Внутри каждого вида искусства, как и в сообществах людей, существует неравноправие. Случается, правда, что иной элитарный жанр нисходит на уровень повседневности, а другой из заурядного превращается в высокий, но объяснению такие явления поддаются далеко не всегда. Поэт, писатель, литературовед Даниэль Клугер попробовал определить причины жанрового расизма, который обычно проявляется в отношении детективов.
Для большинства людей детектив - не литература, и каждый рассказ о детективе начинается с того, что мы пытаемся доказать, что детектив - это литература, и писатель-детективщик не хуже обычного писателя. А на самом деле, существует то, что я называю жанровым расизмом: поэзия - хорошо, детектив - плохо. Но если мы вспомним количество поэтических сборников, которые выходили в советские времена, молодежных, комсомольских поэтов, а на другую чашу весов положим, например, роман Умберто Эко или Конан Дойла, или Рэя Бредбери, гениального детективного писателя, то тогда придется сказать, что поэзия - это не литература, а детектив - литература. Можно, конечно, наоборот - на одну чашу весов положить Гомера, а на другую - те самые проходные бульварные детективы, которые выходят каждый день во всем мире. С моей точки зрения, детектив - это очень интересная, очень богатая, до конца далеко не исчерпанная форма современной эпической литературы.
В свое время один из классиков, по-моему, Честертон, написал, что детектив - это чуть ли не единственный литературный жанр, который оценивается не по вершинам, а по макулатуре, в отличие от всех остальных. Поэзию оценивают по Пушкину, а не по поэтам-коммунистам, которых было гораздо больше в советские времена. А детективы почему-то оцениваются по разным книжечкам, которые продаются на каждом шагу, и пренебрежительное отношение к детективу связано именно с обилием макулатуры и с кажущейся легкостью написания. Берется кровавая история об убийстве, где и расследования толком может не быть, и читателям кажется, что вот он - детектив. Но, заметьте, как только детективный роман оказывается качественным, тут же находятся литературные критики, которые говорят: ну, ведь это же не детектив, просто такой сюжет используется, а на самом деле это большая литература.
Кстати, в советские времена детективных романов было мало, первый появился только в 1956 году - "Дело Пестрых" Аркадия Адамова. И в основном это, конечно же, милицейские детективы, но было, по-моему, 12 книг - советских классических детективов, то есть детективов, которые писались на советском материале, в советских реалиях, и при этом по структуре оставались классическим детективом, где действовал сыщик-любитель, а не профессиональный следователь. И прелесть этих книг заключается в том, что автору пришлось изрядно напрячь фантазию, чтобы придумать не противоречивую ситуацию, в которой это было бы возможно. Например, "Дикая охота короля Стаха" Короткевича написана по классической схеме, и замечательный детектив Павла Шестакова "Отпуск в Дагезане". Один из романов Вайнеров "Завещание Колумба", где их постоянный герой, будучи профессиональным сыщиком, оказывается в среде, где он не может действовать официально, действует как сыщик-любитель. И эти романы очень интересные, не только ситуационно, но и тем, как вдруг начинает раскрываться советская действительность в этой очень необычной схеме, композиции.
Вот кое-что из рекомендаций для «Летнего чтения»
1. А. Конан Дойл. Собака Баскервилей
2. Г. Честертон. Рассказы об отце Брауне
3. Агата Кристи. Десять негритят
4. Умберто Эко. Имя розы
5. Детективная трилогия Рэя Брэдбери ("Смерть - дело одинокое", "Кладбище для безумцев", "Давайте все убьем Констанцию").
6. Сирил Хэйр. Чисто английское убийство.
7. Лео Мале. Вокзальная, 120
А если не отдельные книги, а вообще - авторов, могу добавить Эллери Куина, Джл Алекса (это польский писатель Мацей Слончимський, превосходный).