вцепившись в мертвого Генриха Восьмого, они сейчас сражаются с бесстрашным нежным Кэйлебом – судебного решения еще нет.
– Знаю об острове Амбергрис, что он отделен от материка каналом, сотворенным индейцами Майя. Духи индейцев еще не покинули Белиз, вы слышите их разговоры?
Правая сторона тела Путина жила отдельно от его левой стороны: правая рука неподвижно висела вдоль тела, тогда как левая двигалась вполне комфортно
– В Белизе – точнее, у его берегов – есть Большая голубая дыра – я знаю ее только по фотографиям, а вы, может быть, видели наяву? Это ведь недалеко от вашего острова?
– Многие тексты книги “Ритуал С-4” вдохновлены подлинными историями убийств. И сам Ритуал С-4 тоже связан с душегубством. Как криминальная хроника становится поэзией?
– Мне кажется, это не хроника – что-то отдаленное, а истории людей, рассказанные не репортерами или полицейскими, а преступниками и жертвами или их соседями и близкими, или уже пересказанные, может быть, тысячу раз, превратившиеся в сплетни... Наверное, это белизское влияние. Тот же Диего де Ланда писал про майя: эти люди не знают, что такое секреты. Он прав. Даже в современном Белизе люди не научились хранить секреты. Все говорят обо всех и обо всем. Все рассказывают о себе всё. Криминальная хроника не становится новостью, а всего лишь подтверждением, что все эти разговоры – правда. Люди вокруг всегда знают больше, чем полиция, преступники всегда на ладони – здесь никто ни на кого долго не обижается, это невозможно, жизнь бежит слишком быстро; преступления из мести случаются, но заряд ненависти недолговечен, потому что все или быстро кончается убийством или по каким-то причинам теряет смысл.
Про героя Ритуала С-4, Питера Вудкока, я тоже узнала не из криминальной хроники – он возник, неясно явился, как привидение, когда я ехала по “Долине роз”, красивой и пугающей, – и узнать его мне было интересно не как преступника, а как человека, и я до сих пор стараюсь понять его – почувствовать его хотя бы так, как понимала и чувствовала его приемная мать Сюзанна Мейнард.
Россия из телевизора пытается заслонить для людей настоящую Россию, хочет заставить их верить, что она и есть настоящая
– После разговора об индейских божествах и рыбах-львах прыгнем в наши сугробы. Читатель вашей книги вряд ли догадается, что вас интересует политика и тревожит утверждение несвободы в России. Страна сейчас все больше расходится с современностью, разворачивается и убегает в прошлое. Это ее естественный путь?
– Несколько последних месяцев я провела в России – и не заметила, что она изменилась. Я вижу Россию по телевизору – который показывает путинскую пропаганду или западные новости – и я вижу Россию вне телевизора, и это два разных мира. Россия в телевизоре – это мир лжи, даже в самых свободных медиа представления о ней (о россиянах, о Russians) создаются из путинской пропаганды: вот, например, по "Евроньюс" недавно показывали сюжет о ликующих местных жителях украинского Славянска – которых плохо сыграли какие-то актеры (возможно, даже российские,) – фотографирующихся вместе с зелеными человечками в черных масках, потом показали интервью с зеленым человечком в черной маске, сказавшим по-русски, что он не скажет, кто он и откуда приехал, а потом был сюжет о прямой линии Путина, где он сказал про зеленых человечков в черных масках, что на них нет никаких масок, потому что им не надо скрывать, кто они и откуда.
Россия из телевизора пытается заслонить для людей настоящую Россию, хочет заставить их верить, что она и есть настоящая, что Россия изменилась, превратилась в ту, что телевизор показывает, сама власть и ее пропагандисты начинают верить, что, да, это так и есть, и не те люди, которые вокруг них – народ, а те, что в телевизоре; и настоящий народ начинает верить, что он не настоящий народ, а только тот, который им показывают по телевизору, настоящий. Друг говорит: "Ты только послушай, что говорит простой народ! Как они теперь после Крыма любят Путина", спрашиваю: "Где говорит? Кто говорит? Я слышала только, как люди произносят слово “Крым” или с усмешкой, будто это что-то неприличное, о котором стыдно говорить, или с болью и возмущением. Ты слышал своими ушами, ты видел людей, которые говорят, что они из-за Крыма любят Путина?" – "Да! Видел!" – "Где?" – "В передаче 'Пусть говорят'" – иллюзия прикидывается реальностью; западные политики и журналисты удивляются, как можно ТАК врать, а никто не врет: когда человек верит в то, что он говорит, верит, что ложь не ложь, он не врет. Путин не врет – он бредит. Путин все больше и больше сходит с ума, и для него реальность меняется – в его голове, Россия меняется в голове Путина, но не на самом деле. У него не так много власти – при всех его личных миллиардах, у него не так много экономической власти (как у диктаторов, вроде Гитлера или Ким Чен Ына), чтобы превратить свое безумие в реальность. Безумие и реальность не смешиваются: нефть и кровь. Убрать голову Путина – убрать его власть – и все эти мнимые изменения тут же исчезнут.
В Белизе я однажды стояла на берегу крокодильей лагуны и вдруг увидела мертвую крокодилью голову, полузатонувшую в гладкой, отражающей драматично-закатное небо воде. Я подошла очень близко, нагнулась над ней и сфотографировала. Мертвые провалы глаз. Внезапно голова вздрогнула, над водой взлетел зубчатый хвост, ударил по воде, брызги вокруг, крокодил развернулся и исчез. Я засмеялась: "Дурак! Я думала, что ты мертвый!"
Американка Brenda L. Connors, специалист по движениям тела и бывшая госдеповка, проанализировала движения Путина, изучив телевизионные записи его инаугураций (игуанизаций), и сделала несколько интересных замечаний о его рептильном поведении. Когда я прочитала об этом в интервью с ней (2005 года), я решила тоже посмотреть видео из Большого Кремлевского дворца, три игуанизации подряд – без звука, сосредоточившись только на телодвижениях. Увиденное оказалось неожиданно впечатляющим! Речь околдовывает нас – пропаганда одета в речь, убрать речь – и обнажится реальность, которая всегда и была перед нашими глазами, но мы ее не замечали. Я увидела маленького человека, все три раза сосредоточенно переступающего порог правой ногой (он суеверен!), напряженное тело с выученной небрежностью движений поднималось по лестнице – и, как и заметила Бренда Коннорс, правая сторона этого тела жила отдельно от его левой стороны: правая рука неподвижно висела вдоль тела, тогда как левая двигалась вполне комфортно, правая нога неуверенно касалась красной дорожки, тогда как левая ступала на нее без всяких сомнений, правая рука, вспомнив о своей неподвижности, иногда, чтобы оправдать ее, цеплялась за борт пиджака – медики, которым Бренда Коннорс показала эти видеозаписи, предположили, что чувствительность в правой стороне тела сильно понижена; Бренда Коннорс пишет, что поражается выживаемости Путина, всю жизнь построившего на преодолении своих физических ограничений (я читала, что в его кагэбэшной характеристике было написано: "Пониженное чувство опасности") – у него толстая кожа, он мало чувствует. Специалисты, к которым обращалась Бренда Коннорс, поставили Путину несколько возможных диагнозов: внутриутробный инсульт, полиомиелит, перенесенный в раннем детстве, паралич Эрба (родовая травма). Маленький Путин не мог бегать на четвереньках – он ползал, извиваясь всем телом – как рептилия – и эта рептильная сторона осталась с ним на всю жизнь, он не эволюционировал из своего крокодильего детства, его рептильный мозг продолжает определять его поведение; рептильный мозг – эта та часть мозга, которая ответственна за агрессию, территориальность, стремление к доминированию, – определяет сегодняшнюю внутреннюю и внешнюю политику России.
Мне кажется еще очень важным – помнить, что льды тают! К 2100 году уровень моря может подняться на 7 метров – от Крыма (и не только) останутся рожки да ножки. Люди из будущего, плавая в плавучих городах, будут иногда вспоминать странного российского (была здесь когда-то такая страна, Россия) президента и посредством бреин-нета (мозг-нета) делиться своими чувствами о нем – я думаю, главным там будет чувство презрения.
– Вы тоже никогда не встречали человека, восхищающегося этим королем игуан?
– Одна бабушка рассказала, что видела в детстве, в 1941-м, как советские солдаты (уплывая на барже от финских оккупантов) вонзали ножи в спины боевых товарищей, решивших сдаться в плен, и товарищи шли по воде, по озеру, к берегу, оставляя кровавые дорожки. У этой бабушки были самые светлые воспоминания о финской оккупации, временном избавления от сталинизма, и сейчас она всей душой поддерживала оккупацию Крыма, говорила: "Путин – молодец! Отобрал Крым у Обамы! А Обама так хотел Крым, так хотел!" Она была единственным человеком, встретившимся мне в России, кто восхищался Путиным.