Больше Востока, меньше Запада

Постер 49-го Карловарского кинофестиваля

4 июля в Карловых Варах начинается 49-й Международный кинофестиваль. О его программе рассказывает Эва Заоралова, многолетний художественный руководитель фестиваля, ныне советник директора фестиваля Карела Оха.

–​ Эва, мне кажется, что в этом году произошли значительные изменения в главной программе фестиваля. Во-первых, в главном конкурсе будет только 12 фильмов, меньше прежнего, причем два из них – чешские. Для программы не были выбраны фильмы из Италии, Англии, Германии, при этом широко представлены картины из Восточной Европы и бывших советских республик.

Эва Заоралова

– Думаю, что это не забвение традиций. Просто фестиваль развивается, и появилось желание выразительно отличаться от других фестивалей класса А. Страны, которые вы перечислили, широко представляются на других крупных западных фестивалях. Между прочим, Канны вот уже несколько лет подряд не берут в конкурс немецкие фильмы. Вообще с отбором чем дальше, тем сложнее. Фильмы, которые мы хотели бы получить, уходят на другие фестивали. А то, что нам предлагают, не отвечает нашим запросам. Да, мы не можем претендовать на место рядом с Каннами или Венецией и считаем, что наше место между фестивалями в Локарно и Сан-Себастьяном. Мы рады тому, что наш интерес отчасти переместился на восток, это было весьма удачное решение. В Восточной Европе и в постсоветских республиках выросли новые таланты. Например, Нариман Туребаев из Казахстана. За его фильм "Приключение" по повести Достоевского "Белые ночи" боролись Канны, правда, не для главной секции, но он предпочел конкурс нашего фестиваля. Мы, конечно, очень рады его решению. Действие его фильма происходит в современной Алма-Ате, но это точная экранизация Достоевского.

– Какие фильмы из главной программы произвели на вас наиболее сильное впечатление?

– Известный грузинский режиссер Георгий Овашвили отдал нам для главного конкурса свой фильм "Кукурузное поле". Это живописное кино почти без слов. Его действие происходит на острове посреди реки Ингури, разделяющей Грузию и Абхазию. Фильм о человеке и его взаимоотношениях с природой, но включает он и политические аспекты.

Венгрию представляет известный режиссер Дьёрдь Пальфи. Этот фильм финансировала и Южная Корея, восточноевропейское кино не обойдется без вклада более богатых стран, становящихся копродюсерами. В начале картины старая женщина приходит домой, поит мужа чаем, потом поднимается на крышу и бросается на землю. Она летит через шесть этажей, и жизнь каждого этажа запечатлена в шести кинорассказах.

Живущая в США Ангелина Никонова сняла фильм о жизненном пути новых российских эмигрантов, перебравшихся в поисках счастья в США. Среди героев – девушка, мечтающая о карьере модели в Америке, молодой человек, мечтающий превратиться в женщину, наивная пожилая Марья Ивановна. Получилась остроумная трагикомедия со смешными русско-английскими диалогами.

Францию представляет фильм Паскаля Рабате "Деготь и перья", это символ средневекового публичного наказания. Так наказывают мошенника за то, что наносил ущерб подданным короля. В фильме американца Джеффа Прайса хорошо передана богемная атмосфера Лос-Анджелеса в семидесятые годы, джаз, героин и беззаботная атмосфера. На ее фоне развертывается драматическая семейная история.

В главном конкурсе участвуют два чешских фильма. Один посвящен бегуньям восьмидесятых годов, они должны были принимать допинг по распоряжению руководства, а другой фильм описывает нравы современной чешской деревни со всеми ее недугами. Он называется "Дыра возле Ганушовиц". Может быть, эти фильмы не всем нравились у нас, в Чехии, но мы выбирали то, что заинтересовало нашу отборочную комиссию под руководством директора Карела Оха. Я привезла фильмы из Италии и Испании. Ни один из них не был принят – правда, после долгих дискуссий. Традиционные кинематографии не предложили нам ничего, что бы заинтересовало молодую отборочную комиссию. А вот мультипликационный фильм латышского режиссера Сигне Баумане, живущей в США, комиссии понравился. Этот фильм, сделанный с большим юмором, рассказывает семейную историю самого режиссера. Три поколения ее семьи страдают от психического заболевания. Режиссер, путешествуя в прошлое, пытается понять его причины. Поэтому в фильме показана история Латвии с ее катаклизмами, переходами от советского владычества к немецкому и опять к советскому. Этот фильм интересен не только как история семьи, но и как история латышского общества.

Вторая конкурсная программа в секции "На Восток от Запада" тоже претерпела некоторые изменения, правда они настали уже в прошлом году. Тогда она превратилась в конкурс дебютов и вторых фильмов начинающих режиссеров. Зато была расширена территория участников. В этом году впервые представлены в этой секции фильмы из Албании, Турции и Греции...

– Когда в начале девяностых годов мы с Галиной Копаневой открывали эту новую секцию, это было вызвано тем, что на фестивале образовался сильный перекос в сторону западных фильмов, хлынувших к нам после бархатной революции. Тогдашняя концепция касалась только фильмов с территории бывшего Советского Союза. Постепенно секция расширялась, включила страны Восточной и Центральной Европы, потом присоединились балканские страны, а в этом году мы включили Албанию, Турцию и Грецию. Это яркие и интересные дебюты, и не было причин отказываться от них, хотя они и не из постсоветского пространства. Задача этой секции – открывать новые таланты, новые приемы в кинематографии, прослеживать возникновение новых стилей. Тот факт, что мы ежегодно принимали в эту секцию фильмы маститых режиссеров, мешал поиску талантов на Востоке. Новая концепция принадлежит новому художественному директору фестиваля Карелу Оху, который в прошлом году сменил меня на этом посту. Ныне в этой секции будут показаны фильмы из Венгрии, Македонии, Черногории, Эстонии, России. Мы выбрали очень интересный фильм российского режиссера Ивана Твердовского "Класс коррекции". Это история девочки-инвалида, которая училась дома с педагогами и теперь возвращается в школу. Там она сталкивается с глубоким отвращением школьников к калеке, начинается травля. В этой секции мы представили разнообразные фильмы и даем возможность участвовать в большом фестивале людям, которых кинематографический мир еще не знает.

Два российских фильма будут показаны с особыми почестями. Это "Левиафан" Андрея Звягинцева и "Трудно быть Богом" Алексея Германа, снимавшийся в замках и полуразрушенных крепостях Чехии с помощью чешской съемочной группы. Частый гость нашего фестиваля Сергей Лозница привез свой новый документальный фильм "Майдан". Он предназначен для внеконкурсного показа, как и фильм украинского режиссера Мирослава Слабошпицкого "Племя", все герои которого глухонемые, объясняющиеся языком жестов. Будут показаны двадцать пять фильмов из программы недавнего Каннского фестиваля, включая победителей конкурса. Средства массовой информации и общественность Чехии неоднозначно приняли сообщение, что в этом году "Хрустальным глобусом" за вклад в киноискусство будет награжден американский актер и режиссер Мел Гибсон.