Неповторимый и неменяющийся

Джо Кокер. Благотворительный концерт Красного Креста в Монте-Карло. 2011 год

Джо Кокер отметил 70-летие
20 мая отмечает 70-летие Джо Кокер, британский рок-блюз-соул-певец, ветеран Вудстока и кавалер Ордена Британской империи, до сих пор радующий поклонников мгновенно узнаваемым голосом. Совсем юный британский парень, начинавший в 60-е годы в провинциальных пабах, как очень многие, весной 1969 года со своей группой Grease Band приехал в США и триумфально выступил на легендарном фестивале в Вудстоке в августе.

Но об этом мало кто помнит сегодня. Для действительно массовой аудитории Джо Кокер – исполнитель всего нескольких хитов, в том числе из фильмов-блокбастеров, таких, как "9 с половиной недель", "Офицер и джентльмен" и т. д. Эти песни играют везде, их мгновенно узнают все, признает московский рок-критик Денис Бояринов:

Джо Кокер в 2010 году



– Кокер – исполнитель, который уже более 50 лет находится на сцене и остается заметен, популярен, – это действительно уникальный феномен. Этому, конечно, помогает удачное попадание его песен в такие фильмы, которые остаются в истории навсегда и поддерживают заодно образ певца и его мелодии в головах. Но на самом деле, если рассуждать о том, как и почему Джо Кокер в 60-е годы выступал на Вудстоке, а у всех сегодня ассоциируется с какой-то эротической балладой, то следует понять: здесь нет никакого противоречия. Как ни странно, Кокер и тогда, и сейчас пел и поет примерно одно и то же, он в этом смысле не очень изменился. Нет никакого радикального изменения стиля, которое происходило и происходит, например, со многими "коронованными" певцами, которых можно с ним сравнить. С теми, кто был популярен в 60–70-е у одной публики, а в нулевые их потом пытались радикально преобразить, чтобы они "попадали во вкус" и новой молодой аудитории. Вспомните изменения образа и пения Тома Джонса или Карлоса Сантаны, который тоже выступал на Вудстоке, кстати.

Молодой Карлос Сантана на фестивале в Вудстоке в 1969 году



– В голову тут приходят самые основные имена – хотя бы тот же Дэвид Боуи как неоднократно трансформировался за многие десятилетия. А Джо Кокер нет, совсем.

– Как ни странно! Но Дэвид Боуи – вообще отдельный персонаж, это такой герой, который не сравним ни с кем. Я недавно переслушал вудстоковскую запись, где он поет With a Little Help from My Friends. Голос его практически не изменился. Он сейчас загустел, заматерел, тогда он мог брать более высокие ноты, но манера пения по большому счету осталась прежней. На самом деле феномен Джо Кокера состоит в том, что он – белый певец, британец из Шеффилда, но поет он как американец! Его любимые пластинки, его любимая манера пения, его любимые певцы – все были афроамериканцы, которые пели соул, начиная от Рэя Чарльза, Айзека Хейза, Отиса Реддинга, Марвина Гэя и Ареты Франклин. Любовь Джо Кокера к "черной" музыке всегда была заметной.
На самом деле феномен Джо Кокера состоит в том, что он – белый певец, британец из Шеффилда, но поет он как американец!


И битловскую песню With a Little Help from My Friends он поет абсолютно в "черной" стилистике соул-песни. Правда, за ним – эта Grease Band, играющая популярную тогда психоделическую композицию, которая сейчас выглядит старомодно. Но сам Кокер поет точно так же, как он поет сейчас! Два года назад он выпустил альбом Fire It Up – тут аранжировки другие, но его манера пения совершенно не изменилась. Он точно так же исполняет соул, смешанный с блюзом и роком. Чернокожие певцы, кстати говоря, тогда, во времена Вудстока, были не очень на слуху. И, что тоже удивительно, Джо Кокер был тем британским исполнителем, который "показал" молодым американцам их исконную музыку, потому что тогда Кокер апеллировал к молодой аудитории. Он открыл им глаза на ту музыку, которая родилась в их стране!

– В 70-х Джо Кокер ведь ничего особенного не спел. В основном он пил, употреблял наркотики и хулиганил. Я был еще совсем маленьким мальчиком, когда встречал упоминания о Кокере даже в советской прессе и публицистике – конечно, в самом негативном контексте, и их было много. Забавно, почему именно Кокера сделали этаким пугалом растлевающей и деградирующей западной музыки и культуры?

Рок-фестиваль в Вудстоке. 16 августа 1969 года



– Ох, как работала машина пропаганды в советское время, почему они выбирали этих музыкантов, а не других, я не знаю. История жизни Кокера примечательна тем, что он смог после всего этого загула реабилитироваться и вернуться, что, как мы знаем, мало кому удавалось.

– Я сам уверен, что комсомольские инструкторы как раз подсознательно выбирали тех, кто им тоже по-настоящему нравился, на самом деле! Так или иначе, если бы Джо Кокер соответствующий образ жизни не вел, не было бы у него знаменитого низкого хриплого баритона. Вам, как рок-критику, его голос кажется особенным?

– Голос у него выдающийся и, опять же, я подчеркиваю, в сочетании с очень американской манерой пения – многие его называют лучшим британским соул-певцом, и это справедливо. А если послушать вудстокские записи – его фирменный нутряной рык все время из него шел! Может быть, последующие годы разгульной жизни и алкогольных и курительных излишеств добавили этому голосу некоей "мрачности", но все это было в нем уже изначально, когда он еще был 20-летним бывшим водопроводчиком.

– Стиль соул сейчас вообще все более популярен.
Мировые поп-звезды чуть ли не все вышли из этой школы "черного" американского пения


– Соул-манера и ритм-н-блюзовская манера очень популярны во всем мире, сейчас эта музыка доминирует. Мировые поп-звезды чуть ли не все вышли из этой школы "черного" американского пения. Российские молодые певцы и певицы подражают, конечно, не Джо Кокеру, а нынешним популярным американским звездам – условно говоря, тем же Бейонс и Кристине Агилере, которая тоже поет в этой манере, идущей от Рея Чарльза и Ареты Франклин. Джо Кокер не то чтобы предугадал все это, нет, он изначально придерживался этого вечного источника, видимо, правильного, что, в том числе, я думаю, и позволяет так долго ему жить на сцене.

– Если оценивать все, что этот человек сделал за 50 лет, ему заслуженно дали Орден Британской империи?

– Абсолютно! Джо Кокер, безусловно, большой певец, который заслуживает всех почестей, которые он сейчас заработал. Один из его признанных концертных альбомов, именно рок-н-ролльных, "двойник" Mad Dogs and Englishmen, который вышел в 1970 году, всегда попадает в первую десятку и является квинтэссенцией рок-н-ролла. Потому что там Кокер поет в непередаваемой манере, которая впитала в себя и соул, и блюз, и фанка там много – и исполняет песни Beatles. Это его большая концертная программа, с которой он путешествовал по Америке, запись в клубе Fillmore East в Нью-Йорке – знаменитом, легендарном рок-месте, овеянном невероятной славой. Эта концертная программа была записана вместе с Леоном Расселом, тоже очень известным американским рок-деятелем, которому поклоняется, например, Элтон Джон. Огромное количество музыкантов, каждый из которых потом как-то засветился в разных великих рок-группах, начиная от Rolling Stones и заканчивая группами Эрика Клэптона, участвовало в этих записях. Там самые разные песни, начиная от "Битлз", конечно, и его собственные, и заканчивая Бобом Диланом. Этот двойной альбом – квинтэссенция рок-н-ролльной эпохи, записанная и схваченная вживую в момент ее наивысшего пика. За одну эту пластинку ему должны были дать все возможные награды, титулы и статусы. А ведь кроме этого у него еще 20 с лишним альбомов, – говорит рок-критик Денис Бояринов.