Одной из главных задач публичного расследования является выяснение возможной причастности российских властей к организации этого преступления – бывший офицер ФСБ был отравлен радиоактивным полонием-210 в Лондоне в октябре 2006 года.
Во вторник министр внутренних дел Великобритании Тереза Мэй согласилась удовлетворить просьбы вдовы Александра Литвиненко Марины и проводящего дознание по делу о смерти ее мужа судьи Роберта Оуэна провести открытое публичное разбирательство причин и обстоятельств гибели Александра Литвиненко. Ранее Тереза Мэй мотивировала отказ в проведении публичного разбирательства, в частности, ущербом, который оно может нанести межгосударственным отношениям Великобритании и России.
Ранее Тереза Мэй мотивировала отказ в проведении публичного разбирательства, в частности, ущербом, который оно может нанести межгосударственным отношениям Великобритании и России
В течение нескольких лет в Британии проводится так называемый инквест – дознание, назначаемое в случаях смерти при невыясненных обстоятельствах. Инквест по делу Литвиненко практически зашел в тупик после того, как бывший министр иностранных дел Уильям Хейг запретил рассматривать на нем секретные документы британских спецслужб. Министр мотивировал это соображениями национальной безопасности. Проводящий инквест судья-коронер Роберт Оуэн заявил, что запрет на разглашение собранных спецслужбами по делу Литвиненко секретных документов не позволит ему провести полное и объективное расследование смерти бывшего офицера ФСБ. Коронер подал иск к правительству, требуя отмены запрета.
Одновременно вдова Александра Литвиненко Марина подала надзорную жалобу на решение британского МИДа запретить открытое публичное дознание – суд счел аргумены министра внутренних дел несостоятельными. И вот теперь Терезе Мэй пришлось отменить свой запрет.
Роберт Оуэн уже ознакомился с секретным досье службы безопасности и заявил, что обнаружил там доказательства причастности к смерти Литвиненко российских властей
Впрочем, это не значит, что секретные документы будут открыто оглашены в ходе публичного дознания. С ними смогут ознакомиться лишь имеющие специальный допуск адвокаты и лица, признанные участниками инквеста. Кстати, сам Роберт Оуэн уже ознакомился с секретным досье службы безопасности и заявил, что обнаружил там доказательства причастности к смерти Литвиненко российских властей.
Вдова Александра Марина Литвиненко заявила в интервью Радио Свобода, что сейчас с оптимизмом смотрит на возможность выяснить все обстоятельства смерти мужа и узнать имена причастных к ней лиц:
– Несмотря на то что мы этого ждали начиная с февраля месяца этого года и, конечно, надеялись получить решение раньше, оно случилось и подтверждает лишний раз, что в Англии существует правосудие. И это было заявление самого коронера, что при рассмотрении материалов он получил доказательства того, что за этим преступлением может стоять российское государство. После того как эти материалы оказались закрытыми, мы не могли их рассматривать, он сказал, что единственный путь – это попросить публичного расследования. Что мы и сделали. И поэтому изначально человек, который расследовал это дело в суде, видел эти доказательства и считает, что это подлинные доказательства, и я думаю, это то, что мы как раз и получим.
– Вы уверены, что теперь убийцы вашего мужа будут названы и привлечены к суду?
И подозреваемые, которые были названы полицией с самого начала, Луговой и Ковтун, все узнают, какие доказательства были собраны
– К сожалению, мы опять говорим о том, что это не тот общепринятый суд, когда люди, подозреваемые в совершении преступления, садятся на скамью подсудимых, а после оглашения приговора садятся в тюрьму. К сожалению, нет, этого суда мы не имеем. У нас инквест – это дознание по тем материалам, которые были собраны в результате расследования. Но то, что материалы будут показаны в ходе суда, это будет доступно всем, и подозреваемые, которые были названы полицией с самого начала, Луговой и Ковтун, все узнают, какие доказательства были собраны. Но насчет наказания, мне кажется, находиться 8 лет в состоянии подозреваемых в совершении преступления – это уже наказание. Отсутствие свободы перемещения – это уже наказание.
– Когда, вы думаете, начнется это публичное расследование?
– Мы пока не можем ничего сказать, но мы знаем, что на 31-е число назначено предварительное слушание, после этого будет, наверное, какая-то дополнительная информация.
Сразу же после объявления о начале открытого публичного дознания по делу Литвиненко в британской прессе появились спекуляции, что правительство якобы намеренно приурочило объявление о начале публичного дознании к моменту, когда Россия и ее президент оказались в центре скандала в связи с гибелью малайзийского лайнера.
Андрей Луговой – ныне депутат Госдумы России – назвал "верхом цинизма" и политически мотивированным решение британских властей начать публичное расследование обстоятельств гибели в Лондоне Александра Литвиненко.
Известие об отмене запрета на публичное расследование гибели Литвиненко действительно пришлось на момент, когда российско-британские отношения оказались на небывало низком уровне. Однако официальные представители правительства категорически отрицают преднамеренность этого совпадения.
Близкий друг Александра Литвиненко и соавтор книги о его гибели "Смерть диссидента" Александр Гольдфарб также считает случайным совпадением сегодняшнее решение британского МИДа и обвинения России в причастности к гибели пассажиров малайзийского лайнера:
– Я думаю, что это чистое совпадение. Потому что было решение суда несколько месяцев назад, которое обязало правительство пересмотреть свое решение. Но я еще раз хочу подчеркнуть, что мы хотели бы надеяться, что в связи с этими обстоятельствами политическими правительство решит, может быть, рассекретить часть своих засекреченных документов, а именно – того, чем занимался Саша, когда он расследовал коррупцию в Кремле для британских спецслужб.
– А что касается России, ведь Россия должна быть там представлена?
Публичное дознание способно назвать имена заказчиков убийства Литвиненко
– Во-первых, Россия там была представлена до сих пор. Я думаю, что она и будет представлена в лице Следственного комитета Российской Федерации, который имеет своих юристов, которые сидели на всех заседаниях, заявляли ходатайства и все прочее. Они не являются свидетелями, они являются заинтересованной стороной. Главными свидетелями в России являются Луговой и Ковтун. Подробнее, к сожалению, не могу говорить, потому что мы дали все подписку не разглашать детали того, что будет, до суда.
В любом случае открытое публичное разбирательство станет прорывом в деле Александра Литвиненко. Конечно, оно не может заменить собой судебное расследование. У судьи-коронера даже при выяснении имен убийц нет права выносить приговор. Суд в Британии по делу Литвиненко не может состояться из-за отказа подозреваемых Андрея Лугового и Дмитрия Ковтуна прибыть на суд в Лондон, а заочные суды в Британии не практикуются. Но главное, на что надеется британская общественность: публичное дознание способно назвать имена заказчиков убийства Литвиненко.