Модная профессия Тесака

Максима Марцинкевича ожидает третье уголовное дело

Кунцевский суд Москвы приступает к рассмотрению еще одного дела в отношении националиста Максима Марцинкевича по прозвищу Тесак

Кунцевский суд Москвы 30 июля начинает рассматривать по существу дело в отношении националиста Максима Марцинкевича, известного также по прозвищу Тесак. Его обвиняют в разжигании национальной розни. По версии следствия, Марцинкевич разместил в социальных сетях видеоролики, в которых содержатся экстремистские высказывания. Сам подсудимый не отрицает факт размещения видеозаписей, однако не согласен с трактовкой их содержания.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Суд по новому "делу Тесака"

Один из лидеров общественного движения "Реструкт" Максим Марцинкевич был заочно арестован в России и объявлен в розыск в декабре 2013 года, после того как разместил в интернете видеоролики, в которых оскорблял ветеранов Великой Отечественной войны и рассуждал о том, что было бы, если бы войну выиграл Гитлер.

В январе 2014 года Марцинкевич был задержан на Кубе по запросу Интерпола, после чего был экстрадирован в Россию. Ему предъявили обвинение по 282-й статье – "Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства". По версии следствия, в период с 14 сентября по 14 октября 2013 года Марцинкевич разместил в одной из социальных сетей три видеоролика экстремистского содержания.

Подробнее о предъявленных обвинениях рассказывает адвокат Максима Марцинкевича Алексей Михальчик:

– Максима Марцинкевича обвиняют в том, что он создал три видеоролика и разместил их в сети Интернет. Речь идет о двух роликах – обзорах фильмов: "Около футбола" и "Сталинград" Бондарчука. Третий ролик называется "Предвыборная агитация", он был создан предположительно к выборам мэра Москвы в прошлом году. В этих роликах Марцинкевич дает характеристику главным персонажам фильма, сюжету, дает рекомендации по просмотру. Обвинение по ч. 2 ст. 282 УК РФ предъявлено в связи с обзорами фильмов. В них эксперты, привлеченные следствием, увидели высказывания, разжигающие национальную рознь и призывы к применению насилию. В третьем ролике эксперты увидели только высказывания, разжигающие национальную рознь.

Алексей Михальчик считает, что одна из главных задач защиты в этом деле – добиться повторной экспертизы видеозаписей. По словам адвоката, его подзащитный даже объявлял голодовку, которая продлилась более 60 дней, в знак протеста против проведенной экспертизы. По мнению подсудимого, специалисты, привлеченные следствием, пришли к неверным выводам. Адвокат уточняет: защита будет пытаться убедить суд, что видеоролики не содержат признаков экстремизма и являются продуктом творческой деятельности Максима Марцинкевича:

Здесь ситуация довольно спорная: в России декларируется по Конституции свобода слова. Как юристы, мы понимаем, что необходим определенный баланс между свободой слова и распространением такой информации, которая является уголовно наказуемой. Но мы считаем, что в этом конкретном случае баланс Марцинкевичем не был нарушен

– Позиция защиты заключается в том, что ролики создавались им, он на них присутствует, но все высказывания, которые были сделаны в этих видеозаписях, являются не чем иным, как обзором. Несколько радикальные высказывания находятся в контексте сюжетных линий фильма. Он оценивает действия конкретных персонажей именно в конкретной коннотации сюжета фильма – где-то высказываются политические воззрения, где-то используется экспрессивная лексика. Это новая модная профессия, называется "видеоблогер". Эти видеоролики направлены на привлечение внимания публики, на привлечение просмотров. Защита считает необходимым провести дополнительную или повторную экспертизу у других экспертов, в другом экспертом учреждении. Статья 282 своеобразная, она характеризуется тем, что и суд, и правоохранительные органы возбуждают уголовное дело, привлекают к уголовной ответственности именно на основании выводов экспертов. Здесь ситуация довольно спорная: в России декларируется по Конституции свобода слова. Как юристы, мы понимаем, что необходим определенный баланс между свободой слова и распространением такой информации, которая является уголовно наказуемой. Но мы считаем, что в этом конкретном случае баланс Марцинкевичем не был нарушен, он высказывался в рамках тех свобод, которые ему дает Конституция, он высказывал свое мнение, высказывал свою политическую позицию, но не призывал никого к насилию, не разжигал национальную рознь. Мы думаем, что скрытым основанием для возбуждения уголовного дела могли послужить "бирюлевские события" осени 2013 года, потому что в одном из роликов Марцинкевич дает характеристику этим событиям. Учитывая их остроту, наверно, он привлек этим роликом внимание силовых структур.

– Есть ли какие-то предположения, в каком режиме будет идти процесс?

– Нет никаких предпосылок к тому, что процесс будет идти в каком-то экстраординарном, очень быстром режиме. Для нас принципиальный вопрос в назначении повторной экспертизы, это займет определенное время и может воспрепятствовать рассмотрению этого дела, допустим, в течение августа.

По оценкам адвоката Алексея Михальчика, по предъявленным обвинениям его подзащитному может грозить до шести лет лишения свободы.

Директор центра "СОВА" Александр Верховский

Директор информационно-аналитического центра "СОВА" Александр Верховский полагает, что видеозаписи, созданные Максимом Марцинкевичем и его последователями, могут представлять реальную опасность для общества:

– Я смотрел ролики, которые инкриминируются Максиму Марцинкевичу, они, безусловно, содержат элементы языка вражды. Насколько они криминальны или не криминальны, должен решать суд, потому что нет простого критерия, который позволяет отличить одно от другого. По крайней мере, в одном из этих роликов содержался недвусмысленный призыв к применению насилия, так что, думаю, там найдется основание для приговора. Но вообще деятельность Марцинкевича гораздо разнообразнее, чем запись роликов. Она должна быть оценена как публичное подстрекательство к насилию по отношению к самым разнообразным группам людей, она представляет значительную опасность.

– В чем именно заключается опасность?

Все аспекты его деятельности были одинаково устроены: вроде бы не совершал на экране серьезных преступлений, но снятые им и его последователями по движению "Реструкт" ролики прославляли насилие

– Что делал Марцинкевич в рамках студии "Формат-18"? Это было массовое распространение видеоматериалов, вовлечение в деятельность, прославляющую насилие, многих людей, в том числе через финансовую заинтересованность. Раньше это преимущественно российское насилие, в проекте "Оккупай Педофиляй" было насилием против предположительных педофилов, которые то ли были таковыми, то ли не были. Но то, что происходило, было, по сути, самосудом. Все аспекты его деятельности были одинаково устроены: вроде бы не совершал на экране серьезных преступлений, но снятые им и его последователями по движению "Реструкт" ролики определенным образом прославляли насилие. Это действительно опасно, потому что система расширялась и она вовлекала людей в совершение уже реальных преступлений. И некоторые из этих людей уже и так под судом находятся, – заключает Александр Верховский.

Максим Марцинкевич уже был дважды осужден за преступления на почве национальной и расовой ненависти. В феврале 2008-го Басманный суд приговорил его к трем годам колонии за выступление в одном из московских клубов, в 2009 году Хамовнический суд повторно осудил его за видеоролик расистского содержания. С учетом предыдущего срока приговор составил 3,5 года, на свободу Марцинкевич вышел в декабре 2010 года.