Технологии, школьники и их родители

Журнал о новых технологиях в образовании Edutainme.ru и школьная сеть Дневник.ру при поддержке Института психологии Российской академии образования проводят исследование, посвященное использованию технологий в школах. На первом этапе методом анкетирования было опрошено более 600 детей и родителей. Опрос проводился на условиях анонимности в социальной сети ВКонтакте, а также в школах Москвы, Самары и Новосибирска.

Часть первая
Учёба любима теми, кому она даётся легко, поэтому для работы с отличниками учителям нужно меньше усилий. Тем же, кто получает плохие оценки, учиться не всегда нравится. Однако отметки нельзя считать главным показателем: даже среди тех, кто учится неважно, больше половины любят получать новые знания вне школьных стен. Как отмечают родители, вкус к учебе во многих просыпается к старшим классам.

Не торопитесь ругать двоечника. Попробуйте узнать, что ему на самом деле интересно, а еще поинтересуйтесь, считает ли он оценки справедливыми. Ответы наверняка вас удивят: тот, кого считают нерадивым учеником, может оказаться самым любопытным в классе.

Тебе нравится учиться?

Когда-какНе-аНе знаю6050403020100% ответившихОтличникиХорошистыТроечникиДвоечники47504352420661462318


Только четверть родителей ориентируются на оценки. Остальные разделились на две равные группы: первые считают, что оценки нужны школьникам для мотивации и самоконтроля, вторым важно заглядывать в дневник, чтобы следить за уровнем развития ребенка.

Для большей части родителей — вне зависимости от успеваемости детей — знания являются определяющим фактором. Если в семьях хорошистов и отличников таких ответов было подавляющее множество, то в остальных группах категория «важны только знания» лидирует с небольшим перевесом. Встает вопрос: не являются ли хорошие отметки результатом давления родителей на детей?

Стоит ли учителям соревноваться с интернетом, когда зачастую он способствует заинтересованности в уроках?

Половина из тех, кому совсем не нравится учиться, всё же рады узнавать что-то новое в любимых областях. Это стоит учитывать: вместо того, чтобы пытаться подтянуть оценки по всем предметам, можно позволить школьнику сосредоточиться на том, что действительно интересно. Возможно, получится найти к нему подход через какую-нибудь неожиданную тему. Объясняя свое негативное отношение к тому или иному предмету, многие ответили, что он просто «ненужный по жизни».

Хороший учитель неизменно является самым важным фактором успешной учебы — это отмечают школьники всех возрастов. В роль собственных талантов и способностей ученики верят вдвое меньше.

Процент тех, кто считает, что без учителя совсем нельзя обойтись, меньше всего среди отличников и больше всего среди двоечников. В целом из учеников средней и старшей школы только 20% уверены, что не смогут пройти новую тему без учителя.
Самый важный источник информации вне уроков — это, конечно, интернет. За ним с равным отставанием идут книги и фильмы, а где-то в середине оказалось общение с родителями и друзьями. Те, кому нравится учиться, предпочитают делать домашние задания самостоятельно, в тетрадке. И это скорее говорит об их прилежности. Те же, кому не нравится учиться, напротив, ответили, что предпочитают делать домашние задания в компании. Существенно чаще они прибегают к интернету.

Домашнее задание лучше делать:
p<0,05
С ручкой и тетрадкойНа компьютере и отправлять по @С одноклассниками в интернете806040200%НравитсяучитьсяКогдакакНенравитсяучиться81.98.39.76318.818.335.721.442.9


Неутешительный результат для тех, кто балует своих детей приставками — в них почти не играют те, кому хотя бы иногда нравится учиться. А вот среди тех, кто настроен к учебе отрицательно, приставки дома имеют аж 20%. Причем играть они предпочитают в одиночку. Только 40% временами играют в команде или в режиме Multiplayer.

Можно ли совместить обучение и игры?
ДаДа, но только не школьноеНет-нет-нет61.335.63.1
Edutainme.ru и Дневник.РуБольшинство родителей готовы рассматривать игры в качестве способа учёбы: в поддержку выступило больше 60%, а 35% верят в эффективность игр вне школьной программы. Несложно подсчитать, что противников образовательных игр среди родителей почти нет.

Оптимистично звучит и то, что большая часть опрошенных родителей регулярно пользуется образовательными интернет-ресурсами. Правда, тех, кто считает, что таких занятий недостаточно, в три раза больше.

Учебники на экране и на бумаге: прения сторон
Лишь 8% опрошенных школьников любят читать учебники. Остальные либо не делают этого вообще, либо делают по необходимости. В то же время вообразить, что учебник может выглядеть по-другому, большинство не готово. Половина всех опрошенных представляют себе учебник будущего как книгу, хотя среди предложенных вариантов была компьютерная игра, виртуальный учитель, документальный фильм или 3D экран. Несмотря на то, что многие из этих вариантов уже существуют, ученикам пока сложно примерить их на себя и поверить в действенность таких решений.

Вы купите своему ребенку хороший электронный учебник?
%01020304050Не-е-т, он и так много сидит за комДа, но только в дополнение к бумажномуДа, вместо бумажного учебника1853.228.8


Что касается родителей, то для половины из них учебник будущего — это книга, а другой — интерактивное приложение. Однако прямо сейчас перейти на электронные учебники готова едва ли треть из них. Если это будет использоваться в качестве дополнения к бумажной книге, большинство за. Как ни странно, чем родители старше, тем прогрессивнее. В возрастной группе 25-34 почти одинаковый процент тех, кто купит электронный учебник вместо бумажного, и тех, кто откажется от него в любом случае. А вот в самой старшей группе 45-49 почти нет родителей, которые бы отказались от такой возможности.

Почти половина (44%) уверена в том, что с электронным учебником детям будет интереснее, а ещё 15% верят, что он способен улучшить успеваемость. К образовательным сайтам, как к чему-то еще менее материальному, доверия гораздо меньше. Больше половины заявили, что не будут платить ни за какие ресурсы, хоть они будут новым словом в образовательных технологиях. Насчёт учебников столь же радикально настроены лишь 31%. Столько же и тех, кто готов платить за интерактивный учебник больше, чем за бумажный, если будут уверены в его эффективности.