Жестокое нападение на петербургского публициста и оппозиционера, а в прошлом – политзаключенного Александра Скобова вызвало общественный резонанс. Партия "Яблоко" обратилась к правоохранительным органам с призывом рассмотреть все возможные мотивы преступления, включая политические. Но в еще одной оппозиционной партии – "Другой России" – злорадствуют и обещают такие же последствия и другим либералам.
Неизвестные напали на Скобова в Петербурге в ночь с 27 на 28 июля. Они нанесли ему удар по голове, а после того, как он потерял сознание, пять раз ударили в спину ножом. Александра госпитализировали в Елизаветинскую больницу. 28 июля его прооперировали и перевели из реанимации в 3-е хирургическое отделение. МВД по Петербургу и Ленобласти возбудило дело по статье 162 Уголовного кодекса России "Разбой".
В северной столице Александр Скобов известен своей деятельностью еще с советских времен. 2 февраля 1976 года, накануне открытия XXV съезда КПСС, в Ленинграде с галереи Гостиного двора активисты движения "Новых левых" разбросали около сотни листовок с призывами к свержению тирании чиновников и установлению подлинного гуманного социализма. В них содержались лозунги: "Да здравствует новая революция! Да здравствует коммунизм!". Спустя две недели КГБ удалось найти участников этой акции – первокурсника истфака ЛГУ Александра Скобова, его товарищей Аркадия Цуркова и Андрея Резникова, а также десятиклассника Александра Фоменко. Они были исключены из комсомола и учебных заведений. Однако арестован Александр Скобов был только в конце 1978 года, уже после того, как организовал небольшую молодежную коммуну, после активного участия в деятельности группы "Левая оппозиция", выпуска в самиздате двух номеров журнала "Перспективы", редактором которого был он. От эмиграции из СССР отказался, был помещен по приговору суда в психиатрическую лечебницу. В 1981 году после освобождения из психиатрической больницы, Александр Скобов примкнул к деятельности СМОТ ("Свободное межпрофессиональное объединение трудящихся"). В декабре 1982 года его опять арестовывают и помещают в психиатрическую больницу, откуда выпускают только в 1985 году. Затем Скобов участвовал в деятельности "Демократического союза", за что в 1988 году подвергся обыску наряду с четырьмя другими фигурантами по "делу №64" – последнему делу по статье 70 УК РФ в старой формулировке ("антисоветская агитация и пропаганда"). Дело было закрыто в 1989 году в связи с изменением формулировки статьи. В двухтысячных Скобов участвует в политической жизни страны: сначала становится членом партии "Яблоко", затем – петербургского отделения движения "Солидарность".
В истории с нападением на Скобова остается много неясного. Однако сам оппозиционер считает произошедшее обычным ограблением. Корреспондент Радио Свобода встретился с Александром Скобовым в Елизаветинской больнице, где оппозиционер проходит лечение:
– История с нападением на меня не стоит выведенного яйца. Ночью вышел во двор своего дома посидеть на скамейке и подышать воздухом. Ночь была душная и жаркая. Сзади налетели, ударили по голове и вырубили. А уже в больнице я узнал, что у меня в спине – пять ножевых ранений. Пропали два мобильника и документы. Денег не было. Я думаю, что это – достаточно случайная, мелкоуголовная история.
– Однако зачем надо наносить пять ударов в спину находящемуся без сознания человеку. Вы получали раньше угрозы?
– Нет, никаких угроз не было. Но то, что я в данной, конкретной истории не вижу никакой политической подоплеки, совершенно не исключает того, что каждый из нас легко может оказаться жертвой спланированной акции. Это делается очень легко.
Пресс-секретарь незарегистрированной оппозиционной партии "Другая Россия" Александр Аверин, комментируя нападение на Скобова, разместил в твиттере такое сообщение:
Эти слова выглядят тем более удивительными, ведь Скобов был активным защитником национал-патриотов от преследований со стороны власти. Сам Александр Скобов на подобные слова реагирует философски: "Спасибо, Саша, за душевные слова. Это всё, что я могу сказать по этому поводу".
– Нападение на вас – одно из многочисленных свидетельств резкого роста агрессивных настроений в России после Крыма. Этот процесс дальше будет продолжаться?
– Естественно, сейчас происходит процесс своеобразного размежевания людей, причем и тех, кто по самым разным вопросам раньше были вместе, как-то сотрудничали. Тема "имперского реванша" порождает сама по себе злобу, агрессию. Эта тема для нашего общества является, пожалуй, наиболее болезненной. Когда эта тема появляется, ломаются все прежние альянсы, стереотипы поведения, коалиции… ничего хорошего не происходит. С другой стороны, после Крыма изменения политических позиций некоторых партий и людей было вполне ожидаемым мною. Не было бы развития этой ситуации, не было бы поводов для возникновения этих конфликтов. Бывает в жизни все: люди сходятся, расходятся. Но удручает другое. Удручает то, как люди себя при этом ведут.
– Есть ли какой-то выход из той ситуации, в которой оказалась сегодня Россия?
– Выход в любом случае будет болезненным. Либо это – усиление конфронтации. Либо это – разочарование значительной части граждан, которые сейчас режим поддерживают. Я, естественно, предпочитаю второе. Но болезненные последствия для страны будет иметь и то, и другое. Я думаю, что те люди, т. н. "ополченцы", которые скоро начнут бежать из Украины в Россию, сюда ничего, кроме тяжелой депрессии, не принесут. И вряд ли они здесь будут способны на какие-то осмысленные, организованные действия. Это будет среда тяжело травмированных и парализованных этой травмой людей. Другое дело, что большое количество людей, которые им сочувствуют, но непосредственно под эту травму не попали, могут, конечно, активизироваться. В какую сторону? Посмотрим…
Петербургское отделение партии "Яблоко" обратилось с открытым письмом в ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в котором просит генерал-лейтенанта полиции Сергея Умнова взять под личный контроль расследование нападения на правозащитника и публициста Александра Скобова. В обращении "яблочников" на имя начальника ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области подчеркивается, что следствие должно рассмотреть все мотивы преступления – и, в первую очередь, политические:
"Александр Скобов жестко критиковал действия российской власти, чем, конечно же, навлекал на себя ее недовольство. Особенно резко он отзывался о политике Кремля в "украинском конфликте". При этом мы знаем, что Скобов живет очень скромно, поэтому едва ли мог стать жертвой ограбления".
Ответа из ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на это заявление пока нет.