НАТО обвиняет Россию в обстреле частей украинской армии со своей территории, в поставках сепаратистам многих видов оружия, включая передвижные зенитно-ракетные комплексы, одним из которых был сбит малайзийский "Боинг", засылке диверсантов в восточные районы Украины. Обеспокоенность НАТО вмешательством России в украинский конфликт и перспективой расширения этого участия подняла вопрос об установлении действенного военного сотрудничества НАТО с Киевом.
"Агрессия России против Украины – самый большой вызов безопасности Европы за последние несколько десятилетий", – заявляет генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен. И при этом дает понять: не похоже, что в сложившейся ситуации европейцы не то что увеличат свои расходы на оборону, а даже сохранят их на сегодняшнем уровне.
Председатель Объединенного комитета начальников штабов Вооруженных сил США генерал Мартин Демпси заметил в недавнем интервью, что хотя кризис вокруг Украины вынуждает Вашингтон на пересмотр двусторонних отношений с Москвой, первейшая обязанность противодействовать воинственной политике России лежит на НАТО, а не на Соединенных Штатах:
– Уже много лет НАТО не обновляет планы дислокации войск или обеспечения надежности своих коммуникаций, в том числе морских. Североатлантический оборонительный союз и был создан как преграда советской экспансии с целью сохранения мира и стабильности в Европе. Командованию НАТО необходимо честно ответить, по-прежнему ли вооружения и боеготовность его армий могут предупредить или отразить агрессию?
Старший аналитик Гудзоновского института Ричард Вайц видит изменения в стратегии НАТО под влиянием украинского кризиса:
– Изменился фокус: долгое время НАТО как союз был ориентирован на миротворческие и антитеррористические операции, например, в Афганистане, забыв о статье №5 своего основополагающего договора, статье о коллективной обороне в случае внешней агрессии против кого-либо из участников. Забывчивость была следствием стратегической установки, что противником Запада является не Россия, а общая нестабильность в мире, политический и религиозный экстремизм. Теперь я вижу некий возврат к истокам, к статье №5.
– Как это сказывается на военном партнерстве с Украиной?
Раньше военному сотрудничеству мешала ведомственная неразбериха и коррупция в государственных структурах Украины
– Политические предпосылки к достижению партнерства НАТО и Украины улучшились. Раньше военному сотрудничеству типа "Партнерство во имя мира" и совместным учениям мешала ведомственная неразбериха и коррупция в государственных структурах Украины. В этом смысле есть явные подвижки к лучшему. Плюс реальная заинтересованность украинцев в налаживании контактов в сфере большей, чем предоставление НАТО большегрузных самолетов, используемых в Афганистане. Тем не менее запрос Киева к Западу снабдить его современными средствами обнаружения и электронного подавления систем ПВО сепаратистов пока остается без ответа.
Ричард Вайц категорически не согласен с идеей перебросить в район крушения малайзийского "Боинга" натовских десантников, с тем чтобы дать экспертам из Нидерландов и других стран, чьи граждане погибли, возможность беспрепятственно провести расследование. "Вряд ли НАТО хочет уже сегодня рисковать жизнью своих солдат на востоке Украины и, вероятно, спровоцировать Москву на очень энергичные контрмеры?" – предполагает Ричард Вайс. О конкретных формах военного сотрудничества с Киевом, обсуждаемых в настоящий момент в Вашингтоне и Брюсселе, он может только предполагать:
Есть идея скрепить Украину с НАТО ассоциативно по аналогии с ее партнерством с Европейским союзом
– О непосредственных планах я ничего не знаю. Даже обсуждение перспектив принятия Украины в НАТО было бы большим прорывом, но такие дискуссии не ведутся. Поговаривают о принятии в союз Сербии, если она убедит Запад, что не будет служить в НАТО проводником интересов России. Возможно, Македонии, как только она уладит топонимические споры с Грецией. Есть идея скрепить Украину с НАТО ассоциативно по аналогии с ее партнерством с Европейским союзом. О конкретных наработках мне не известно или, по крайней мере, я об этом не слышал.
Соглашение об ассоциации с НАТО подписала совсем недавно Финляндия, которая десятилетиями блюла в отношениях с Москвой строгий нейтралитет. И это знаковое событие западная пресса проигнорировала, правда, не без помощи скромных финнов, не желающих излишне афишировать смену внешнеполитического курса, рассказал в интервью РС сотрудник Американского совета по внешней политике Стивен Бланк. Если НАТО говорит "да" Хельсинки, то может сказать его и Киеву, считает он:
– Возможных форм военного взаимодействия Запада и Украины несколько. Во-первых, члены НАТО, индивидуально или, еще лучше, сообща, должны предоставить Киеву запрошенное боевое снаряжение от бронежилетов и приборов ночного видения до противотанковых снарядов
Члены НАТО должны предоставить Киеву запрошенное боевое снаряжение
и средств электронного подавления комплексов ПВО. Я бы добавил к этому еще и сделку по лизингу транспортных самолетов и вертолетов в порядке восполнения потерь, понесенных украинской армией. Во-вторых, срочно откомандировать на Украину натовских советников и инструкторов. В-третьих, оперативно предоставить Украине как минимум 780 миллионов долларов, чтобы рассчитаться с задолженностями перед военнослужащими по выплате денежного довольствия. В-четвертых, разместить в Черном море силы и средства ВМС с целью блокировать возможную высадку российского десанта в Одессе, который рассек бы Украину и обеспечил сухопутную смычку России с сепаратистами Приднестровья. И, наконец, пятое: учредить специальный фонд, чтобы приобрести для НАТО французские вертолетоносцы типа "Мистраль". Они не должны достаться России.
На последнем заседании Совета безопасности Путин провозгласил, что не видит угроз суверенитету и целостности России. На взгляд Стивена Бланка, это зловещее заявление, означающее, что Кремль не видит опасности для себя и может наступать и дальше:
Эти меры должны включать полное эмбарго на продажу оружия России и закупки ее вооружений, увеличение присутствия НАТО в Польше, Румынии и странах Балтии
– Если Запад не хочет вводить по-настоящему драконовских санкций против России, которые бы обрушили ее экономику, ему остается надеяться только на то, что заблаговременно принятые меры в военной сфере, помимо расширения сотрудничества с Украиной, убедят Кремль в бесперспективности дальнейшей экспансии. Среди прочего, эти меры должны включать полное эмбарго на продажу оружия России и закупки ее вооружений, а также увеличение присутствия персонала НАТО в Польше, Румынии и странах Балтии и, в частности, усиление воздушного патрулирования.