Что ж, уже август и решение критиков и музыковедов «Даунбита» вошло в силу: журнал поступил в киоски официально. Кого же вы услышите на этот раз? Честно говоря, я не знаю с кого начать, но могу гарантировать то, что вы услышите призера 2014 в категории вибрафон, лучшую сопрано-саксофонистку года, лучшего трубача и кларнетистку, а дальше посмотрим, как лягут карты. Условия все те же – формат, качество записи и точная информация.
Случайным прохожим эфира и интернета сообщу, что это действительно «Время Джаза», короткие волны «Свободы», вашей свободы, и наш сайт www.svoboda.org. У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий.
Ambrose Akinmusire – Vartha – 7:48 (Ambrose Akinmusire -The Imagined Savior Is Far Easier To Paint - Blue Note)
«Vartha» - на южно-дравидийском языке малаялам - «Vartha» это новости. Для автора композиции трубача Амбоуза Акинмусири «Vartha» быть может аукается с популярным индийским фильмом 1986 года того же названия. В любом случае названия композиций трубача, родившегося в Окленде, Калифорния, расшифровывать не просто. Но про то, откуда и как попали родители Амбоуза Акинмусири в США, на Вики ни слова.
Однако это присказка. На самом деле Амбоуз завоевал первое место по решению критиков «Даунбита» среди трубачей в этом году. Рецензенты отмечают, что «Vartha» - самая радостная и теплая мелодия этого последнего диска трубача. СД вышел на «Blue Note» в марте этого года.
Состав: Уолтэр Смис – тенор-саксофон; Сэм Харрис – рояль; Хариш Рагхаван – контрабас и Джастин Браун – ударные. Добавим гитариста Чарлза Алтура.
Амбоуз Акинмусири учился в манхэттенской школе музыки, затем вернулся на западное побережье, где продолжил занятия в южно-калифорнийском университете, параллельно посещая Институт Джаза имени Телониуса Монка в Лос-Анджелесе. Его первый диск «Prelude… to Cora» вышел на фирме «Fresh Sound», «Новые Таланты». Дальнейшее было неизбежно: он вернулся в Нью-Йорк и влился в бурлящий поток новейшего джаза, новых молодых джазменов: Виджея Айера, Арона Паркса, Эсперанцы Сполдинг, Трех Коэнов и Джейсона Морана, называя лидеров.
Gary Burton - Jane Fonda Called Again – 6:25 (The New Gary Burton Quartet - Guided Tour – Mack Avenue)
«Jane Fonda Called Again», «Джейн Фонда звонила опять…» - композиция и квартет вибрафониста Гари Бёртона. Джулиан Лэйдж – гитара; Скотт Коли – контрабас и Антонио Санчез – ударные. Чудесная композиция-дуэт Бёртона и Лэйджа.
Бёртону 71 год. Он родом из Андерсона, штат Индиана. Начинал не с джаза, а с кантри. С 1962 по 1965 год выступал в комбо пианиста Джорджа Ширинга и саксофониста Стена Гетца. Свой собственный квартет с гитаристом Ларри Корриэлом, бас-гитаристом Стивом Своллоу и ударником Бобом Моузесом собрал в 1967 году. В семидесятых играл дуэты с Кизом Джарретом, Стивом Своллоу и Чиком Кориа.
«DownBeat» неизменно держал Гари в фаворитах, но на этот раз он стал вибрафонистом года. Важная деталь: Бёртон жонглирует четырьмя палочками, что позволяет ему играть на вибрафоне, как на гармоническом инструменте.
Гари Бёртон был женат на внучке голливудского киномагната Самуэла Голдвина (Metro-Goldwyn-Mayer). Брак их длился девять лет после чего Бёртон стал первым белым джазменом, который свершил публичный came out, признался что он гей в радио-интервью с Терри Гроссом. Год назад он официально женился на своем многолетнем партнере Джонатане Чонге. Я рассказываю эти подробности личной жизни Гари Бёртона потому что без них нельзя понять фотографии коверов его последних CD, на которых Джонатан и Гари позируют в обнимку.
Анат Коэн, начиная с 2008-го, была кларнетисткой года. В этом году «Даунбит» лишь подтвердил ее первенство. Она завоевывала так же первые места в категории «Восходящая Звезда», как тенор-и-сопрано саксофонистка. Свой последний диск в роли лидера Анат записала два года назад. В прошлом году она выпустила диск «Три Коэна – Tightrope – Натянутый Канат». В трио она играет на кларнете и тенор-саксофоне, ее брат Авишаи – на трубе и второй брат – Юваль – на сопрано-саксофоне.
Вы слушаете еженедельное «Время Джаза» на коротких волнах «Свободы», из ближнего космоса через спутники HotBird и AsiaSat-7, а так же с нашего легкодоступного сайта www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции – ваш ДС.
Anat Cohen - La Vie En Rose - 6:21 (Anat Cohen – Claroscuro - Anzic Rds)
«La Vie En Rose», «Жизнь в розовом цвете» Люи Гюльеми (творческий псевдоним Луиги) и Эдит Пиаф. Песня эта была творческой подписью французской певицы. Анат Коэн – кларнет; Уайклиф Гордон – тромбон и вокал а ля Сатчмо; Джейсон Линдер – рояль; Джо Мартин – контрабас и Даниэл Фридмэн – ударные. СД «Claroscuro» вышел в 2012 году на «Anzic Rds».
Но «Жизнь в розовом цвете» была творческой подписью не только Эдит Пиаф!
Louis Armstrong - La Vie En Rose – 3:25 (C'est ci bon - Satchmo in the Forties – Proper Rds)
Увы, в этом году Сатчмо не участвовал в конкурсе «Даунбита»... Эта запись была сделана в самом конце сороковых. Луи Армстронг играл и пел с оркестром Сая Оливера.
Сестра и братья Коэн переехали жить в США из Израиля, родители Акинмусири, видимо, из Индии, ну, а предки Гари Смульяна, скорее всего из Армении или Турции.
Гари дважды был призером «ДаунБита»: в 2009 году и в 2011-м. Он родился в апреле 1956 года в деревушке на Лонг Айленде в округе Нассау, штат Нью-Йорк. Его инструмент – баритон-саксофон. Его учитель (насколько я понимаю, они не пересекались…) Пэппэр Адамс. Когда Адамс умер, Гари записал диск, посвященный ему, на котором он исполнял восемь композиций Адамса. В настоящее время он руководит трио, в которое входят контрабасист Рей Драммонд и ударник Кенни Уашингтон. Жена Гари Смульяна – пианистка и дирижер Жоан Корначио.
Вы слушаете еженедельное «Время Джаза» на волнах «Свободы». «Время Джаза» - это история американской музыки, её течений, стилей и ее героев. Вы можете так же слушать нас с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в опустевшем августовском Париже – ваш ДС.
Gary Smulyan - House Of Chan – 5:47 (Gary Smulyan - Hidden Treasures - Reservoir Music)
«House Of Chan», «Дом Чан» - композиция альт-саксофониста Фила Вудса. Чан – это гражданская жена, затем вдова Чарли Паркера, на которой Фил Вудс женился. Их последний дом был в 48 километрах к югу от Парижа в средневековом городке Этамп. Перед смертью в 1999 году Чан опубликовала воспоминания «Моя жизнь в ми-бемоль». В молодости Фила Вудса называли «новым Паркером». Это всё – о названии самой композиции Вудса.
Вернемся к исполнителю: Гари Смульян лучший баритон-саксофон года – лидер трио. Кристиан МакБрайд – так же лучший джазмен, контрабасист 2014 года, само собой – контрабас и Билли Драммонд – известнейший ударник, увы, не попавший в этом году в список барабанщиков «ДаунБита», эти самые ударные. Запись этого диска «Hidden Treasures», «Тайные сокровища», трио записало в июне 2005 года.
Jane Ira Bloom - Left Alone - 7:34 (Jane Ira Bloom - Sixteen Sunsets – Outline)
«Left Alone», «Оставлена в одиночестве» - композиция пианиста Мэла Уолдрона, ставшая песней, когда Билли Холидей написала на эту мелодию Мэла слова. Билли была крёстной первой дочери (а их у него было семь) Уолдрона. Мэл Уолдрон был великолепным аккомпаниатором Билли.
Джейн Айра Блум – сопрано-саксофон. Доминик Фаллакаро – рояль; Камерон Браун – контрабас и Матт Уилсон – ударные. Вышедший в прошлом году диск Джейн Айры Блум – «Шестнадцать закатов».
«Сидней Беше был пионером сопрано саксофона, - пишет Дан МакЛеган в рецензии на «Шестнадцать закатов»,- Беше заставил сопрано петь в начале 20-х годов прошлого века. Джон Колтрейн разбудил этот «выпрямленный саксофон» в годы, когда о нем почти забыли, превратив в 1959 году стандарт Роджерса и Хаммерстайна «Мои любимые вещи» в гимн современного джаза. Стив Лейси подхватил сопрано прямо из рук Трейна, а Дейв Лейбмэн продолжил раздвигать границы звучания. Теперь и имя Джейн Айры Блум прибавлено к этому списку.»
Дан МакЛеган пишет буквально «to that list of icons - к этому списку икон».
Если вы заметили, я не высказываю личное мнение, не добавляю моё – к голосам критиков. Но на этот раз скажу, приглушив восторг, что Джейн Айра Блум – моя фаворитка.
Больше о бостонской саксофонистке – в ближайшее время.
Что ж, мы на финишной прямой и посвящена она будет одной единственной, но более чем знаменитой композиции. «Даунбит» публикует список двадцати исторических дисков. На первом месте третий том пиратских записей концерта оркестра Майлза Дейвиса в Восточном Филморе на Втором авеню в East Village в Нью-Йорке, рядом с Шестой East Street. На втором месте Хэрби Хэнкок с полной коллекцией записей на фирме «Columbia» с 1972 по 1988 год. На третьем – полная коллекция записей саксофониста Клиффорда Джордана «Strata».
Напомню, что вы слушаете «Время Джаза» на коротких волнах «Свободы», через спутники HotBird и AsiaSat-7 или же с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий.
Miles Davis - Bitches Brew – 12:38 (Miles Davis-Live at the Fillmore - The Bootleg Series, Vol 3 - Columbia)
«Bitches Brew», «Сучье варево» - Майлза Дейвиса. Композиция и альбом, записанные в 1969 году, ставшие основой джаз-фьюжн - это отказ от классических джазовых стандартов, переход на электронные инструменты, импровизация с уклоном в рок-музыку и дополнительные звуковые эффекты. Для фанов чистого джаза этот двойной альбом Дейвиса был изменой джазу. Для Дейвиса это был выход не только из тупика боповых разветвлений, но и коммерческий выход из положения в эпоху стагнации бизнеса в классическом джазе.
Как я уже сказал, этот третий том концерта в Филморе был контрабандой, пиратской записью, которая теперь официально вышла на «Columbia» и получила первое место по решению критиков-рецензентов «ДаунБита» в категории «исторические альбомы».
Добавлю, что на этот раз журнал публикует полный список 154 рецензентов – историков джаза и музыковедов, участвовавших в конкурсе 2014 года.
За сим позвольте раскланяться. Звукорежиссер этого выпуска «Времени Джаза» Александр Аркадьев, автор и ведущий – Дмитрий Савицкий. Вы найдете подкасты всех последних передач на нашем сайте www.svoboda.org. Всех вам благ, удач на всех широтах, чао, бай-бай!