Открывается девятый международный фестиваль поэзии "Киевские лавры" - о поэзии, политике и гражданственности
В Киеве начинается международный фестиваль поэзии "Киевские лавры". Его основные поэтические языки – украинский, русский, белорусский, немецкий, польский, английский. Постоянный организатор фестиваля – литературный журнал "ШО". Два семинара посвящены влиянию Евромайдана на литературу и гражданской поэзии.
Журнал “ШО” и его главный редактор, он же бессменный руководитель фестиваля “Киевские лавры” поэт Александр Кабанов не отказались от идеи фестиваля, несмотря на финансовые трудности и политическую непредсказуемость момента. Фестиваль долго зарабатывал репутацию одного из самых влиятельных на постсоветском пространстве. Чтобы пригласить сто поэтов, журнал пропускает цикл своего выпуска, в том числе зарплату сотрудников; фестиваль все девять лет существует на частные средства и гранты. О смысле фестиваля и его трудностях – литературный критик Юрий Володарский:
– У нынешних "Киевских лавров" тема – "Социальная поэзия". Это вполне логично, она сама напрашивалась. К сожалению, приедет меньше российских поэтов, чем хотелось бы, и это связано со всевозможными трудностями, в частности, с трудностью пересечения российско-украинской границы. Тем не менее по своей представительности фестиваль вряд ли существенно уступает предыдущим годам.
– Вы ожидаете какого-то внимания со стороны политиков к вашему фестивалю, со стороны нового руководства Министерства культуры?
– Нет, не ожидаю. Политики никогда фестивалем не интересовались. Меня волнуют, честно говоря, другие вещи, приятно волнуют. На последних чтениях я видел, что людей в залах становится все больше и больше. Мне очень интересно, сколько людей придет на открытие, которое будет проходить в большом зале Дома учителя, и сколько людей посетят первый вечер фестиваля – совместный проект Сергея Жадана и Катерины Бабкиной. Я очень надеюсь, что аудитория фестиваля продолжит расти, это сейчас поважнее реакции политиков и Министерства культуры.
Юрий Володарский курирует один из семинаров фестиваля, посвященных гражданской поэзии:
– Полностью его название звучит так: "Поэт и гражданин. Баррикады или башни из слоновой кости? Гражданская позиция литератора в смутные времена". У меня есть опасения, что мнения участников будут мало расходиться друг с другом, они скажут приблизительно одно и то же: никто никому ничего не должен, это личное дело каждого – как откликаться на сиюминутные события. Наверняка скажут о том, что непосредственный отклик не всегда бывает качественным, иногда для того, чтобы осмыслить происходящее, нужны недели, месяцы, годы, десятилетия. В случае с поэзией это, конечно, проще. Это "Войну и мир" можно было написать через полвека после событий, а вот поэзия быстрее реагирует. Второй круглый стол, который ведет коллега Ирина Славинская, называется "Как Евромайдан повлиял/влияет/повлияет на современную украинскую литературу". Мне тоже очень интересно, как Евромайдан повлияет на украинскую литературу.
"Оранжевая революция" 2004-2005 годов, на мой взгляд, прямого влияния на литературу не оказала. Я не знаю ни одного существенного, масштабного, резонансного произведения в прозе, которое отреагировало бы на "оранжевую революцию". Со стихами тоже как-то негусто. А в нынешней ситуации есть отклики. По крайней мере, стихотворение Евгении Бильченко о мальчике, юноше, погибшем на Майдане, было перепощено в социальных сетях, в "Фейсбуке", в "Живом журнале" как минимум 5-6 тысяч раз. Бильченко будет участвовать в "Киевских лаврах", наверняка это стихотворение прочтет. Во многом с событиями не только на Евромайдане, но и в Украине вообще связано последнее стихотворение Сергея Жадана, которое я про себя называю "Христос против ксенофобии". Там речь идет о том, что враги далеко не только снаружи, они внутри, и наши внутренние враги гораздо страшнее внешних. И не будь этих внутренних врагов, внешних врагов тоже, наверное, не было бы. Это наша проблема. Стихотворение действительно очень созвучно нашим последним событиям.
Откликов было достаточно много. Но мне запомнилась история со стихотворением Бильченко. Может быть, потому что сейчас более ценны непосредственные отклики, даже не самые мастеровитые, но самые искренние и оперативные. Прошло несколько месяцев, и эти стихи уже будут восприниматься иначе, но тогда это был сплошной надрыв, боль, и именно поэтому их перепостило много тысяч человек,– считает Юрий Володарский.
На фестивале “Киевские лавры” женщины-поэты представят проект "Нежная сотня": стихи, написанные во время Майдана. Придумала эту историю Катерина Бабкина, новая звезда украинской поэзии. Мужчины ответят женщинам музыкально-поэтическим марафоном, где будут участвовать две главные фигуры восточноевропейской поэтической сцены: Сергей Жадан со ска-группой “Собаки в космосе” и президент белорусского ПЕН-центра Андрей Хаданович со своими версиями песен и стихов Коэна, Сержа Генсбура и Яцека Качмарского.
С учетом опыта поэтического фестиваля в Сараево, который не прекращал работу даже во время четырехлетней осады города при югославском конфликте, не кажутся странными и фестивали в конфликтных зонах постсоветского пространства – в Грузии, Молдове, Армении, а теперь и в Восточной Украине. Сергей Жадан в конце апреля делал двухдневный фестиваль в Луганске и собирается в середине июня в Донецк. На вопрос, не будет ли он отменять творческие планы из-за политических перемен, Жадан отвечает: “Пускай они отменяют свои референдумы, войны, вторжения. Мы будем планировать все так, как нам нравится”.
Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"
Журнал “ШО” и его главный редактор, он же бессменный руководитель фестиваля “Киевские лавры” поэт Александр Кабанов не отказались от идеи фестиваля, несмотря на финансовые трудности и политическую непредсказуемость момента. Фестиваль долго зарабатывал репутацию одного из самых влиятельных на постсоветском пространстве. Чтобы пригласить сто поэтов, журнал пропускает цикл своего выпуска, в том числе зарплату сотрудников; фестиваль все девять лет существует на частные средства и гранты. О смысле фестиваля и его трудностях – литературный критик Юрий Володарский:
– У нынешних "Киевских лавров" тема – "Социальная поэзия". Это вполне логично, она сама напрашивалась. К сожалению, приедет меньше российских поэтов, чем хотелось бы, и это связано со всевозможными трудностями, в частности, с трудностью пересечения российско-украинской границы. Тем не менее по своей представительности фестиваль вряд ли существенно уступает предыдущим годам.
– Вы ожидаете какого-то внимания со стороны политиков к вашему фестивалю, со стороны нового руководства Министерства культуры?
– Нет, не ожидаю. Политики никогда фестивалем не интересовались. Меня волнуют, честно говоря, другие вещи, приятно волнуют. На последних чтениях я видел, что людей в залах становится все больше и больше. Мне очень интересно, сколько людей придет на открытие, которое будет проходить в большом зале Дома учителя, и сколько людей посетят первый вечер фестиваля – совместный проект Сергея Жадана и Катерины Бабкиной. Я очень надеюсь, что аудитория фестиваля продолжит расти, это сейчас поважнее реакции политиков и Министерства культуры.
Юрий Володарский курирует один из семинаров фестиваля, посвященных гражданской поэзии:
"Войну и мир" можно было написать через полвека после событий, а вот поэзия быстрее реагирует
– Полностью его название звучит так: "Поэт и гражданин. Баррикады или башни из слоновой кости? Гражданская позиция литератора в смутные времена". У меня есть опасения, что мнения участников будут мало расходиться друг с другом, они скажут приблизительно одно и то же: никто никому ничего не должен, это личное дело каждого – как откликаться на сиюминутные события. Наверняка скажут о том, что непосредственный отклик не всегда бывает качественным, иногда для того, чтобы осмыслить происходящее, нужны недели, месяцы, годы, десятилетия. В случае с поэзией это, конечно, проще. Это "Войну и мир" можно было написать через полвека после событий, а вот поэзия быстрее реагирует. Второй круглый стол, который ведет коллега Ирина Славинская, называется "Как Евромайдан повлиял/влияет/повлияет на современную украинскую литературу". Мне тоже очень интересно, как Евромайдан повлияет на украинскую литературу.
Стихотворение Евгении Бильченко о мальчике, юноше, погибшем на Майдане, было перепощено в социальных сетях, в Facebook, в "Живом журнале" как минимум 5-6 тысяч раз
"Оранжевая революция" 2004-2005 годов, на мой взгляд, прямого влияния на литературу не оказала. Я не знаю ни одного существенного, масштабного, резонансного произведения в прозе, которое отреагировало бы на "оранжевую революцию". Со стихами тоже как-то негусто. А в нынешней ситуации есть отклики. По крайней мере, стихотворение Евгении Бильченко о мальчике, юноше, погибшем на Майдане, было перепощено в социальных сетях, в "Фейсбуке", в "Живом журнале" как минимум 5-6 тысяч раз. Бильченко будет участвовать в "Киевских лаврах", наверняка это стихотворение прочтет. Во многом с событиями не только на Евромайдане, но и в Украине вообще связано последнее стихотворение Сергея Жадана, которое я про себя называю "Христос против ксенофобии". Там речь идет о том, что враги далеко не только снаружи, они внутри, и наши внутренние враги гораздо страшнее внешних. И не будь этих внутренних врагов, внешних врагов тоже, наверное, не было бы. Это наша проблема. Стихотворение действительно очень созвучно нашим последним событиям.
Откликов было достаточно много. Но мне запомнилась история со стихотворением Бильченко. Может быть, потому что сейчас более ценны непосредственные отклики, даже не самые мастеровитые, но самые искренние и оперативные. Прошло несколько месяцев, и эти стихи уже будут восприниматься иначе, но тогда это был сплошной надрыв, боль, и именно поэтому их перепостило много тысяч человек,– считает Юрий Володарский.
На фестивале “Киевские лавры” женщины-поэты представят проект "Нежная сотня": стихи, написанные во время Майдана. Придумала эту историю Катерина Бабкина, новая звезда украинской поэзии. Мужчины ответят женщинам музыкально-поэтическим марафоном, где будут участвовать две главные фигуры восточноевропейской поэтической сцены: Сергей Жадан со ска-группой “Собаки в космосе” и президент белорусского ПЕН-центра Андрей Хаданович со своими версиями песен и стихов Коэна, Сержа Генсбура и Яцека Качмарского.
Пускай они отменяют свои референдумы, войны, вторжения. Мы будем планировать все так, как нам нравится
С учетом опыта поэтического фестиваля в Сараево, который не прекращал работу даже во время четырехлетней осады города при югославском конфликте, не кажутся странными и фестивали в конфликтных зонах постсоветского пространства – в Грузии, Молдове, Армении, а теперь и в Восточной Украине. Сергей Жадан в конце апреля делал двухдневный фестиваль в Луганске и собирается в середине июня в Донецк. На вопрос, не будет ли он отменять творческие планы из-за политических перемен, Жадан отвечает: “Пускай они отменяют свои референдумы, войны, вторжения. Мы будем планировать все так, как нам нравится”.
Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"