Участников этого выпуска «Поверх барьеров» можно было бы назвать «физиологическими диссидентами»: да, речь пойдёт о рыжеволосых, леворуких, близнецах.
Елена Жирнова (врач):
«Можно говорить о рыжих, и, мне кажется, это генетически самые древние диссиденты в мире. У них совершенно иной обмен веществ. Я полагаю, что это, прежде всего, связано с белковым обменом, что и вызывает у них отличные от остальных людей реакции, как температурные, так и аллергические. Это всегда бурные реакции. Если по дежурству поступает больной рыжий, то, даже если он не очень тяжел, врач старается почаще и побольше заглядывать именно к нему. Потому что реакция на лекарства может быть совершенно непредсказуемая и необъяснимая. У них очень низкий болевой порог, то есть на боль они могут отреагировать просто потерей сознания.
А кого еще Вы отнесли бы к физиологическим диссидентам?
Здесь нужно говорить еще о леворуких. Их тоже отличает, как и рыжих, повышенная эмоциональность. Я бы отнесла большинство из них к людям, как сейчас говорят, со сверхчувствительностью. Среди детей, которые попадали к психоневрологам, леворуких очень много. Особенно тех, кого пытались переучивать. Я думаю, что это связано именно с тем, что сбивался ритм работы полушарий мозга. Они необыкновенно обидчивые. Эта обидчивость быстро проходит, но в тоже время оставляет следовую реакцию в виде очень хороших и глубоких навыков.
Как Вы полагаете, шепелявых, альбиносов и шестипалых можно отнести к физиологическим диссидентам?
Вот альбиносов, пожалуй, да. Альбиносы упоминаются даже в Библии. Можно говорить о нескольких видах альбинизма. Во-первых, о полном отсутствии фермента - генерализованном таком альбинизме. Полное отсутствие фермента чревато большими ломками, и тогда мы говорим уже о болезни. Но частичный альбинизм, который идет на грани между патологией и обычным физиологическим обменом, пожалуй, можно причислить к разряду физиологического диссидентства. Что до шестипалых, то отклонений в поведении у них, как и у прочих людей с мелкими пороками, мы, как правило, не наблюдаем.
А шепелявые и картавые?
Шепелявые и картавые, честно говоря, это как правило, все-таки ошибки педиатров, акушеров, не исправленные в течение первого года.
А к кому Вы относите близнецов?
Близнецы - это обычные дети. Их необычность только в том, что ( мы говорим об однояйцевых близнецах) у них и психологические реакции одинаковые, и белковые тесты все совершенно идентичны, и даже пальцевой рисунок тоже одинаков.
У рыжих, левшей или близнецов вырабатывается своя, так сказать, диссидентская психология?
Да, пожалуй. У близнецов это своеобразная такая защищенность, это отсутствие того одиночества, которое в четыре-пять лет начинает ощущать ребенок: он уже частично отторгнут матерью и сам ее отторгает, потому что у него появляется свой ореол общения. И вот тогда дети начинают знакомиться с одиночеством. У близнецов этого чувства не бывает. Они отличаются, допустим, от рыжих, потому что у рыжих как раз чаще всего вырабатывается чувство защиты.
Отличительные свойства физиологических диссидентов воспринимаются ими самими как норма, или все же для них это травма?
Я думаю, что по большому счету это все-таки воспринимается как абсолютная норма, и только какие-то дефекты воспитания или неудачная среда дает поле для агрессии.
Есть ли в отклонении от нормы свои плюсы?
Пожалуй. Вот эта сверхэмоциональность рождает очень много талантливых людей. По историческим сведениям именно среди элиты древних народов часто встречаются рыжие. Более того, даже в древнем Риме женщины красили волосы в рыжий цвет. Жриц во многие храмы выбирали по цвету волос, который приближался именно к рыжим оттенкам, особенно, если у них были зеленые глаза.
А флорентийки Боттичелли тоже рыжеволосые?
Нет. Это была особая практика флорентийских женщин. Они смачивали волосы чистой водой из различных источников и сидели на солнце, чтобы получить вот этот рыжеватый оттенок.
В мужском мире, в мире, где доминируют мужчины, можно ли рассматривать женщин как отклонение от нормы? Поймите меня, Елена Алексеевна, правильно, мои лучшие друзья - женщины.
Вы знаете, может со мной не все женщины будут солидарны, но я бы поставила вопрос по другому: это мужчины являются среди нас, женщин, диссидентами. И мне иногда бывает их очень жаль.
23 июля исполняется 100 лет со дня рождения тенора Михаила Александровича. Он родился в Латвии, стажировался в Италии, жил в СССР, Израиле, Америке, умер в Мюнхене в 2002 году. Он прославился исполнением еврейских народных песен на идише, романсов и арий на русском и немецком языках. В 1942 году стал лауреатом Сталинской премии. Я записал его незадолго до смерти в Мюнхене для рубрики «Мои любимые пластинки».
Михаил Бахтин и его соседи
В этой передаче звучит голос историка культуры Михаила Бахтина (1895-1975) и воспоминания его соседей (г.Саранск)
Радиоантология современной русской поэзии
Стихи Геннадия Беззубова, Михаила Тарковского и Антатолия Наймана
На смерть Александра Сопровского
(отрывок)
Прикосновеньем лёгким губ ко лбу
Я словно сдул с лежащего в гробу
Последний дым обличия земного
И разглядел сквозь сумму черт судьбу,
Тем паче что осталось черт немного.
Где, где косящий хрупкой зернью глаз,
Что видит он теперь и видно ль что-то
Там, где не то моря бескровных плазм,
не то секунд заледенелый пласт
И многое, с чего не сделать фото…