Как-то легко ставят на одну доску: "А! С обеих сторон пропаганда – с российской и с украинской". Нет. Это нельзя сравнивать. Российская пропаганда – та, что я вижу на федеральных каналах, – включает в себя два обязательных пункта.
1. Представлена только одна точка зрения (обобщенно: в Украине – фашизм). Второй нет вообще. Ни в каком, даже в самом что ни на есть формальном виде. Нет точек зрения официального Киева. Нет украинцев, которые ходили бы на выборы. Зимой не существовало мирных людей на Майдане. Весной не было ни одной живой души, которая хотела бы остаться с Украиной в Крыму. Сегодня ни одного человека в Донецке или Луганске, которого не устраивали бы действия сепаратистов, который хотел бы нормальной жизни в единой стране и который хотел бы проголосовать за своего кандидата в новые президенты Украины. Нет.
На российских федеральных каналах лишь "ополченцы" и горячо сочувствующие им мирные жители. Не существует и украинских политиков, представляющих мнение, отличное от российского (расхождения возможны в непринципиальных нюансах), в студиях федеральных ток-шоу эту страну представляют исключительно украинские коммунисты, сторонники и представители сепаратистов (если речь идет о востоке Украины), лидеры Антимайдана (когда вопрос касается одесской трагедии). Я бы на месте российской публики вообще задумалась: откуда в Украине берутся все эти майдано-европейские тенденции, если в студиях – тишь, гладь, да Божья благодать, все как на подбор свои, согласные с РФ?
На украинских каналах ничего подобного нет. Там можно услышать обе стороны. Там есть многочасовые ток-шоу на Первом национальном, на ICTV, на "Интере", куда в прямой эфир – подчеркиваю – ходят все политические силы. До смешного доходило: лидер коммунистов Петр Симоненко жаловался на зажим свободы слова для коммунистов опять-таки в прямом эфире очередного ток-шоу, где сам он был частым гостем. Я совершенно не исключаю, что позиция, опять-таки формулируя обобщенно, сторонников единой Украины на украинском ТВ доминирует. И уж конечно, в их ток-шоу не ходят Бабаи, Бородаи и Стрелковы, я также не заметила, чтобы у этих персонажей здесь брали интервью по скайпу, как это сплошь и рядом происходит на российских федеральных каналах. Но в украинском эфире есть жители Востока, которые сепаратистов поддерживают, в их ток-шоу есть коммунисты, у них есть, условно, Добкины и Царевы, которые сегодняшнюю власть зовут "фашистской", не слишком отличаясь по лексике от русских Дугиных и Затулиных. То есть по части способности начисто отрезать вторую точку зрения с российскими федеральными каналами Украина, конечно, сравниться не может.
2. Открытая ложь. Не путайте с непроверенной информацией. Ее хватает и на украинских каналах. В России – другое. Здесь сознательно повторяют лживые сведения, которые были опровергнуты тысячу раз. И публика эти выдумки
принимает за чистую монету. Регулярный гость шоу Владимира Соловьева по имени Константин Долгов, "лидер харьковского ополчения", как его подписывают, только что заявил в эфире "Воскресного вечера", что украинская биатлонистка, олимпийская чемпионка Елена Пидгрушная работает снайпером в Славянске и "убивает мирных жителей". И гости эфира принялись охать, ахать, ужасаться: как же так! Ведь ее даже по российским каналам в спортивных передачах показывали! Осквернила их, видишь ли, своим присутствием. Я в это поверить, конечно же, не могла. Я тут же полезла в интернет и обнаружила, что Елена Пидгрушная уже опровергла эту бессовестную ложь, запущенную, как она утверждает, одним из российских порталов, чьи журналисты ее, по всей видимости, с кем-то перепутали. Она была оскорблена и шокирована.
Другое дело, что об этом ее опровержении никто не узнает. Аудитория Соловьева не полезет в интернет проверять каждое утверждение гостей его эфиров. Она же им верит. Они же солидные люди, эксперты. На федеральный канал кого попало не позовут. На то и расчет. У него же в эфире радио "Вести", если на минуту отвлечься от телевидения, на днях выступал израильский политолог по имени Авигдор Эскин. Он из тех, что проклинает киевскую "хунту", поэтому на российском ТВ он тоже частый гость. И вот Эскин делает безапелляционное заявление: "В Одессе арестована Яна Айзикович (Попеску), единственная вина которой состояла в том, что она выводила людей из горящего Дома профсоюзов!" В качестве мести к ней в дом ворвалось СБУ, схватили, арестовали, посадили. И все это он называет "еврейский подвиг Яны". И призывает всех встать на ее защиту.
Соловьев разумеется, все это выслушивает с огромным сочувствием. И призывает абстрактных "коллег", которые их сейчас слушают, провести по этому поводу расследование. Не очень понятно: почему им самим не проверить информацию своих же собственных гостей? Почему это должны делать посторонние коллеги? Тем более что слушают их не коллеги. Слушает аудитория, которая опять-таки принимает все это за чистую монету и не будет проводить никакого расследования. Аудитория, разумеется, поверит Соловьеву и его солидному израильскому гостю насчет того, что в Одессе сажают людей, помогавших спасать других людей из пожара!
Но если все-таки начать разбираться, как это сделала по моей просьбе одесская журналистка Елена Скопина, то окажется, что Яна Попеску была на Куликовом поле (где находится Дом профсоюзов) не 2 мая, а 10 апреля 2014 года. Она вместе с лидерами одесского антимайдана проводила концерт Вики Цыгановой, до этого выступившей в Крыму в поддержку его присоединения к России. На проведение этого концерта мэрия Одессы разрешение не дала. Муж Яны Попеску предполагает, что задержали ее именно в связи с этим концертом, хотя в приговоре суда фигурирует еще одна история – о том, что эта самая Яна пыталась организовать некую помощь донецким террористам, направляя туда какой-то микроавтобус. Это очень мутная история, я совсем не исключаю, что ею следует заниматься, как любой другой мутной историей, но она не имеет НИКАКОГО отношения к трагедии в Доме профсоюзов.
Родственников Яны такие предположения, по меньшей мере, изумляют. Но кто же в такие минуты хоть о чем-то спрашивает родственников? Кто-то разве поинтересовался чувствами дочери, которая мало того что потеряла мать в Доме профсоюзов, но потом еще вынуждена была без конца опровергать информацию, что ее мать на шестом десятке лет была беременной, когда ей тыкали фотографиями погибшей женщины, снятой ровно в такой, "беременной" позе. И одесские судмедэксперты тоже четко заявили: беременных в Доме профсоюзов не было. Но нет же. Ведущий "Воскресного вечера" Владимир Соловьев продолжает утверждать: там была "беременная", да и еще и "задушенная". Вот такую фразочку бросил, с ернической такой интонацией, в продолжение мысли какого-то из гостей: "А несчастная беременная женщина сама себя задушила телефонным проводом". Хотя опять-таки, согласно данным экспертов, и "задушенных" в Доме профсоюзов тоже не было. Кажется, что им мало реального кошмара, который там был. Хочется, чтобы ада было больше. Поэтому плодят выдумки.
Тот же Долгов Константин, в другом эфире все того же "Воскресного вечера" на голубом глазу заявлял, что в Одессе "218 человек были сожжены заживо". Откуда он берет эти цифры? По самым уже уточненным данным 2 мая в Одессе во время беспорядков погибли 48 человек, из которых 32 – в Доме профсоюзов. Но в студии его не спрашивают: откуда он это взял. 218 – так 218. 48 трупов им, видимо, мало. Им, наверное, кажется, что такая цифра уже не производит должного впечатления. Они будут называть все большие и большие. Масштаб трагедии следует раздувать.
Они плодят выдумки, когда хватает реальных вопросов. Еще разбираться и разбираться: как погибали эти люди – каждый из них, нужно устанавливать, кем они были, до сих пор и по этим 48 погибшим нет полной ясности, нужно устанавливать степень вины и тех, кто заводил людей в это здание, и тех, кто его окружал, и тех, кто провоцировал людей на столкновения в центре города, и тех, кто стрелял, и тех, кто бросал горящие смеси, нужно устанавливать происхождение газа, которым в итоге отравилось большинство тех, кто оказался в страшном Доме. И есть же общественная комиссия, которая носит название "Комиссия 2 мая", и в нее в том числе включены представители Антимайдана, и почему не звать этих людей с реальной информацией, которой они на эту минуту располагают, с предварительными выводами комиссии, которые уже появились? Почему в студиях федеральных каналов "экспертом" по теме одесской трагедии выступает один и тот же журналист Александр Ветров, который из эфира в эфир утверждает, что "мое обращение от 3 мая взорвало Одессу" (что за обращение – не объясняется), запросто лепит, что "половина погибших в Доме профсоюзов – женщины и дети", и уж конечно не имеет к комиссии никакого отношения?
Потому что их не интересует, как идет расследование. Они заняты другим. Они плодят новую и новую ложь. Что можно этой машине лжи противопоставить? Ничего. Это производство в промышленных масштабах. Да, бывает, кто-то возьмется, схватит их за руку, даже заставит извиниться, как это было с кадрами из Кабардино-Балкарии, которые выдали за кадры из Славянска. Но не угнаться за каждой их ложью. Мне один человек из Донецка сказал: надо ждать. Время рассудит. Он прав, наверное. Только пока ждем, эта ложь жрет и жрет мозги россиян, да и части самих украинцев. Все равно надо ждать?
Елена Рыковцева – обозреватель Радио Свобода, ведущая программы "Лицом к событию"
P.S. В этой публикации я не касалась трактовки телевидением военных действий. Это отдельная тема. В своих ответах на комментарии форума постаралась объяснить, почему.
1. Представлена только одна точка зрения (обобщенно: в Украине – фашизм). Второй нет вообще. Ни в каком, даже в самом что ни на есть формальном виде. Нет точек зрения официального Киева. Нет украинцев, которые ходили бы на выборы. Зимой не существовало мирных людей на Майдане. Весной не было ни одной живой души, которая хотела бы остаться с Украиной в Крыму. Сегодня ни одного человека в Донецке или Луганске, которого не устраивали бы действия сепаратистов, который хотел бы нормальной жизни в единой стране и который хотел бы проголосовать за своего кандидата в новые президенты Украины. Нет.
На российских федеральных каналах лишь "ополченцы" и горячо сочувствующие им мирные жители. Не существует и украинских политиков, представляющих мнение, отличное от российского (расхождения возможны в непринципиальных нюансах), в студиях федеральных ток-шоу эту страну представляют исключительно украинские коммунисты, сторонники и представители сепаратистов (если речь идет о востоке Украины), лидеры Антимайдана (когда вопрос касается одесской трагедии). Я бы на месте российской публики вообще задумалась: откуда в Украине берутся все эти майдано-европейские тенденции, если в студиях – тишь, гладь, да Божья благодать, все как на подбор свои, согласные с РФ?
На украинских каналах ничего подобного нет. Там можно услышать обе стороны. Там есть многочасовые ток-шоу на Первом национальном, на ICTV, на "Интере", куда в прямой эфир – подчеркиваю – ходят все политические силы. До смешного доходило: лидер коммунистов Петр Симоненко жаловался на зажим свободы слова для коммунистов опять-таки в прямом эфире очередного ток-шоу, где сам он был частым гостем. Я совершенно не исключаю, что позиция, опять-таки формулируя обобщенно, сторонников единой Украины на украинском ТВ доминирует. И уж конечно, в их ток-шоу не ходят Бабаи, Бородаи и Стрелковы, я также не заметила, чтобы у этих персонажей здесь брали интервью по скайпу, как это сплошь и рядом происходит на российских федеральных каналах. Но в украинском эфире есть жители Востока, которые сепаратистов поддерживают, в их ток-шоу есть коммунисты, у них есть, условно, Добкины и Царевы, которые сегодняшнюю власть зовут "фашистской", не слишком отличаясь по лексике от русских Дугиных и Затулиных. То есть по части способности начисто отрезать вторую точку зрения с российскими федеральными каналами Украина, конечно, сравниться не может.
2. Открытая ложь. Не путайте с непроверенной информацией. Ее хватает и на украинских каналах. В России – другое. Здесь сознательно повторяют лживые сведения, которые были опровергнуты тысячу раз. И публика эти выдумки
Что можно этой машине лжи противопоставить? Ничего. Это производство в промышленных масштабах
Другое дело, что об этом ее опровержении никто не узнает. Аудитория Соловьева не полезет в интернет проверять каждое утверждение гостей его эфиров. Она же им верит. Они же солидные люди, эксперты. На федеральный канал кого попало не позовут. На то и расчет. У него же в эфире радио "Вести", если на минуту отвлечься от телевидения, на днях выступал израильский политолог по имени Авигдор Эскин. Он из тех, что проклинает киевскую "хунту", поэтому на российском ТВ он тоже частый гость. И вот Эскин делает безапелляционное заявление: "В Одессе арестована Яна Айзикович (Попеску), единственная вина которой состояла в том, что она выводила людей из горящего Дома профсоюзов!" В качестве мести к ней в дом ворвалось СБУ, схватили, арестовали, посадили. И все это он называет "еврейский подвиг Яны". И призывает всех встать на ее защиту.
Соловьев разумеется, все это выслушивает с огромным сочувствием. И призывает абстрактных "коллег", которые их сейчас слушают, провести по этому поводу расследование. Не очень понятно: почему им самим не проверить информацию своих же собственных гостей? Почему это должны делать посторонние коллеги? Тем более что слушают их не коллеги. Слушает аудитория, которая опять-таки принимает все это за чистую монету и не будет проводить никакого расследования. Аудитория, разумеется, поверит Соловьеву и его солидному израильскому гостю насчет того, что в Одессе сажают людей, помогавших спасать других людей из пожара!
Но если все-таки начать разбираться, как это сделала по моей просьбе одесская журналистка Елена Скопина, то окажется, что Яна Попеску была на Куликовом поле (где находится Дом профсоюзов) не 2 мая, а 10 апреля 2014 года. Она вместе с лидерами одесского антимайдана проводила концерт Вики Цыгановой, до этого выступившей в Крыму в поддержку его присоединения к России. На проведение этого концерта мэрия Одессы разрешение не дала. Муж Яны Попеску предполагает, что задержали ее именно в связи с этим концертом, хотя в приговоре суда фигурирует еще одна история – о том, что эта самая Яна пыталась организовать некую помощь донецким террористам, направляя туда какой-то микроавтобус. Это очень мутная история, я совсем не исключаю, что ею следует заниматься, как любой другой мутной историей, но она не имеет НИКАКОГО отношения к трагедии в Доме профсоюзов.
Родственников Яны такие предположения, по меньшей мере, изумляют. Но кто же в такие минуты хоть о чем-то спрашивает родственников? Кто-то разве поинтересовался чувствами дочери, которая мало того что потеряла мать в Доме профсоюзов, но потом еще вынуждена была без конца опровергать информацию, что ее мать на шестом десятке лет была беременной, когда ей тыкали фотографиями погибшей женщины, снятой ровно в такой, "беременной" позе. И одесские судмедэксперты тоже четко заявили: беременных в Доме профсоюзов не было. Но нет же. Ведущий "Воскресного вечера" Владимир Соловьев продолжает утверждать: там была "беременная", да и еще и "задушенная". Вот такую фразочку бросил, с ернической такой интонацией, в продолжение мысли какого-то из гостей: "А несчастная беременная женщина сама себя задушила телефонным проводом". Хотя опять-таки, согласно данным экспертов, и "задушенных" в Доме профсоюзов тоже не было. Кажется, что им мало реального кошмара, который там был. Хочется, чтобы ада было больше. Поэтому плодят выдумки.
Тот же Долгов Константин, в другом эфире все того же "Воскресного вечера" на голубом глазу заявлял, что в Одессе "218 человек были сожжены заживо". Откуда он берет эти цифры? По самым уже уточненным данным 2 мая в Одессе во время беспорядков погибли 48 человек, из которых 32 – в Доме профсоюзов. Но в студии его не спрашивают: откуда он это взял. 218 – так 218. 48 трупов им, видимо, мало. Им, наверное, кажется, что такая цифра уже не производит должного впечатления. Они будут называть все большие и большие. Масштаб трагедии следует раздувать.
Они плодят выдумки, когда хватает реальных вопросов. Еще разбираться и разбираться: как погибали эти люди – каждый из них, нужно устанавливать, кем они были, до сих пор и по этим 48 погибшим нет полной ясности, нужно устанавливать степень вины и тех, кто заводил людей в это здание, и тех, кто его окружал, и тех, кто провоцировал людей на столкновения в центре города, и тех, кто стрелял, и тех, кто бросал горящие смеси, нужно устанавливать происхождение газа, которым в итоге отравилось большинство тех, кто оказался в страшном Доме. И есть же общественная комиссия, которая носит название "Комиссия 2 мая", и в нее в том числе включены представители Антимайдана, и почему не звать этих людей с реальной информацией, которой они на эту минуту располагают, с предварительными выводами комиссии, которые уже появились? Почему в студиях федеральных каналов "экспертом" по теме одесской трагедии выступает один и тот же журналист Александр Ветров, который из эфира в эфир утверждает, что "мое обращение от 3 мая взорвало Одессу" (что за обращение – не объясняется), запросто лепит, что "половина погибших в Доме профсоюзов – женщины и дети", и уж конечно не имеет к комиссии никакого отношения?
Потому что их не интересует, как идет расследование. Они заняты другим. Они плодят новую и новую ложь. Что можно этой машине лжи противопоставить? Ничего. Это производство в промышленных масштабах. Да, бывает, кто-то возьмется, схватит их за руку, даже заставит извиниться, как это было с кадрами из Кабардино-Балкарии, которые выдали за кадры из Славянска. Но не угнаться за каждой их ложью. Мне один человек из Донецка сказал: надо ждать. Время рассудит. Он прав, наверное. Только пока ждем, эта ложь жрет и жрет мозги россиян, да и части самих украинцев. Все равно надо ждать?
Елена Рыковцева – обозреватель Радио Свобода, ведущая программы "Лицом к событию"
P.S. В этой публикации я не касалась трактовки телевидением военных действий. Это отдельная тема. В своих ответах на комментарии форума постаралась объяснить, почему.