НКО: наконец-то суд

Надпись "иностранный агент" на здании правозащитного центра "Мемориал"

Замоскворецкий суд Москвы признал законными требования прокуратуры о регистрации центра "Мемориал" в качестве "иностранного агента"

Замоскворецкий суд Москвы 23 мая признал законным требование прокуратуры о регистрации правозащитного центра "Мемориал" в качестве иностранного агента. Представители центра с решением не согласны и намерены его обжаловать. Регистрироваться в качестве иностранного агента "Мемориал" не собирается. В суде 23 мая также рассматривались аналогичные жалобы еще трех НКО – помимо "Мемориала", это движение в защиту прав избирателей "Голос", фонд "Общественный вердикт" и организация "ЮРИКС". Правозащитники требуют также признать незаконными сами прокурорские проверки, прошедшие в марте 2013 года.

Уже почти год некоммерческие организации пытаются добиться судебного решения о законности прокурорских проверок и требований зарегистрироваться в качестве иностранного агента. Дела четырех НКО находятся в Замоскворецком суде Москвы с лета 2013 года, но их рассмотрение постоянно откладывалось: то из-за болезни судей, то из-за того, что стороны ожидали решения Конституционного суда по закону об "иностранных агентах".

Мы не собираемся регистрироваться в качестве иностранных агентов. Мы – как пчелы. А что делают пчелы? Они делают нечто полезное. И помимо меда у пчел есть еще и жало. Так вот мы и будем обжаловать это решение



Конституционный суд вынес свое заключение в начале апреля, признав законным требование для некоммерческих организаций, которые занимаются политической деятельностью и получают финансирование из-за рубежа, регистрироваться в качестве иностранных агентов. При этом несоответствующей Конституции была признана лишь норма о нижнем пределе штрафа.

Выступая 23 мая в Замоскворецком суде Москвы, глава правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов заявил, что центр не намерен добровольно регистрироваться в качестве иностранного агента, поскольку считает этот термин ложным и разрушающим репутацию. В прокурорском постановлении, вынесенном еще весной прошлого года, "политической деятельностью" "Мемориала" названо, в частности, сотрудничество с проектом "ОВД-Инфо", который занимается мониторингом политических задержаний на публичных мероприятиях. Один из руководителей проекта, Григорий Охотин, был допрошен в суде и заявил, что "Мемориал" лишь оказывает финансовую поддержку проекту и никак не влияет на содержание сайта. Также был допрошен и руководитель программы "Мемориала" по поддержке гражданских активистов Сергей Давидис. Однако суду доводы юристов "Мемориала" показались неубедительными. Предписание прокуратуры суд признал законным.

Александр Черкасов


Вот как решение суда прокомментировал один из руководителей правозащитного центра Александр Черкасов:

– Решение суда я оцениваю как некоторое дежавю. Почти год назад, 24 мая 2013 года, мы в этом же суде, правда, у судьи Варанкиной, обжаловали законность самой прокурорской проверки. И этот судебный процесс был замечательным – в смысле нашей аргументации и полной неспособности прокуратуры аргументировать свою позицию. А дальше было решение суда: в иске отказать. Теперь, 364 дня спустя, другая судья того же суда – Шемякина – примерно так же провела процесс. Она была весьма недовольна прокуратурой, которая за год не научилась объяснять свою позицию. Это были несколько часов чистого наслаждения творчеством драматургов классики абсурда, но после этого судья Шемякина вынесла решение не в нашу пользу. Та аргументация, которую привели наши юристы Фуркат Тишаев и Кирилл Коротеев, – замечательная, и, наверное, она еще кому-то потребуется, но это не повлияло на вынесенное решение. Равно как и отсутствие какой-то аргументации со стороны прокуратуры не принесло ей заслуженного поражения. Мы не собираемся регистрироваться в качестве иностранных агентов. Мы – как пчелы. А что делают пчелы? Они делают нечто полезное. И помимо меда у пчел есть еще и жало. Так вот мы и будем обжаловать это решение, – обещает Александр Черкасов.

Помимо "Мемориала" прокурорские проверки 23 мая обжаловали также и фонд "Общественный вердикт", организация "ЮРИКС" и движение в защиту прав избирателей "Голос". Ассоциация "Голос" стала первой некоммерческой организацией, которую суд оштрафовал на четыреста тысяч рублей за отказ регистрироваться в качестве "иностранного агента". Один из руководителей организации, Григорий Мельконьянц, до заседания высказывал надежду, что суд реабилитирует "доброе имя" ассоциации "Голос", которая, по его словам, была оштрафована по ошибке: не были учтены материалы, по которым ассоциация вернула 7 тысяч евро Сахаровской премии, которые и были названы "иностранным финансированием". Конституционный суд в своем определении также высказался, что признак иностранного финансирования не возникает, если организация отказалась от средств, отмечал Мельконьянц.

Решение по жалобе "Голоса" принято не было:



23 мая Государственная дума во втором и третьем чтении приняла изменения к закону "О некоммерческих организациях". Согласно поправкам, Министерство юстиции получает право самостоятельно включать некоммерческие организации в реестр "иностранных агентов". По мнению председателя совета правозащитного центра "Мемориал" Олега Орлова, в этом новшестве есть и положительные стороны:

Олег Орлов


– Это новшество показывает, что инициаторы этого закона – и Минюст, и прокуратура – расписываются в своем проигрыше. Вся подлая сущность этого закона заключалась в том числе в том, что нас самих заставляли на себя подать заявление: "Пожалуйста, зарегистрируйте нас". Теперь нас будут регистрировать чиновники помимо нашей воли. Это в чем-то хуже, но и в чем-то лучше. Хуже тем, что теперь можно на поток поставить. И с этим мы ничего не сделаем, потому что нас регистрируют чиновники. Но лучше – в том, что ответственность уже переносится на то официальное лицо, которое совершает по отношению к нам такую подлость. Но нас, по крайней мере, заведомо ложные сообщения на самих себя подавать не заставляют, – резюмирует Олег Орлов.

Также внесенные в закон изменения предлагают еще одно основание для внеплановых проверок НКО – в случае, если в Минюст поступит информация от органов местного самоуправления или от граждан о том, что некоммерческая организация выполняет функции иностранного агента и не входит в соответствующий реестр.

Так называемый закон об "иностранных агентах" вступил в силу осенью 2012 года и обязал некоммерческие организации, которые занимаются политической деятельностью и получают финансирование из-за рубежа, зарегистрироваться в качестве иностранного агента. За отказ выполнить это требование НКО грозят штрафы и приостановка деятельности. Многие правозащитные организации бойкотировали этот закон.