"Мягкая" оборона Евгении Васильевой

Евгения Васильева в Пресненском суде Москвы

Пресненский суд отказался отправить обратно в прокуратуру дело Евгении Васильевой, слушания по существу назначены на 10 июля

Пресненский суд Москвы 4 июля отказался возвращать в прокуратуру дело Евгении Васильевой, фигурантки дела "Оборонсервиса". Бывшую чиновницу министерства обороны обвиняют в превышении должностных полномочий и мошенничестве в особо крупном размере. Общий ущерб от действий обвиняемой, по данным следствия, превышает 3 миллиарда рублей. По существу дело начнут рассматривать 10 июля.

Предварительные слушания по делу Евгении Васильевой начались в Пресненском суде Москвы 1 июля. В тот день защита обвиняемой заявила несколько ходатайств, среди которых были прошения вернуть дело обратно в прокуратуру, исключить некоторые доказательства и изменить подсудимой меру пресечения – на любую, не связанную с лишением свободы. Прокуратура, напротив, просила суд продлить домашний арест Евгении Васильевой еще на 6 месяцев – до 23 декабря 2014. В пятницу 4 июля Пресненский суд огласил решение по ходатайствам: прошения защитников были отклонены, домашний арест подсудимой – продлен. Адвокат Евгении Васильевой Дмитрий Харитонов считает, что доводы защиты были отвергнуты безосновательно:

Евгения Васильева в суде 1 июля

– Нарушения, которые были допущены в ходе расследования, не позволяли составить обвинительное заключение так, как этого требует закон. Такие нарушения не могут быть устранены в ходе процесса, поэтому мы настаивали на том, что дело должно быть возвращено прокурору. Также мы заявляли ходатайство об исключении доказательств –13 экспертиз и четырех заключений специалистов, – поскольку считали, что они получены с нарушением закона. Фактически эксперты и специалисты ответили на правовые вопросы. Это недопустимо, такие экспертизы нельзя использовать в ходе судебного процесса. Мы также заявили ходатайство об изменении меры пресечения в отношении Васильевой, поскольку нет каких-то оснований продолжать удерживать ее в изоляции от общества. Все наши ходатайства были отвергнуты. Мы считаем, что они были отвергнуты безосновательно и без какой-либо достаточной для того мотивировки. Прокуратурой было заявлено только одно ходатайство – о продлении домашнего ареста. При этом прокуроры даже не удосужились привести суду какие-либо основания для такого продления и доказательства, которые бы подтверждали эти основания, – объясняет Дмитрий Харитонов.

Этот процесс не связан с юриспруденцией, и это уголовное преследование, которое не имеет целью наказать виновного, это что-то другое

10 июля Пресненский суд Москвы начнет рассматривать дело Евгении Васильевой по существу. Как ожидается, представители прокуратуры огласят обвинительное заключение. Бывшую главу департамента имущественных отношений Министерства обороны России Евгению Васильеву обвиняют в совершении преступлений по 12 эпизодам. Среди них – "превышение должностных полномочий" и "мошенничество в особо крупном размере". Следствие утверждает, что Васильева, "используя свое служебное положение, выбирала наиболее ликвидные объекты недвижимости, акции и другое имущество, принадлежащие "Оборонсервису", после чего организовывала их продажу по заведомо заниженной цене". Общий ущерб от действий обвиняемой, по данным следствия, превышает 3 миллиарда рублей.

Евгения Васильева вину не признает. По словам ее адвоката, Дмитрия Харитонова, следствие фактически не разрешило давать ей показания по большей части из предъявленных эпизодов. Защитник уверен – обвинения Евгении Васильевой беспочвенны:

– Наша позиция простая. Ее обвиняют в хищении путем приобретения по заниженной цене. Фактически следствие говорит о гражданско-правовых сделках: Министерство обороны продавало имущество, и за это имущество дочерние зависимые общества "Оборонсервиса" получали деньги. Все имущество, которое было продано, было оплачено реальными живыми денежными средствами. Эти средства поступили на счет продавцов и были ими использованы. Ни один из продавцов не оспорил ни одной сделки, т. е. они все являются действующими, действительными, исполненными. В связи с этим мы и говорили, что не может быть никакого состава преступления в виде хищения: есть сделка, которая не оспорена никем, она остается действующей. Все обвинение Васильевой построено на том, что эксперты вдруг оценили те активы, которые продавались, незначительно дороже, чем они были фактически проданы. Все это прикрывается долгими разговорами о какой-то коррупции в недрах Минобороны при бывшем министре. Никакой коррупции, во всяком случае, с точки зрения того обвинения, которого предъявлено, нет. Этот процесс не связан с юриспруденцией, и это уголовное преследование, которое не имеет целью наказать виновного, это что-то другое, – считает адвокат Дмитрий Харитонов.

В любом обществе, не только в российском, высшие элиты все равно имеют "элитное правоприменение", то есть получают не самое жесткое наказание

Находящаяся уже полтора года под домашним арестом Евгения Васильева начала заниматься творчеством. Сообщалось, что в ноябре 2012-го она начала писать картины, стихи и заниматься вокалом. Во время предварительных слушаний Васильева заявила журналистам, что не намерена бросать творчество даже на время процесса, и пообещала осенью выпустить музыкальный альбом. Официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин высказывал мнение, что заявления о творчестве Васильевой – часть PR-кампании, развернутой ее адвокатами. Агентство "Интерфакс" со ссылкой на неназванный источник сообщает, что Васильеву, скорее всего, ждет обвинительный приговор с реальным сроком наказания.

Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов полагает, что Васильевой все-таки назначат мягкое наказание в силу так называемого "элитного правоприменения":

– Нам задавали вопрос: что нужно делать государству, чтобы было понятно, что идет борьба с коррупцией. Люди не понимают, что борьба с коррупцией идет, и это – системное явление. Отдельно есть борьба с коррупционерами. А люди воспринимают борьбу с коррупцией как борьбу с коррупционерами. История с Васильевой – это как раз показательная история для общества, и она говорит о том, что борьба с коррупцией эффективна. Если снять ответственность с госпожи Васильевой, то общество в это не поверит. Создание медийного образа Васильевой, образа человека с богатым культурным состоянием – это некий подход на случай, если наказание не будет мягким. Но в любом обществе, не только в российском, высшие элиты все равно имеют "элитное правоприменение", то есть получают не самое жесткое наказание. И я не думаю, что ее наказание будет жестким, – считает Кирилл Кабанов.

Так называемое дело "Оборонсервиса" было возбуждено осенью 2012 года и привело к отставке Анатолия Сердюкова с поста министра обороны. Сердюкову было предъявлено обвинение в халатности, однако затем он был амнистирован. Помимо Евгении Васильевой фигурантами дела "Оборонсервиса" являются еще четыре человека. Анатолий Сердюков же в настоящее время проходит по делу в качестве свидетеля, и не исключено, что он будет давать показания на процессе.