После присоединения Крыма к Российской Федерации меняется формально-юридический статус содержащихся в местных тюрьмах заключенных. Статьи, по которым они осуждены, пересматриваются в соответствии с российским Уголовным кодексом, теоретически у кого-то могут сократиться сроки заключения или измениться условия содержания, кого-то могут отправить "досиживать" на материковую часть Украины или в один из регионов России.
О деле семьи Ребиковых слышал, наверное, любой крымский адвокат. Отца и сына приговорили за взятку к длительным срокам заключения. Адвокаты осужденных подали апелляции, и в апреле этого года киевский суд отменил приговор суда предыдущей инстанции. Виктора и Илью Ребиковых должны были освободить, но этого до сих пор не случилось. Московский адвокат Александр Молохов по просьбе уполномоченной по правам человека в РФ Эллы Памфиловой занялся изучением проблем крымских заключенных. По его мнению, история семьи Ребиковых – показательный факт нарушения прав человека:
– До сих пор – с апреля месяца, а сейчас у нас уже июль – люди незаконно находятся под стражей. Это, конечно, вопиющие безобразие, с моей точки зрения. Почему они не могут выйти на свободу? Потому что с точки зрения российских правоприменителей – и прокуратуры, и судов – украинский суд не имел права пересматривать приговор Ребиковых. Только российские суды имеют право пересматривать предыдущие решения украинских судов, – говорит адвокат.
Украина по-прежнему считает Крым своей территорией и не признает решений новых местных властей, в том числе и решения судов. В свою очередь, крымские правоохранительные органы пытаются "вписать" местную юридическую жизнь в российское правовое поле. Сложившаяся юридическая коллизия требует изменения законодательства, считает Александр Молохов.
– Я уверен, что пример Ребиковых – не единственный. Уверен, что украинские суды и в дальнейшем будут пересматривать прежние решения крымских судов. Это серьезная проблема, которую нужно решать на законодательном уровне.
Уверен, что украинские суды и в дальнейшем будут пересматривать прежние решения крымских судов. Это серьезная проблема, которую нужно решать на законодательном уровне
Для того чтобы узаконить пребывание крымчан в местах лишения свободы, достаточно, чтобы решения украинских судов были признаны Россией. Но даже в этом случае придется привести приговоры заключенных в соответствие с нормами российского Уголовного кодекса. Расхождения в украинском и российском законодательствах значительны, как будет решаться эта проблема – вопрос индивидуальный. Но, по мнению юриста, осужденные не должны страдать, поэтому необходимо придерживаться единого принципа:
– Если в Украине за то или иное нарушение закона предусмотрено более жестокое наказание, чем в России, то, безусловно, сроки заключения будут пересматриваться. Если же по украинскому законодательству срок меньше, а в России больше – ничего пересматриваться не должно.
В Российской Федерации приняли некоторые меры по определению юридического статуса крымских заключенных. Владимир Путин подписал указ о временном порядке представления ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в Крыму. 18 апреля этого года Государственная дума России приняла закон о пересмотре уголовных дел на полуострове. С юридической точки зрения сложилась парадоксальная ситуация: преступников осуждала одна страна, а потенциально может смягчить приговор или помиловать за то же преступление уже другая.
В крымских исправительно-трудовых учреждениях содержатся более трех тысяч заключенных, подавляющее большинство из которых, как сообщили новые власти Крыма, минувшей весной решили стать российскими гражданами. Около 60 осужденных, сохранивших украинские паспорта, отправят отбывать наказание в Украину. Однако и здесь возникла юридическая нестыковка.
– Проблема связана с тем, что, согласно российскому законодательству, тот, кто уже осужден и чей приговор вступил в силу, не может претендовать на получение российского гражданства. Решить эту проблему также могут изменения в законодательстве. Обвиняемые в совершении преступлений лица, в отношении которых приговор суда еще не вынесен, могут получить российские паспорта, – говорит Александр Молохов.
Согласно российскому законодательству, тот, кто уже осужден и чей приговор вступил в силу, не может претендовать на получение российского гражданства
Несмотря на это, в начале июня Федеральная служба исполнения наказаний России сообщила: 30 осужденных в одной из крымских исправительных колоний все же получили паспорта граждан Российской Федерации. В Киеве еще в начале апреля заверили, что будут добиваться перевода украинских осужденных "на континент". Министр юстиции Украины Павел Петренко заявил, что Россия удерживает заключенных "в качестве заложников" и неохотно идет на сотрудничество. Министр считает, что "осужденные по украинскому законодательству и украинскими судами граждане не могут быть под контролем россиян".
Не исключено, что некоторые осужденные могут быть переведены в места лишения свободы за пределы полуострова. На сайте Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю появилась информация о переводе несовершеннолетних осужденных в Белгородскую область и Краснодарский край. Александр Молохов объясняет, что это – вынужденная мера:
– На территории Крыма не было условий для отбывания наказаний несовершеннолетними заключенными. Поэтому нужно было выбирать: либо создавать такую колонию в Крыму, либо отправлять осужденных "на материк".
Молохов уверен: такого не должно случиться с совершеннолетними заключенными. Российский Уголовный кодекс предусматривает, что осужденных, как правило, направляют в исправительное учреждение того субъекта РФ, на территории которого они проживали либо на территории которого им был вынесен приговор.
Основные пенитенциарные учреждения Крыма – следственный изолятор, в котором могут содержаться 1700 заключенных, а также исправительная колония на полторы тысячи мест в Симферополе. Еще два исправительных учреждения находятся в Керчи, их общая вместимость – около 800 человек.