Уникум, или Футбол-Хоккей в одном лице. Валерий Маслов
Ваш браузер не поддерживает HTML5
"Мяч затаился в стриженой траве.
Секунда паузы на поле и в эфире...
Они играют по системе "дубль-вe" ,-
А нам плевать, у нас - "четыре-два-четыре".
Леонид Велехов: Здравствуйте, в эфире Свобода - радио, которое не только слышно, но и видно. В студии Леонид Велехов, вы слушаете и смотрите программу "Игры на Свободе" "Ох, футбол!".
Чемпионат мира завершен, а вслед за ним и мы завершаем наш летний сезон. В его ходе на протяжении нескольких месяцев в студию Радио Свобода приходили люди, которые, в отличие от игроков современной сборной России, умели сражаться на футбольном поле и побеждать. Настоящие мастера, звезды футбола советской эпохи.
А сегодня гость нашей программы человек и вовсе фантастической судьбы. Он в отличие от коллег-футболистов не уходил с поля, когда заканчивался сезон, а лишь ждал, пока поле зальют льдом и менял, почти как у Высоцкого, бутсы на коньки. Выдающийся советский футболист, он же звезда русского хоккея, хоккея с мячом, Валерий Маслов.
Начнем с традиционной объективочки, которую дает на гостя наш спортивный обозреватель Алексей Кузнецов.
Алексей Кузнецов: Валерий Павлович Маслов выдающийся советский хоккеист с мячом и футболист, заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер России.
И в хоккее с мячом, и в футболе начинал в калининградском "Труде", а все победы и достижения связаны с московским "Динамо". В русском хоккее – 10-кратный чемпион СССР, трёхкратный обладатель Кубка Европейских чемпионов. 8-кратный чемпион мира. Лучший нападающий чемпионата мира 1973 года.
В футболе Маслов – чемпион СССР 1963 года, двукратный обладатель Кубка СССР. В сборной СССР провёл 8 матчей, забил 2 мяча.
Маслов из лучших полузащитников советского футбола 60-х годов. Его часто называли "мотором" команды. Он был одинаково эффективен и энергичен и в атаке и в обороне, универсальный футболист очень широкого диапазона. Трибуны любили его не только за мастерство, но еще и за озорство, неожиданные, хитроумные ходы.
Леонид Велехов: Вот так, вспомнили по фактам, по циферкам.
Валерий Павлович, а как это, вообще, круглый год играть, не покладая рук в буквальном смысле слова. Это что, такая потребность души была?
Валерий Маслов: Да, мне казалось, что наоборот, у меня один вид спорта дополняет другой. И если бы меня лишить чего-то одного, я мог закончиться и во втором.
Леонид Велехов: Это я помню, с каким азартом и энтузиазмом вы играли и в то, и в другое. Сколько лет вы вот так фактически круглый год играли?
Валерий Маслов: Начиная с хоккея с мячом. В 1959 я в Высшей лиге начал – "Вымпел" (Королев), и в 1980 "Динамо" закончил. Футбол – 1961–1972.
Леонид Велехов: Неплохо! А когда отдыхали? Отпуск у вас бывал?
Валерий Маслов: Да, бывал между играми, (Смех в студии), между двумя таймами.
Леонид Велехов: А что это, такой огромный природный потенциал физический? Как Лев Филатов вас назвал "человек с двумя сердцами"?
Валерий Маслов: Я даже сам не знаю. У меня получилось так, и в детстве мне повезло. Я играл за мальчиков команды "Фрезер", а в 4 часа в Жуковском играл за юношей. Я в день играл две игры тогда.
Леонид Велехов: Ничего себе! Это тот сам "Фрезер", за который и Стрельцов играл?
Валерий Маслов: Да, мы с Эдуардом Анатольевичем вместе играли за 1935 год в хоккей с мячом.
Леонид Велехов: Он тоже в хоккей с мячом играл?
Валерий Маслов: И очень хорошо! Он здоровый был. Это был 1954 год, последний год камышовый клюшки были. А в 1935 году представьте, что это такое, какие ребята были!
Леонид Велехов: Но он не потянул так совмещать?
Валерий Маслов: Получилось так, что его рано взяли в команду, причем, в футбол. Он потом в шайбу поигрывал для удовольствия. Время просто не совпадало. У нас в команде Жуковского за юношей, когда я играл в хоккей с мячом, играл Валя Денисов, торпедовский, по кличке Пеле. Он играл у нас с левого края. У нас играл впереди Игорь Ромишевский.
Леонид Велехов: Будущий защитник ЦСКА хоккейного.
Валерий Маслов: Да. Он же в хоккей с мячом начинал нападающим. Мы вместе в Подлипки пришли. Толя Козлов, чей сын сейчас доигрывает, играл за "Химик" (Воскресенск). Гена Зеленков. У нас прекрасная команда была.
Леонид Велехов: Вы пришли в большой футбол, я имею в виду московское "Динамо", не просто мастером, а чемпионом мира по русскому хоккею. А зачем тогда понадобился футбол?
Валерий Маслов: Такой селекционер Федин был. Он приехал просматривать. И я ему понравился. И решили:
в футбол подойдет, значит подойдет, нет – в хоккей всегда он будет играть. (Смех в студии).
Леонид Велехов: А все-таки, хоккей с мячом не помешал вашей футбольной карьере? Я читал, что в 1966 году Морозов хотел вас брать на чемпионат мира и поставил условие, что вы не доигрываете хоккейный сезон…
Валерий Маслов: Да, он просил тот сезон не играть. Я подумал, если я брошу хоккей, я не смогу в футбол играть так хорошо. (Смех в студии). Мне действительно это помогало. Я чувствовал, что я приходил с хоккея свежий. Если так честно и откровенно, в хоккее у меня получше получалось, полегче мне было играть в хоккей. В футбол тяжелее играть. Любая команда была со своим почерком. Хотя в хоккее с мячом тоже сильные команды были. Просто я, видно, играл в хоккей получше, чем в футбол.
Леонид Велехов: Вы не жалеете, что как-то хоккей с мячом помешал тому, что вы мало в сборной поиграли?
Валерий Маслов: В наше время были неприкасаемые в сборной, например, Яшин, Шестернев, Численко. Остальных меняли, вы же сами видели, как. Так что гарантии никакой не было, чтобы закрепиться.
Леонид Велехов: Да, остальные все «на вылет» играли.
Валерий Маслов: Товарищеские игры играет Метревели справа, Месхи слева, официальная игра – Хусаинов слева, Численко справа. Так и в полузащите. Еще Воронин был неприкасаемый.
Леонид Велехов: Великий игрок, красавец.
Валерий Маслов: Да, игрок европейского класса.
Леонид Велехов: Неслучайно он и в сборной Европы все-таки играл, единственный, не считая Яшина, ну, тот всегда был на пьедестале.
Валерий Маслов: Я всегда говорю: "Вы, ребята, посмотрите, кто еще был лучше Льва Ивановича? Он до сих пор Яшин. Кто был лучше Шестернева? Кто был лучше Численко? Кто был еще лучше Стрельцова? В "полтинник" лучших игроков своего времени они входили с закрытыми глазами. Кто у нас сейчас входит хотя бы в две тысячи лучших игроков? Ни одного близко нет.
Леонид Велехов: Никого близко даже нет, вы правы. А правда, что зарплату вы получали только в футболе?
Валерий Маслов: Да. За хоккей мне вообще не платили.
Леонид Велехов: Все эти чемпионские титулы, лучший нападающий чемпионата мира?! Это все вы за бесплатно делали?
Валерий Маслов: Да.
Леонид Велехов: Ничего себе! (Смех в студии).
Валерий Маслов: Если выиграл первенство Союза, например, то 200 рублей. Премиальные какие-то давали.
Леонид Велехов: А четкой зарплаты не было?
Валерий Маслов: Нет. Я перешел в «Динамо» Вологда, когда доигрывал, но даже там не мог получать зарплату официально, по ведомости. За меня получал молодой солдат.
Леонид Велехов: А, то есть все-таки как-то химичили, что-то выдумывали!
Валерий Маслов: Да. Но чтобы и в футбол, и в хоккей играть, это я получился просто последний. А до этого-то все играли. Я смеялся всегда: в футбол и в хоккей с мячом не играл только один Константин Иванович Бесков. (Смех в студии). И Валерия Николаевна обижалась: "Валера, это неправда! Мы ходили с Костей на каток кататься!" Я говорю: "Под ручку? Это не считается". (Смех в студии).
Леонид Велехов: Валерия Николаевна, бесковская, тоже очень знаменитая в футбольных и богемных кругах жена, не разрешала, наверное, ему в хоккей с мячом играть?
Валерий Маслов: Не знаю. Лера красавица была. Очень интересный человек. У нее язык был подвешен очень хорошо.
Леонид Велехов: Играли и играли, но с таким постоянством, как вы, никто не совмещал. Поэтому я и вспомнил Боброва, который и там, и там достигал больших успехов.
Валерий Маслов: Бобров еще и в шайбу поиграл. А какой он был побитый?!
Леонид Велехов: И, как мне кажется, шайбой мы во многом обязаны Боброву. Он был большой энтузиаст этого дела.
Валерий Маслов: Хоккей с мячом помогает футболу. Я не знаю – почему. Я брал с собой на тренировки в хоккей с мячом Аничкина, Мудрика, Глотова. Они катались с нами, и они лучше потом играли в футбол. Хоккей с мячом – это тоже 11 на 11, те же мыслительные процессы.
Леонид Велехов: Все-таки поднимем хоккей с мячом. Редко мы о нем сейчас говорим. Он ушел, к сожалению, в тень.
Валерий Маслов: Погода. Большую лепту свою внесла погода. Нет катков. Я работал в "Локомотиве", когда приехал из Березняков. Звонят: "У вас заливают каток? Люди не могут покататься. Хотят покататься, а негде". А когда это в наше время вода стоила деньги?
Леонид Велехов: А сами-то ходите на русский хоккей?
Валерий Маслов: Мы еще даже поигрываем. (Смех в студии)
Леонид Велехов: А кто еще поигрывает? Я помню эти знаменитые имена – Канарейкин, Папугин.
Валерий Маслов: Канарейкин в порядке! Папугин, царствие небесное, умер. Плавунов, Осинцев Миша еще выходит. Так что, играем.
Леонид Велехов: И все-таки! Чаще вы вспоминаете свои хоккейные игры или футбольные?
Валерий Маслов: Мне повезло и там, и там. Вы представьте на секунду: меня из Подлипок взяли. Я не скажу, чтобы я был фанат "Динамо". Но когда – раз! – в "Динамо" взяли и на сборы… Первая, кого я увидел – это Шура Чудина. Зашел в бильярдную – такой мат, "Беломор" в зубах! (Смех в студии).
Леонид Велехов: Напомним публике: Александра Чудина была еще универсальнее вас спортсменка – волейбол, легкая атлетика, хоккей с мячом. Несколько олимпийских золотых, многократная чемпионка мира…
Валерий Маслов: И такая женщина, обалденный человек! Или – что я с Яшиным буду играть, жить рядом: мог ли я помечтать?
Леонид Велехов: А Яшин в хоккей ведь тоже играл?
Валерий Маслов: Играл очень прилично. Он в шайбу первый чемпион. В воротах стоял.
Леонид Велехов: Переключимся на футбол. Посмотрим сюжет о стадионе «Динамо», подготовленный Андреем Королевым.
Смотрят видео
Печальная ситуация со стадионом "Динамо". Никакие "Лужники" с "Динамо" в сравнение не шли по атмосфере, по всему. "Динамо" был главный стадион советского времени.
Валерий Маслов: Как игрок скажу: на "Динамо" играть одно, в "Лужниках" – совершенно другое. Это небо и земля. В "Лужниках" плохое поле. Там все время засыпали песок. В "Динамо" для народа все удобно, для подъезда удобно. У нас и со школой похожая ситуация. Вы не представляете, как мы мучаемся. Хорошо директор стадиона Игорь Луч приютил нас. Мы сейчас там базируемся. Хотя проект нашей школы на "Водных стадионах" уже готов давным-давно. Могли начать строительство, но оно тоже не начинается и неизвестно, когда начнется. Сейчас отток молодежи будет сильнейший у нас. Представьте себе, к нам приходит под 20 человек, на "Спартак" набор, на ЦСКА по 300-400. Есть разница?!
Леонид Велехов: Ничего себе! А был бы жив стадион…
Валерий Маслов: Мы бы еще там прожили 2-3 года. Это большое дело. И перешли бы на новый. Какая-то нестыковка нехорошая.
Леонид Велехов: Ваше самое дорогое, важное, а может быть самое легкомысленное воспоминание, связанное именно со стадионом "Динамо"?
Валерий Маслов: Здесь одного нет. Подъезжаешь к "Динамо", и толпы идут. Начинается какая-то предстартовая лихорадка. (Смех в студии). Мы не приезжали за 3 часа как сейчас. Мы шли где-то за час, и народу там уже было неимоверно!
Леонид Велехов: Я помню эти потоки, которые текут к стадиону.
Валерий Маслов: И так это приятно. В груди так хорошо, сердце начинает сильнее биться. (Смех в студии).
Леонид Велехов: Вы из хоккея с мячом ушли аж в 40 лет, а из большого футбола, я имею в виду из "Динамо", в 30 с небольшим. Почему такая разница?
Валерий Маслов: Так получилось. И Аничкин мог еще играть. С Константином Ивановичем у нас вышел небольшой конфликт.
Леонид Велехов: С Бесковым.
Валерий Маслов: Когда Численко задавил милиционера.
Леонид Велехов: Да, он случайно наехал и был, по-моему, нетрезв, Численко.
Валерий Маслов: Да, если честно. И он на машине не должен был ехать. Константин Иванович пришел и сказал: "Если вы заступитесь, я вас больше с Аничкиным не знаю". Я говорю: "Константин Иванович, вы извините, но мы за него заступимся".
Леонид Велехов: А с Бесковым, вообще, у вас, насколько я знаю, непростые были отношения.
Валерий Маслов: Нет, у нас нормальные, хорошие отношения были. Он очень душевный человек. Это поколение. Василий Дмитриевич тоже такой.
Леонид Велехов: Трофимов, ваш хоккейный мэтр.
Валерий Маслов: Да. Они оба упертые были. Если Вася сказал – все, не сдвинешь! И вот Константин Иванович тоже, сказал, что не простит, значит, не простит. Мы
объяснили: "Константин Иванович, вы поймите нас. Мы были вместе! А нам-то как жить, если мы не заступимся?!" Он хотел, чтобы его разжаловали из армии и судили гражданским судом, а тогда его бы просто посадили. А там получилось, что сидел в коляске мотоцикла пьяный – ни одной царапины, только костюм за 160 рублей порвали ему, мы же и купили новый. (Смех в студии). А Численко бы сел в тюрьму в лучшие годы игроцкие. Я бы себе, думаю, что и Витька также, мы бы себе не простили, если бы не заступились!
Леонид Велехов: Я вас понимаю. А что это за история такая была – как вы Бескова умудрились напоить? Было такое дело?
Валерий Маслов: Константина Ивановича напоить было невозможно. Он выпить мог столько, вы не представляете сколько! (Смех в студии). Я его звал Бугор. Его невозможно было никому напоить, я думаю.
Леонид Велехов: Еще я читывал про то, как он иногда бывал очень разговорчив. И такие лекции большие читал, что вы втыкали вату в уши. Было дело?
Валерий Маслов: Было. Просто я знал Константина Ивановича наизусть, что он будет говорить. (Смех в студии).
Леонид Велехов: Но была серьезная история в ваших взаимоотношениях, когда тот знаменитый матч 1970 года за золотые медали чемпионата СССР ЦСКА – "Динамо", выигрывало "Динамо" 3:1, а в итоге проиграло 3:4. И, если я правильно помню, Бесков обвинил некоторых "динамовцев", в т. ч. и вас, что вы "сдали" игру.
Валерий Маслов: Я, Аничкин и Еврюжихин. Но это уже продолжение истории с Численко. Он сказал, что не простит – вот и не простил, вешал на нас всех собак.
Леонид Велехов: Но игру-то ту не сдавали?
Валерий Маслов: Да, ну! Кто же такую игру будет сдавать?!
Леонид Велехов: Я тоже не могу себе представить! И тем не менее. В одном вашем интервью я прочитал: "Мы на ничейку договорились и скатали 2:2".
Валерий Маслов: Это с Кутаиси.
Леонид Велехов: Понятно.
Валерий Маслов: Это мы уже чемпионы были.
Леонид Велехов: То есть все-таки договорнячки-то были, да?
Валерий Маслов: Мы их просто выручали. Мы прилетели из Алма-Аты в Кутаиси. Никому не нужная игра. У каждого стоит по 3-литровой "Изабелле" в номерах. Почему 2: 2 сыграли, я сейчас расскажу. Договорились на ничью. Счет 1:1. Они выпускают какого-то молодого парня, и тот забивает гол на последних минутах, и времени не остается, чтобы отыграться! (Смех в студии). Тот радуется, а они его чуть не убили на поле! (Смех в студии). Мы с углового разыгрываем. И я бью – удар не получился. Вратарь от мяча чуть ли не бегом бежит, тот еле закатывается в ворота! А в газете написали: "Маслов сильнейшим ударом послал мяч в "девятку"". (Смех в студии). А народ кричал кутаисский: "Кончай тренировку – пойдем на банкет!"
Леонид Велехов: Наш спортивный обозреватель Алексей Кузнецов задаст вам свой вопрос.
Алексей Кузнецов: Вновь вспомним тот матч 1970 года "Динамо" - ЦСКА, в котором ваша команда вела 3:1, но проиграла в итоге 3:4. Почему, на ваш взгляд, в современном российском футболе прекратились матчи такого накала, не связано ли это с качеством российского футбола?
Валерий Маслов: Только игра привлечет народ.
Сейчас самый большой минус, который меня раздражает – никакого азарта. Мы даже в карты не могли проигрывать в дурака! Как это?! Даже в картах азарт был. А это футбол!
Леонид Велехов: Основа спорта – это азарт.
Валерий Маслов: На "Фрезере", где мы с Эдиком выросли, – 105 цехов. И все они играли! Там поле – одна травинка на весь стадион! Я сравниваю и думаю – ну, почему мы стали такие безазартные? Вы видели сборную сейчас на первенстве мира?! Никакого азарта! Ветеранский футбол. Константин Иванович так бы сказал – ветеранский футбол.
Леонид Велехов: Пустые глаза, пустые лица. Видно, что люди просто отбывают номер, что называется. Конечно, полный контраст с этим – футбол вашего времени и, в частности, ваша игра. Я слышал часто такие истории о том, как вы на поле не только были мотором команды, заводить, были очень энергичны, подвижны, но вы еще умудрялись игроку противника анекдот рассказывать или подколоть его. (Смех в студии).
Валерий Маслов: У меня такой характер.
Леонид Велехов: То есть это действительно было так?
Валерий Маслов: Конечно.
Леонид Велехов: Когда вы оказывались за границей, вы также свободно себя чувствовали и вели?
Валерий Маслов: Там незнание языка, конечно, мешало. Но, вы знаете, им нас было жалко, это чувствовалось.
Мы играли с "Фиорентиной" и выиграли 4:0. И игрок итальянский спрашивает у Яшина: "Сколько получили за игру?" А мы получали в "Динамо" по 50 долларов в сутки. Яшин и сказал. Тот переспрашивает: "50 долларов – это что, на сигареты? Яшин, вот у тебя бы здесь был свой "Боинг"!"
Говорят – спорт вне политики. Совершенно это неправильно. Мы – первая линия фронта. Вот мы обыграли заграничную команду – все русские хорошие. "Спартак" проиграл – мы все на букву "г"!
Леонид Велехов: А вообще деньги для вас в футболе играли какую-то особую роль?
Валерий Маслов: Деньги – это парашют, не раскрылся – шмяк о землю. (Смех в студии). Я не знаю людей, которым они не нужны. Но на первом месте они у нас не стояли, это я вам точно говорю.
Леонид Велехов: Я про это и спрашиваю.
Валерий Маслов: Мы были люди улицы. Мы воспитывались на улице. Сейчас в нашей футбольной Академии у детей разговоры только о деньгах, и не о 100 рублях, не о 1000, а о миллионах! Я им говорю: "Ребята, вы научитесь играть сперва!"
Леонид Велехов: Золотые слова, на которых мы нашу беседу и закончим. Она была чрезвычайно интересной, радостной, полной юмора!
"Ох, инсайд! Для него - что футбол, что балет,
И всегда он играет по правому краю,-
Справедливости в мире и на поле нет -
Посему я всегда только слева играю".