Боевики уверены в успехе

Отряд талибов в горах западной афганской провинции Фарах

Готова ли афганская армия после вывода сил коалиции в одиночку справиться с талибами?
Международная гуманитарная неправительственная организация International Crisis Group (ICG), базирующаяся в Бельгии и занимающаяся, в том числе, исследованиями вооруженных конфликтов в разных регионах мира, недавно распространила доклад под названием "Повстанческое движение в Афганистане после переходного периода". Основной вывод аналитиков ICG: после окончательного вывода из страны вооруженных сил международной коалиции к концу 2014 года афганская армия в ее нынешнем состоянии без дополнительной поддержки вряд ли будет способна противостоять боевикам.

В 2013 году война в Афганистане вступила в новую фазу и сегодня представляет собой непрерывно накаляющееся противоборство боевиков "Талибана" или других экстремистских групп, так или иначе связанных с этим движением, и Афганских национальных сил безопасности (ANSF), в которые включены вооруженные силы страны, различные полицейские службы и отряды местного ополчения. Несмотря на оптимистические оценки ситуации, высказываемые некоторыми членами афганского правительства, особенно после успешно завершившегося первого тура выборов президента страны 5 апреля, трезвая оценка положения указывает на то, что преемник Хамида Карзая в кресле главы государства столкнется с тяжелейшими и все возрастающими трудностями, которые может и не преодолеть без серьезной международной помощи политической, финансовой и по линии спецслужб – так начинается доклад организации International Crisis Group.

Здание суда, подвергшееся атаке талибов в центре Джелалабада. 12 мая



12 мая талибы в Афганистане объявили о начале новой военной кампании. Они обстреляли аэропорт Кабула, атаковали авиабазу ВВС США в Баграме, напали на здание суда в Джелалабаде и еще на несколько административных и военных объектов в разных провинциях страны – Кандагар, Герат, Гильменд, Газни и других. Ускоряющийся процесс вывода из страны 50 тысяч солдат возглавляемого НАТО международного воинского контингента (ISAF) заметно снизил способность центральной власти в Кабуле контролировать ситуацию в отдаленных районах, рассказывает эксперт по Афганистану, старший аналитик ICG Грэм Смит:

– Мы рассмотрели ситуацию с безопасностью в Афганистане, количество нападений боевиков по всей стране и выяснили, что в 2013 году в целом, по приблизительным оценкам, по сравнению с предшествующим годом их стало больше на 15-20 процентов. Тенденция постоянного повышения уровня насилия полностью сохранилась и в 2014 году. Мы думаем, что теперь международному сообществу следует пересмотреть прогнозы, сделанные на саммите стран НАТО в Чикаго в 2012 году.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Три американских солдата погибли от взрыва в Кабуле


Безусловно, боевикам до сих пор не удавалось овладеть основными городами и крупными селениями, а в некоторых провинциях после вывода оттуда иностранных военнослужащих обстановка даже стала более спокойной. Однако аналитики International Crisis Group настаивают на том, что это временное явление и что Афганистан сегодня все больше напоминает бочку с порохом, поставленную на огонь, – накопившаяся за годы вражда и самые разные взаимные обиды в государстве, населенном многими народами и племенами, еще вырвутся наружу, по их словам. Об этом свидетельствуют, например, недавнее вооруженное столкновение между разными подразделениями проправительственных сил в провинции Пактика или ситуация в провинции Кандагар, где местная полиция и армия, оставшаяся без "надзора" со стороны западных военнослужащих, тут же начала допускать массовые нарушения прав человека, пытки и насилие в отношении местного населения, что создало отличные условия для пополнения рядов повстанцев, воюющих против правительства в Кабуле, говорит старший аналитик ICG Грэм Смит:
По всему Афганистану идут тысячи маленьких войн, которые ведутся самым разным образом


– Уровень насилия в этой стране продолжает оставаться столь диким и свирепым, по моему мнению, из-за огромного количества обид, зависти, злобы, накопившихся за многие десятилетия войны. На севере мы наблюдаем очень много конфликтов на этнической почве, в южных провинциях это межплеменные конфликты, во многих местах – политические конфликты, в общем, по всему Афганистану идут тысячи маленьких войн, которые ведутся самым разным образом.

Кроме того, по словам Грэма Смита, свою долю в атмосферу накаляющейся нестабильности в Афганистане вносит и соседний Пакистан, который, несмотря на все свои последние мирные заявления, по информации ICG, нисколько не прекратил оказывать поддержку повстанческому движению. Об этом свидетельствуют последние приграничные вооруженные инциденты между двумя странами, например, в провинциях Кунар и Кандагар, которые не оставляют надежд на начало реального двустороннего сотрудничества в борьбе с талибами.

Солдаты спецназа афганской армии. 12 апреля



Специалисты International Crisis Group подчеркивают, что все перечисленное вовсе не означает, что Афганистан неизбежно обречен вновь пройти эпоху полного политического коллапса, как в начале 90-х годов прошлого века, после вывода из страны подразделений советской армии. Афганские армия и полиция, несмотря на рекордные потери, понесенные в 2013 году, из-за которых им даже пришлось отступить из некоторых районов, пока способны поддерживать эффективность и высокий темп боевых операций. В стране пока нет недостатка в молодых мужчинах, готовых записываться в ряды Афганских национальных сил безопасности, и их все равно больше, чем дезертиров и перебежчиков на сторону талибов. Однако реальную боеспособность ANSF можно будет увидеть лишь после полного вывода сил международной коалиции, хотя пока они справляются с поставленными задачами – и иногда столь успешно, что некоторые афганские лидеры и западные военные советники даже начинают высказывать предложения об их сокращении, предупреждает аналитик International Crisis Group Грэм Смит:

– Я полагаю, что снижение численности Афганских национальных сил безопасности в данный момент стало бы большой ошибкой. Как представляют себе авторы международного плана, на службе в этих силах могут остаться всего 220 тысяч человек – но, по моему мнению, этого совершенно недостаточно. Наверное, их численный состав должен был бы остаться таким, как сегодня, то есть примерно 370 тысяч военнослужащих. Иначе им не сдержать талибов, которые, в этом я уверен, в ближайшее время предпримут попытки захватить многие областные и районные центры.

Последняя часть армии Канады покидает Афганистан. 12 марта 2014 года



Грэм Смит напоминает, что, несмотря на выглядящие сегодня неискренними одномоментные обещания "Талибана" согласиться на начало мирных переговоров с Кабулом в столице Катара Дохе несколько месяцев назад, все поведение боевиков в районах, откуда уходят иностранные военнослужащие, доказывает их решимость сражаться и одержать верх в войне. К тому же в апреле-мае в Афганистане заканчивается сбор весеннего урожая опиумного мака, и именно в этот период талибы набирают новых бойцов. Они формируют все более крупные отряды и осмеливаются атаковать хорошо охраняемые объекты и вступать в открытые бои с афганской армией "лоб в лоб". При этом меняется и их философия и риторика – если ранее они призывали афганцев бороться против "неверных, оккупировавших их страну", то сегодня все чаще звучат лозунги "священной войны с западными марионетками, предающими Ислам", то есть с центральным правительством и подчиняющимися ему силами. В 2013 году боевые потери афганских сил безопасности впервые сравнялись с потерями повстанцев.

Афганские полицейские на месте теракта в Кабуле. 12 декабря 2013 года



При этом, как указывается в докладе International Crisis Group, уходящий президент Афганистана Хамид Карзай отказался подписать соответствующие соглашения с США и НАТО, которые позволяли бы оставить в стране даже скромный иностранный воинский контингент после декабря 2014 года. Сейчас все зависит от будущего президента – оба кандидата, и экс-глава афганского МИДа Абдулла Абдулла, и бывший экономист Всемирного банка Ашраф Гани выразили желание заключить с США "Двустороннее соглашение о безопасности" (BSA), которое, в свою очередь, позволит НАТО подписать с Кабулом давно обсуждаемое "Соглашение о статусе вооруженных сил" (SOFA). Даже если малое присутствие иностранных военнослужащих в Афганистане не поможет предотвратить масштабное наступление боевиков, их полное отсутствие точно создаст экстремально сложную ситуацию для Кабула. Кроме того, с международной военной поддержкой или без нее, власти Афганистана в любом случае нуждаются в поставках новых вертолетов, бронемашин, униформы, средств связи и так далее, с помощью которых, к тому же, правительство сможет поддерживать должный уровень боеспособности афганской армии, а не полагаться на плохо дисциплинированное местное ополчение и ненадежные иррегулярные формирования, печально известные актами насилия против мирного населения, уверены авторы доклада.

Кандидат в президенты Афганистана Абдулла Абдулла на пресс-конференции в Кабуле. 22 мая



Будущее Афганистана, заключают аналитики ICG, конечно, зависит как от мирового сообщества, так и от действий самого центрального правительства в Кабуле – насколько эффективно оно станет бороться с коррупцией и будет ли придерживаться мировых стандартов соблюдения законности и правопорядка. Второй тур выборов президента Афганистана состоится 14 июня этого года. По предварительным оценкам, победу на них, скорее всего, одержит Абдулла Абдулла, ранее говоривший о своей готовности к переговорам с талибами, часть которых он считает способными быстро сложить оружие и включиться в легальную политическую жизнь страны.