L'enfant terrible джазового фортепьяно

Кит Джарретт

Он вырос в бедности и строгих правилах церкви сайентологии, запрещенной во многих странах мира. В его жила течет кровь венгерских цыган, ирландцев и французов. Он был вундеркиндом в три года. Он им и остался в свои 69, которые были отпразднованы 8 мая этого года. Его зовут Кит Джарретт

Это, пожалуй, единственный известный мне джазмен, передачу о котором можно сделать на одной единственной его композиции или – и это точнее – импровизации. Весьма часто они длятся пятьдесят с сантимами минут! К счастью для формата "Времени Джаза" не все его концерты и записи были литургиями или импровизациями столь грандиозными. Это случалось, когда он не играл соло и, часто, когда он играл стандарты…

Добрый день, если он добрый, вечер или ночь! Добро пожаловать на наши волны. Или же на наш сайт www.svoboda.org. У микрофона в ошалевшей от политических завихрений и в преддверии неизбежного бунта на выборах в Европарламент Лютеции – ваш ДС. Если вы думаете, что кораблик Лютеции раскачивается (это написано на гербе города), но не свингует – это неправда!



Keith Jarrrett – Rio Part XIII – 7:04 (Keith Jarrett – RIO – ECM)

"Rio Part XIII", "Рио" тринадцатая часть концерта Киза Джаррета, записанная соло в городском театре Рио-де-Жанейро, 9 апреля 2011 года.

В семидесятых годах прошлого века Киз Джаррет был l'enfant terrible джазового фортепьяно. Он запрашивал самые высокие гонорары за сольные выступления, он играл в концертных залах и на сценах опер, на которые до него всходили лишь музыканты классических жанров. Многие критики называли его прима донной джаза, который весьма часто жаловался аудитории, что рояль или акустика зала несовершенны. Его, как казалось чопорные квази– философские заявления, которые могли прерывать игру в любой момент, вызывали охи и ахи поклонников, но гораздо менее приятные реплики менее впечатлительных слушателей.
Когда он играл на фортепьяно, он нарушал все мыслимые законы, назовем это, "хороших манер". И дело не в положении рук: он садился за фортепьяно, в буквально смысле садился, весьма редко. Когда он плясал над клавишами, особенно в его (а их поток был бесконечен) рапсодических пассажах, он заставлял думать о том, что Элвис Пресли был деревянным истуканом.
И, не смотря на все выше сказанное, Киз Джаррет заставил фортепьяно петь на новый манер. И, что замечательно, это нравилось, а у большинства вызывало восторг. Никто не смог заразить (особенно за заграницей) аудиторию таким интересом к джазовому фортепьяно, как он. Его "Кёльнский Концерт" с легендарными текучими сольными импровизациями стал базой, на которой взошла такая нынче известная фирма звукозаписи, как ЕСМ. "Кёльнский Концерт" разошелся тиражом в четверть миллиона экземпляров.

Keith Jarrett – Part II c – 6:59 (Keith Jarrett – The Köln Concert – ECM)

"Keith Jarrett – Part II c". Вторая и заключительная часть Кёльнского концерта, часть II c. Это самая короткая импровизация Кёльнского концерта. Остальные длятся по 26, 19 минут. Концерт состоялся 24 января 1975 года в зале Кёльнской Оперы. Двойной LP вышел на созданной в Мюнхене в 1969 году Манфредом Айрехом звукозаписывающей фирме "ECM" – "Издательстве Современной Музыки". На обложке первой пластинки был американский пианист Мэл Уолдрон.

Киз Джаррет родился в VE Day, День Победы, 8 мая 1945 года. Он родился под знаком Тельца со всеми главными планетами в созвездии Овна. Нынче ему исполнилось 69 лет. На свет он появился в ничем непримечательном городке Аллентауне, что в штате Пенсильвания. Вспоминая родной город, Киз Джаррет с долей горькой иронии писал: "Аллентаун это один из самых заброшенных, лишенных музыки городов Америки. Это город, в котором ничего не происходит. Здесь нет пищи, нет жизни и нет музыки. Это мёртвый город".
Несмотря на эту городскую пустыню, родители с трудом, но нашли Кизу учителя музыки. У Джаррета есть такое высказывание:
– Я вырос вместе с пианино. Я выучил его язык, одновременно учась говорить".
Позволю себе напомнить, что вы слушаете еженедельное "Время Джаза" на коротких волнах "Свободы", через спутники HotBird и AsiaSat-7, а так же чисто и без помех с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции – ваш ДС.

Keith Jarrett – Blues – 5:22 (Keith Jarrett – Paris Concert – ECM)

"Blues", Киза Джаррета, его парижский концерт 17 октября 1988 года. Концертный зал Плейель. Среди аплодирующих был и ваш ДС, но выделить его из толпы поклонников Киза к счастью нет никакой возможности. К счастью, потому на какой-то момент я был раздосадован. Мне казалось, что Джаррет повторяется, что его звуковые полотна написаны не просто одними и теми же мазками, но одной и той же краской. Ощущение это прошло быстро. Это не был "Кёльнский концерт", и это не было эхом "Брегенцского концерта" 1981 года. Впечатление deja entendu, уже слышанного, возникало от затяжной импровизации напрямую или скорее от этой медитации LIVE.
И медитация здесь, пожалуй, ключевое слово. Оно ведет нас к родителям Киза Джаррета, назад в Аллентаун.
Бабушка Киза, и это установлено документально, была из Австро-Венгрии. Она иммигрировала в США уже после того, как вышла замуж и родила двух мальчиков и Ирму. Оба сына погибли: одного сбила машина, второй утонул, катаясь по слишком тонкому льду реки. Бабушка болела туберкулезом и дни ее были сочтены: муж бросил её, одно легкое уже было поражено, дочь отправлена в сиротский приют. Счет шел на недели. И вот в этот момент одна из сиделок принесла ей книгу Мери Бейкер Эдди "Источники Христианской Науки".
– Читай,– сказала сиделка, – тебе уже нечего терять.
Обреченная бабуся прочитала книгу, уверовала в принципы сайентологии, "Christian Science" и вскоре выздоровела. Врачи не могли найти и следов туберкулеза.
Когда Дэниэл Джаррет, в чьих жилах текла и французская кровь, и ирландская, встретился с Ирмой (у него была увольнительная перед отправкой на фронт) они решили пожениться после войны. Ирма ставила одно единственное условие: их дети будут воспитаны в канонах сайентологии. Через какое время, уже на фронте, и Дэниэл перешел в эту веру. Так что в доме Джарретов после войны царила строгая религиозность и Киз вырос приверженцем сайентологии. Важная деталь. Одним из постулатов "Christian Science" было утверждение, что все болезни происходят из-за неверного образа мышления, неверного хода мысли. Стоит с этим справиться и здоровье вернется. Это и было чудом, случившимся с бабушкой Киза в санатории для туберкулезников.
Добавлю, что мать Ирмы говорила на уиндише, венгерском цыганском диалекте, на венгерском, немецком и английском. Ирма вспоминала:
– Я всегда была уверена, что я цыганка.

Keith Jarrett TrioSandu – 7:26 (Keith Jarrett – Whisper Not – ECM)

"Sandu" – композиция трубача Клиффорда Брауна. Классическое трио Киза Джаррета во Дворце Конгрессов в Париже, 5 июля 1999 года. Гари Пикок – контрабас и Джак ДеДжонет – ударные. Пример типичного для Киза вокального (мычание, вскрики) сопровождения игры.

Киз начал говорить раньше, чем ему исполнился год. В полтора года он знал наизусть детскую поэму "Ночь перед Рождеством". Ирма угадала музыкальный дар сына, когда ему не было и двух. Отец, не смотря на явную бедность семьи, купил на распродаже подержанное пианино за пятьдесят долларов. Бабушка Киза со стороны отца играла на фортепьяно, дед – на скрипке, его тетушка была преподавательницей музыки. Дэниэл говорил, что годы Великой Депрессии не позволили ему серьезно заняться музыкой, но в армии он пел в хоре. Мать Киза, Ирма, читала с листа, пела с местными оркестрами и в детстве играла на пяти инструментах.
Сам же Киз считал, что он начинал с ударных. Что ж, все верно – фортепьяно ударный инструмент.
На старых ламповых и новых транзисторных, через спутники HotBird и AsiaSat-7, а так же с нашего бессонного сайта www.svoboda.org вы слушаете еженедельное "Время Джаза". У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий.
Mea culpa: оказывается "Океан" не ламповый приемник! Мне казалось, что я его запомнил именно таким! Значит у "Океана" было иное название. Выясню под гипнозом!

Keith Jarrett Trio – Bye Bye Blackbird – 11:11 (Keith Jarrett Trio – Bye Bye Blackbird – ECM)

"Bye Bye Blackbird" композиция 1926 года Рея Хендерсона. На обложке этого СД с трубой в руке, уходящий навсегда, Майлз Дейвис: "Прощай, Черный Дрозд!". Киз Джаррет – рояль; Гари Пикок – контрабас и Джак ДеДжонет – ударные. 12 октября 1991 года, клуб "Power Station", Нью-Йорк.
Джаррет был любимчиком Майлза Дейвиса. В свое время Майлз привез целиком весь оркестр в Париж послушать концерт Джаррета!
Что ж пора разбавить этот сироп, как это делают во Франции, чем-нибудь соответствующим. Например, черносмородиновый ликер – шампанским.

Etta Jones – Bye Bye Blackbird – 3:15 (Etta Jones – Don't Go To Strangers – Prestige)

"Прощай, Черный Дрозд!" – слова к музыке Рея Хендерсона написал Морт Диксон.

– Упаковала все мои беды и напасти
И вот иду, напевая негромко:
Прощай черный дрозд, прощай!
Может быть где-нибудь кто-нибудь
Ждет меня…
Прощай черный дрозд, прощай!

Этта Джоунс – вокал; Франк Уесс – флейта; Ричард Вьяндс – фортепьяно; Скитер Бест – гитара; Джордж Дювивье – контрабас и Рой Хейнс – ударные. Студия Руди ван Гельдера, Инглвуд Клиффс, 21 июня 1960 года.

Я не просто так рассказывал про погруженность семьи Джарретов в тайны сайентологии. Киз с детства был адептом, а потом и музыкальным мастером медитации. Однажды в самолете он нашел кем-то забытую книгу. Это была программная книга армянского философа-мистика, композитора и путешественника Георгия Ивановича Гурджиева "Всё и вся". Через Гурджиева Киз Джаррет пришел к одному из философских течений ислама – суфизму.
Это отдельная тема и я излагаю ее пунктирно: сайентология – суфизм.
Финишная прямая сегодняшнего Киза Джаррета, сегодняшнего "Времени Джаза", прописанного на коротких волнах "Свободы" и на нашем сайте www.svoboda.org. У микрофона в городке на Сене ваш неизменный ДС.
Что ж, настал момент продемонстрировать что-нибудь полноценное, что-нибудь почти в полную длину таланта Киза Джаррета.

Keith Jarrett – Part I – Royal Festival Hall, London – 10:09 (Keith Jarrett – Paris, London – Testament – ECM)

Первая часть лондонского концерта Киза Джаррета. Запись была сделана первого декабря 2008 года в Royal Festival Hall. Тройной СД был назван "Завещание". Первая часть альбома – это парижский концерт, сыгранный 28 ноября того же года в зале Плейель.
Я затронул лишь несколько эпизодов из жизни Киза Джаррета, этого странного музыканта, сочетающего в своей игре джаз, свободную импровизацию, всплески госпелс и классику. Через год мир музыки будет праздновать его семидесятилетие. Надеюсь, мне удастся вернуться к биографии Киза и к его музыке.
Вот и все на сегодня. Звукорежиссер этого выпуска "Времени Джаза" Александр Аркадьев. Наши подкасты вы найдете по адресу www.svoboda.org.
Напоследок вспомню фразу Фридриха Ницше. Он говорил: – жизнь без музыки была бы ошибкой!
Всех вам благ, весеннего настроения, чао, бай-бай!