Мандала в Музее ГУЛАГа

На открытии выставки "Репрессированный буддизм"

В московском Музее ГУЛАГа открылась мультимедийная выставка "Репрессированный буддизм"
Московскому Музею ГУЛАГа исполнилось 10 лет. Юбилей музей встретил мультимедийной выставкой "Репрессированный буддизм". Эта тема менее всего исследована в истории катастрофических гонений на религию со стороны советской власти.

Музей ГУЛАГа в Москве в этом году сменит адрес, с улицы Петровка переедет в более просторное помещение в 1-м Самотечном переулке. Это будет уже крупный музейный центр, что логично, ведь с момента основания музея собирательской и исследовательской работе, научным конференциям и вечерам памяти здесь уделяли не меньше внимания, чем выставочной деятельности. Впрочем, и выставки увидели более ста тысяч посетителей. Трагическое, всегда затемненное пространство, где стены ободраны до щербатой кирпичной кладки и где на подземные уровни надо спускаться почти на ощупь, их не отпугивает. Правда исторического документа оказывается притягательней. Вот и на выставке "Репрессированный буддизм" документов много – старых фотографий, газет и так далее. Главный редактор издания "Буддизм в России", основатель буддийского издательства "Нартанг" Андрей Терентьев убежден, что это выставка актуальна:

Выставка "Репрессированный буддизм". Погром Хужиртаевского дацана


– В России нет ни памятника, ни мемориала безвинно уничтоженным ламам, но для буддийских народов, то есть для бурят, калмыков и тувинцев, это была не просто трагедия, а национальная катастрофа, поскольку полностью подверглась уничтожению духовная элита народа. Дело в том, что у этих этносов не было никакой другой интеллигенции и даже никаких других образованных людей. Все образование было религиозным, и наиболее просвещенные люди были в монастырях. В прошлом году мы издали подробно об этом рассказывающую книгу. Это "Красная буря" московского историка Федора Синицына. Даже тогда мы еще не понимали, каков был масштаб репрессий, сколько лам пострадало. Во время подготовки этой выставки мы узнали, что было репрессировано почти 100 процентов лам. Лишь единицам удалось ускользнуть с этих территорий и потому выжить. Эта выставка – напоминание о трагически погибших десятках тысяч буддийских монахов и верующих.

На выставке есть особый раздел с фотографиями этих монахов и краткими жизнеописаниями. Годы рождения разные, а год смерти у многих один – 1937-й. На открытие "Репрессированного буддизма" приехал профессор Калмыцкого института гуманитарных исследований Константин Максимов. По его сведениям, в Калмыкии были уничтожены три тысячи священнослужителей:

Выставка "Репрессированный буддизм". Буддийские тханки



– Здесь была своя зловещая логика, ведь буддизм для калмыков являлся идеологической основой сплочения. На его основе складывались государственность и единство народа. Началось все с уничтожения духовенства, а завершилось депортацией, можно сказать, геноцидом – 40 процентов мы оставили в Сибири. На научных форумах иногда мне приходится слышать, что сколько можно говорить и писать о репрессиях. Было и прошло. Я с этим не могу согласиться. Да, было и прошло, но важно, чтобы и впредь не было.
Здесь была своя зловещая логика, ведь буддизм для калмыков являлся идеологической основой сплочения


Как сообщает директор Музея ГУЛАГа Роман Романов, выставка рассказывает не только о репрессиях, но также дает представление об основах буддизма:

– Больше всего здесь исторической информации, но в центре большого зала на первом этаже представлены и тханки. Это буддийские религиозные картины, я бы мог их сравнить с христианской иконой. Наши посетители могут выслушать аудиопояснения об их символике. Если же вы спуститесь в подвал, то там увидите мультимедийную инсталляцию "Мандала, или Река времени".

Зритель оказывается на небольшом деревянном помосте, где больше трех человек не уместится. Вокруг – непроницаемая темнота, наводящая на мысль о такой категории, как бесконечность космоса. Лишь в глубине колодца ярко освещенный белый плафон, на который направлен острый конус проекции. Разноцветные изображения чуть размыты и постоянно трансформируются, одни символы и орнаменты перетекают в другие. Чрезвычайно умиротворяющее зрелище.