Правительство России резко снизило прогноз темпов роста ВВП страны в текущем году, фактически признав также, что национальная экономика уже перешла от стагнации к рецессии. Связанные с этим проблемы сегодня заметны уже не только на макроэкономическом уровне, но и на уровне бизнеса, в том числе малого и среднего.
Российское правительство утвердило обновленный прогноз социально-экономического развития страны на 2014 год и на следующий трехлетний период, на текущий год оценка прироста ВВП была снижена сразу в пять раз – с 2,5 до 0,5 процента. При этом министр экономического развития Алексей Улюкаев допускает возможность незначительного снижения ВВП во втором квартале года по сравнению с первым. Если это случится, то после сокращения его объема в январе-марте российская экономика официально будет находиться в состоянии технической рецессии.
Ощутимое замедление экономического роста в России началось еще в 2013 году – задолго до событий в Крыму и на Украине в целом. Но только в декабре Кремль впервые признал, что основные проблемы национальной экономики связаны преимущественно с внутренними факторами. Как напоминает директор Института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев, это "высокая налоговая нагрузка, недостаточный внутренний спрос и его неэффективное стимулирование; неэффективные меры экономической политики – замораживание тарифов естественных монополий, пенсионная реформа конфискационного типа, усиление роли правоохранительных органов в экономике, и прежде всего, в налоговой политике, искусственное стимулирование ослабления курса рубля".
У нас отток капитала (в том числе, и потенциально инвестиционного) за первый квартал этого года как за весь прошлый год
Российско-украинский кризис и реакция на него международного сообщества лишь ускорили переход замедляющейся экономики России от стагнации к рецессии. Сейчас потенциальные инвесторы, по словам доктора экономических наук Евгения Гонтмахера, не просто отказываются вкладывать деньги в новые проекты, но и выводят их из страны. "Украина добавила отток инвесторов и уход капиталов. Я не имею в виду тех людей, которые переводят деньги из российских банков в какой-то западный банк. Дело даже не в этом, а в том, что люди (как иностранные инвесторы, так и российские), собиравшиеся вложиться в российскую экономику и развивать здесь новые производства, создавать рабочие места и увеличивать ВВП, просто перестали это делать. У нас отток капитала (в том числе, и этого потенциально инвестиционного) за первый квартал этого года как за весь прошлый год", – говорит Евгений Гонтмахер.
Трудности России на макроэкономическом уровне сегодня очевидны: повышение стоимости внешних заимствований, отток капитала, рост стоимости импорта в результате ослабления рубля. Однако и российские предприниматели, в том числе средние и малые, уже начинают сталкиваться с определенными проблемами. Никита Ширшиков, например, занимается продажей автозапчастей в подмосковном городе Дзержинский, его магазины работают с 2006 года.
Если раньше люди спокойно могли позволить себе покупать больше, то сейчас берут только то, что им нужно
"Бизнес бизнесу рознь – есть товары первой необходимости, разные услуги, нельзя все сравнивать и всех грести под одну гребенку, – говорит предприниматель. – Я бы не сказал, что мой автомобильный бизнес существенно страдает от каких-то экономических дел в стране. Но если раньше люди спокойно могли позволить себе покупать больше, даже товары для автомобилей не первой необходимости, то сейчас берут только то, что им нужно. Есть ощущение, что не хотят много тратить. Но деньги у них есть".
Никита Ширшиков пока не собирается вкладывать средства в расширение своего бизнеса, считая это в нынешних условиях рискованным делом. Сейчас его особенно беспокоит нестабильность на валютном рынке. "Конечно, цена у нас зависит от курса доллара, но итоговую розничную рублевую цену нам приходится держать в любом случае – иначе конкуренция сожрет. Если на автомобили или на какие-то серьезные продукты, которые зависят от курса доллара или евро, просто меняют ценники в зависимости от курса, то мы не можем себе этого позволить. У нас падает маржа, падают доходы. Но ценовую политику диктует конкуренция".
Общую стагнацию деловой активности в стране отмечает и управляющий товариществом собственников жилья "Изумрудный город" в Ижевске Михаил Назаров. Он говорит, что коммунальный бизнес сегодня может рассчитывать только на тарифное финансирование, поскольку в условиях повсеместного роста цен на товары и услуги люди не готовы нести дополнительные расходы на обслуживание своего жилья. "Четко видно, что люди с неохотой принимают решения о дополнительном сборе средств на проведение каких-то работ из-за того, что в финансовом плане людям становится гораздо тяжелее. Все понимают, что с 1 июля еще повысится стоимость коммунальных услуг, поэтому на жилищных услугах начинают экономить. И это, соответственно, тоже сказывается на обслуживающем персонале, начинают привлекать меньше рабочей силы для проведения каких-то текущих ремонтов, чего-то еще. Цены в магазинах выросли, зарплата у людей не изменилась – соответственно, люди начинают экономить на каких-то вещах, которые не отражаются впрямую на их жизни. То есть подъезд, например, можно отремонтировать и чуть позже, потому что сейчас нужно что-то кушать", – сетует Михаил Назаров.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Центр маркетинговых инноваций "Мастер" в Ростове-на-Дону занимается рекламным бизнесом, который, как правило, весьма чутко реагирует на изменения общей ситуации в экономике. Сейчас, по словам директора компании Андрея Житенева, количество заказов и их объемы уменьшаются, а новых партнеров и контрагентов практически нет. "Что можно сказать о ситуации, сложившейся в отношении малого и среднего бизнеса в Ростовской области? Я считаю, что и объективные, и субъективные факторы повлияли на него в худшую сторону. Причем на протяжении нескольких последних лет становится все хуже и хуже. Кажется, что все это надуманно, наиграно: увеличение цен на ГСМ, на продукты питания. Но все это, конечно, влияет на цены поставщиков, на расходные материалы. Плюс еще, наверное, играет роль и то, что мы взяли к себе на квартиру, так скажем, приживальцев, которых мы, понятно, и кормим, и поим. Это Крым, деньги пошли туда. С Олимпиадой тоже не все так прозрачно и ясно", – говорит Андрей Житенев.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Ситуация в российской экономике в перспективе будет только ухудшаться, поскольку власти страны сейчас способны и готовы финансово поддерживать в основном пенсионеров и бюджетников – то есть свой наиболее надежный электорат, уверен доктор экономических наук Евгений Гонтмахер. Для помощи бизнесу, по его словам, у государства сегодня ресурсов практически нет. Поэтому надежды правительства обеспечить в текущем году хоть и небольшой, но все-таки экономический рост, эксперты называют весьма призрачными. Евгений Гонтмахер прогнозирует, что сокращение объема ВВП по итогам года составит от 0,5 до 1 процента, оценки Игоря Николаева еще более мрачные.