Театр у микрофона КГБ
Несколько лет назад в британском еженедельнике Times Literary Supplement в рубрике "из неопубликованного" мне попался любопытный документ: отчет британского кадрового дипломата и писателя Лоренса Даррелла о поездке по южным районам Югославии в 1949 году. В редакционном предисловии к отчету было сказано, что чиновник Форин Офиса счел этот документ "слишком длинным и хаотичным".
Лоренс Даррелл, автор, как он сам выражался "стереоскопического" романа "Александрийский квартет", в служебном отчете остается верен себе: это путевые заметки наблюдательного, тонкого, остроумного прозаика. Он описывает бедность, страх, отчаяние жителей Югославии. К чести Даррелла, одного из классиков модернизма прошлого века, в политике он всегда оставался реалистом: к модным в художественной среде идеологиям национал- и интернационал-социализма он относился с брезгливостью.
Английские и американские издатели время от времени радуют своих читателей находками рукописей классиков. В России, в Украине тоже есть залежи из разряда "неопубликованное". Хранятся эти писательские документы в архивах КГБ/ФСБ/СБУ. Кое-что — о времени сталинских репрессий — в печати появилось, главным образом, в ельцинские "лихие" времена (см., например, книги Виталия Шенталинского). Но писательские доносы друг на друга, протоколы допросов литераторов, "путевые заметки" в единственном экземпляре выездных советских писателей времен застоя еще ждут своих исследователей и издателей. Уверен, что издатели нашлись бы, но у них нет доступа к архивам, и пока времена вновь не станут "лихими" — не будет. Лично меня особенно интересуют украинские архивы службы безопасности, поскольку почти четверть века я жил в Черновцах и в Киеве. В 60-70-80-е годы прошлого столетия в Украине с особым усердием арестовывали самых лучших, самых ярких, самых талантливых литераторов. Культура артикулирует нацию, без культуры нация превращается в население, потому украинский КГБ так тщательно работал на ниве культуры. Я бы очень хотел прочесть протоколы допросов поэта Васыля Стуса, писателя Гелия Снегирева, критика Ивана Свитлычного. Не сомневаюсь, что русского и украинского читателя в рубрике "из неопубликованного" еще ждут открытия. Ну а пока — "из опубликованного". Протокол допроса Николая Клюева, 1934 год: "Осуществляемое при диктатуре пролетариата строительство социализма в СССР окончательно разрушило мою мечту о Древней Руси... Окончательно рушит основы и красоту той русской народной жизни, певцом которой я был, проводимая коммунистической партией коллективизация. Я воспринимаю коллективизацию с мистическим ужасом, как бесовское наваждение".
И вот что еще: сохранились ли телефонные и квартирные прослушки писателей в аудиоархивах КГБ? Верю, что нас еще ждут открытия, которые смогли бы вдохнуть жизнь в старомодный жанр "театр у микрофона".
Лоренс Даррелл, автор, как он сам выражался "стереоскопического" романа "Александрийский квартет", в служебном отчете остается верен себе: это путевые заметки наблюдательного, тонкого, остроумного прозаика. Он описывает бедность, страх, отчаяние жителей Югославии. К чести Даррелла, одного из классиков модернизма прошлого века, в политике он всегда оставался реалистом: к модным в художественной среде идеологиям национал- и интернационал-социализма он относился с брезгливостью.
Английские и американские издатели время от времени радуют своих читателей находками рукописей классиков. В России, в Украине тоже есть залежи из разряда "неопубликованное". Хранятся эти писательские документы в архивах КГБ/ФСБ/СБУ. Кое-что — о времени сталинских репрессий — в печати появилось, главным образом, в ельцинские "лихие" времена (см., например, книги Виталия Шенталинского). Но писательские доносы друг на друга, протоколы допросов литераторов, "путевые заметки" в единственном экземпляре выездных советских писателей времен застоя еще ждут своих исследователей и издателей. Уверен, что издатели нашлись бы, но у них нет доступа к архивам, и пока времена вновь не станут "лихими" — не будет. Лично меня особенно интересуют украинские архивы службы безопасности, поскольку почти четверть века я жил в Черновцах и в Киеве. В 60-70-80-е годы прошлого столетия в Украине с особым усердием арестовывали самых лучших, самых ярких, самых талантливых литераторов. Культура артикулирует нацию, без культуры нация превращается в население, потому украинский КГБ так тщательно работал на ниве культуры. Я бы очень хотел прочесть протоколы допросов поэта Васыля Стуса, писателя Гелия Снегирева, критика Ивана Свитлычного. Не сомневаюсь, что русского и украинского читателя в рубрике "из неопубликованного" еще ждут открытия. Ну а пока — "из опубликованного". Протокол допроса Николая Клюева, 1934 год: "Осуществляемое при диктатуре пролетариата строительство социализма в СССР окончательно разрушило мою мечту о Древней Руси... Окончательно рушит основы и красоту той русской народной жизни, певцом которой я был, проводимая коммунистической партией коллективизация. Я воспринимаю коллективизацию с мистическим ужасом, как бесовское наваждение".
И вот что еще: сохранились ли телефонные и квартирные прослушки писателей в аудиоархивах КГБ? Верю, что нас еще ждут открытия, которые смогли бы вдохнуть жизнь в старомодный жанр "театр у микрофона".