Команда и страна

Итак, чемпионат мира. Еще почти месяц большого футбола, и все только начинается.

Сколько вопросов и загадок. Удержатся ли испанцы на том почти недосягаемом футбольном Олимпе, который они сами воздвигли за последние 6 лет? Смогут ли бразильцы в родных стенах стать шестикратными чемпионами мира и еще прочнее утвердиться на другом Олимпе, тоже практически недосягаемом? Не появится ли 13 июля новый футбольный чемпион, никогда раньше не побеждавший: Нидерланды, Португалия, Бельгия? Сможет ли сборная России впервые в своей новейшей истории выйти из группы?

Но есть одна команда, которая у меня вызывает особый интерес и особые чувства. Это сборная Боснии и Герцеговины. Команды Сербии и Словении уже участвовали в крупных турнирах, Черногория на подступах, но пока отобраться не сумела, Хорватия после обретения независимости играла на большинстве чемпионатов мира и Европы и даже стала бронзовым призером 1998 года. Босния и Герцеговина дебютирует, и это единственные новички чемпионата.

В составе у Боснии несколько звездных игроков, но игру самой сборной, кроме спортивных журналистов, мало кто видел. Так что для большинства это настоящая темная лошадка. Но дело здесь не только и не столько в футболе.

Недавно спортивный обозреватель Денис Романцов написал замечательную колонку "Жизнь как чудо. Почему я буду болеть за Боснию". Это стоит прочесть из-за одних только первых абзацев. Отец одного из игроков погиб при осаде Сараева. Деда другого убили во время этнической чистки. Почти всех ребят, с которыми звезда "Манчестер Сити" Эдин Джеко гонял в футбол на асфальтовой площадке, накрыло бомбой – а его самого мама просто не выпустила в тот день из дома. Кого-то родители смогли увезти из страны, и они росли в Швейцарии, Люксембурге, США.
Почувствовать себя одной командой, объединенной общей мечтой, очень нужно Боснии и Герцеговине – может быть, она этот шанс использует. Это очень нужно и Украине, но у нее такого шанса сейчас нет
Все знают – Босния и Герцеговина по-прежнему расколота. До сих пор большинство граждан голосуют на выборах по этническому и религиозному признакам. Босния и Герцеговина бедна – в стране самая высокая в Европе безработица, низкий уровень жизни и чудовищная коррупция. Но осенью прошлого года, когда команда пробилась наконец на чемпионат мира, на улицы Сараева вышли больше ста тысяч человек. Может быть, возможность поболеть за свою команду в матче против Аргентины и, как знать, в играх плей-офф, поможет этой израненной стране хоть немного объединиться. По крайней мере, хотя мусульман в сборной большинство, в ней находится место и хорвату Тони Шуничу, и сербу Звездану Мисимовичу.

Но, когда я читал колонку Романцова, то вдруг новыми глазами посмотрел на стыковые матчи прошлого года. Те, кто следит за футболом, помнят – за право выхода на чемпионат в одной из пар сошлись Франция и Украина. Сборная Украины смогла выиграть 2:0 у себя дома, но не выдержала мощнейшего напора в Париже, сломалась и рассыпалась.

Если говорить о том, что этот чемпионат нужен Боснии, чтобы залечить старые раны, то для Украины он мог бы оказаться противоядием против развала прямо сейчас, ведь за сборную одинаково болели и в Донецке, и во Львове. Восемь лет назад сборная Украины ни шатко ни валко добралась до четвертьфинала чемпионата мира. Если бы это случилось сейчас, может быть, вражда пошла бы на убыль?

"Мы не просто команда, мы страна" – гласит девиз сборной Аргентины. Слоган сборной Германии – "Одна нация, одна команда, одна мечта" – даже как будто слегка пародирует нацистский лозунг тридцатых. Но почувствовать себя одной командой, объединенной общей мечтой, очень нужно Боснии и Герцеговине – может быть, она этот шанс использует. Это очень нужно и Украине, но у нее такого шанса сейчас нет.

Наверное, это нужно и России тоже. Хотя здесь я ловлю себя на прямо противоположной мысли. Я боюсь, что, отличись сборная России в Бразилии, обыграй кого-нибудь из грандов – все это ляжет на уже раздутую псевдопатриотическую истерию. И, наоборот, проиграй мы Алжиру, который для рядового болельщика ничего собой не представляет (на самом деле, это крепкая команда, представленная игроками из сильных европейских клубов), та же истерия осядет и уляжется, сменившись привычным скепсисом – "опять продули".

По крайней мере, сборная России приехала в Бразилию под лозунгом "Нас не догонят!", а не "Крым наш!". Уже хорошо.

Иван Беляев – журналист Радио Свобода и вологодского информационного холдинга "Премьер"