Убийство, напугавшее власть

Фото Егора Щербакова на месте его убийства в районе Западное Бирюлево. Октябрь 2013 года

Мосгорсуд признал виновным Орхана Зейналова в убийстве жителя московского района Бирюлево Егора Щербакова

Московский городской суд приговорил к 17 годам лишения свободы Орхана Зейналова, которого обвиняют в убийстве Егора Щербакова. Осенью прошлого года это преступление спровоцировало массовые беспорядки в районе Западное Бирюлево Москвы.

Суд, рассмотревший дело Орхана Зейналова, которого обвиняют в убийстве Егора Щербакова, не согласился с прокурорами только в части наказания. Гособвинители просили для подсудимого 18 лет лишения свободы, председательствующий приговорил его к 17 годам заключения. По мнению судьи, следствию удалось доказать, что именно Зейналов в ночь на 10 октября 2013 сначала спровоцировал на улице словесную перепалку с 25-летним Егором Щербаковым, затем начал его бить – нанес около 20 ударов в корпус. Щербаков же, по словам основной свидетельницы обвинения – девушки, которая его сопровождала, – пытался прекратить драку, отступить, но получил два удара ножом, один в поясницу, другой в сердце, и умер на месте.

Орхан Зейналов во время задержания в подмосковной Коломне. 15 октября 2013 года

Уже 13 октября в Бирюлеве собрался стихийный митинг, начавшийся с требований местных жителей найти и наказать убийцу, а закончившийся столкновениями с полицией и погромом местной овощебазы. Тогда задержали 400 человек, а спустя два дня в подмосковной Коломне был задержан и Орхан Зейналов. Причем задержан показательно и под видеозапись, которую в тот же день демонстрировали все центральные телеканалы. Здесь было все, что нужно для боевика: и выкручивание рук, и битье ногами в парке, и транспортировка задержанного вертолетом в Москву на ковер к главе МВД Владимиру Колокольцеву и начальнику московской полиции Анатолию Якунину. Полный вариант оперативной съемки (почти 25 минут) был размещен на видеохостинге YouTube. Это обстоятельство и дало основания адвокатам Зейналова утверждать, что отношение к их подзащитному было изначально предвзятым.

– Почему сразу же было все это выложено в интернет и СМИ? У нас же никто не отменил презумпция невиновности. Человек только задержан, а уже будто признан виновным, без суда и следствия, и поэтому так с ним грубо и обошлись при задержании, – говорит адвокат Зейналова Виктор Аникушкин.

Его подзащитный, кстати, несколько раз менял свои показания. Сначала сообщалось о частичном признании им вины. Зейналов говорил, что действовал в целях самообороны: будто бы Щербаков собирался достать какое-то оружие и выстрелить в него, а он нанес упредительный удар ножом. Вскоре Зейналов отказался от этой версии случившегося. Заявил, что признание из него буквально выбили, а в день убийства Щербакова его и вообще не было в Москве.

– Он высказал свою невиновность, непричастность к совершенному преступлению и то, что он находился в день совершения преступления в городе Коломна Московской области. Защита в своих прениях говорила еще и о неправильной квалификации действий этого кавказца так называемого, не утверждаем мы, что это был Зейналов. Но раз свидетельница Попова говорит, что это был кавказец, значит, кавказец. Защита считает, что имело место простое бытовое убийство, которое должно быть квалифицировано по части 1-й статьи 105-й, а не как сейчас прокурор попросил 18 лет лишения свободы за часть 2-ю, пункт "и", т. е. "из хулиганских побуждений", которая усиливает ответственность, – поясняет Виктор Аникушкин.

Митинг жителей Бирюлева с требованием найти убийцу Егора Щербакова, переросший в погромы. 13 октября 2013 года

В прокуратуре убеждены: квалификация преступления верна, а вина Орхана Зейналова доказана. В виновности подсудимого убежден и отец Егора Щербакова Владимир. Суд постановил взыскать в его пользу 3 миллиона рублей в счет компенсации морального вреда.

История в Бирюлеве не первый случай массового недовольства и беспорядков в российской столице, спровоцированных убийством москвича. В июле 2010 года митинг памяти спартаковского болельщика Юрия Волкова, устроенный футбольными фанатами на Чистопрудном бульваре в Москве, чуть не обернулся побоищем. А после того, как спустя полгода следователи отпустили двоих подозреваемых в убийстве другого болельщика "Спартака", Егора Свиридова, спонтанная акция футбольных фанатов переросла в массовые столкновения с милицией. На Манежную площадь, куда болельщики вышли с требованием провести качественное расследование обстоятельств убийства Юрия Волкова и Егора Свиридова, тогда пришли также неонацисты и радикально настроенная молодежь. Волков и Свиридов были убиты в драках с участием уроженцев кавказских республик, что стало поводом для выкрикивания националистических лозунгов. Этим история Манежной 2010 года сродни тому, что происходило в Бирюлеве осенью 2013-го. Но есть и отличия, отмечает руководитель информационно-аналитического центра "Сова" Александр Верховский:

– В 2010 году, когда были истории с убийством Волкова и Свиридова, государство не сказать, чтобы прямо проводило какую-то идеальную политику толерантности, но, по крайней мере, вело себя прилично, а в 2013 году мы наблюдали массированную антимигрантскую кампанию, которая транслировалась активно через федеральное телевидение. И соответственно, граждане понимали (у нас граждане очень внушаемы в этом смысле), что есть важный враг – нелегальные мигранты, с которыми надо бороться. Жители Бирюлево Западное, у которых вообще район неблагополучный, там эта овощебаза – источник вечно криминальных историй, они этот фон интерпретировали применительно к своим местным реалиям. И когда случился очередной повод, никогда непонятно, что именно является спусковым крючком, это же не единственное убийство в районе, но вот так случилось, что именно оно привело к тому, что какие-то люди стали собираться на эти народные сборы, а дальше уже произошло то, что произошло, и это не было стихийным событием, это было некой организованной акцией, которую с удовольствием националисты организовывали бы каждый раз, когда что-нибудь подобное случается, но каждый раз у них это не выходит. А здесь вышло, и во многом в этом, конечно, косвенно виноваты власти, тем что они создали такую истерическую атмосферу, в которой было легко мобилизовать людей на более-менее активное участие в беспорядках.

Массовое задержание приезжих рабочих на овощной базе в Бирюлеве. 14 октября 2013 года

Кроме того, по мнению Александра Верховского, во время беспорядков в Бирюлеве полиция, не ожидавшая столь массовой поддержки жителями района агрессивно настроенной молодежи, несколько растерялась:

– На Манежной площади Москвы в 2010 году, как известно, полиция не смогла эту толпу как-то ни рассеять, ни нейтрализовать, ничего с ней сделать, потому что никто не ждал, что будет так много народу, и количество ОМОНа было просто недостаточно, чтобы эту толпу рассеять. В принципе, чем-то похожая ситуация была в Бирюлеве. Потому что когда начинались какие-то народные сходы, то никто же не ждал, что все так обернется. Там, конечно, была полиция, она должна была присматривать за порядком, и в принципе, присмотрела бы, если бы вдруг местные жители взялись бы и что-нибудь сломали. Но там же были не просто местные жители, там были группы молодых неонацистов, которые мобилизовали своих единомышленников из других частей города именно в этот день, и получился такой довольно заметный боевой авангард числом человек 200, у которых за спиной стояло несколько тысяч местных жителей.

Обычно у нас боевики отдельно, а возмущенные граждане отдельно, а здесь они оказались смешаны, чуть ли не впервые

И это как бы такой двойной эффект. Если бы были просто 200 неонацистов, которые кинулись громить торговый центр или что бы то ни было, то ОМОН бы справился, но он не мог справиться, потому что за спиной были эти несколько тысяч, и он опасался, видимо, сделать еще хуже. А с другой стороны, если бы не было такой мобилизации именно этих юных боевиков, то и погрома бы не случилось, местные жители сами по себе не собрались бы на такое дело. В этом специфика всей истории. Обычно у нас боевики отдельно, а возмущенные граждане отдельно, а здесь они оказались смешаны, чуть ли не впервые. Непривычная ситуация для полиции, они сразу теряются, не знают, что делать, – констатирует Александр Верховский.

После беспорядков в районе Бирюлево Западное в октябре 2013 года к уголовной ответственности за хулиганство были привлечены три человека, кроме того, правоохранительные органы возбудили уголовное дело об организации нелегальной миграции на овощебазе, оперативно закрытой решением суда.