«"Эйфория" – это попытка создания трагедии в античном смысле слова»

«Сочинения Ивана Вырыпаева пьесами назвать сложно, это скорее лирические парадоксальные монологи, иногда разложенные на несколько голосов»

27 июля было объявлено, что дебютная картина режиссера, актера и писателя Ивана Вырыпаева «Эйфория», получившая специальный диплом жюри фестиваля «Кинотавр», включена в конкурсную программу Венецианского кинофестиваля.


Иван Вырыпаев родился 1974 в Иркутске, окончил Иркутское театральное училище, играл в Магаданском театре, «Театре драмы и комедии» на Камчатке, в 1998 году основал Театр-студию «Пространство игры» в Иркутске, преподавал мастерство актера в Иркутском театральном училище, в 2005 году создал агентство творческих проектов «Движение Кислород». Спектакли по пьесам Ивана Вырыпаева поставлены более чем в 20 театрах мира. В прошлом году издательство «Время» выпустило его книгу – «13 текстов, написанных осенью».


Об Иване Вырыпаеве рассказывает Марина Тимашева: «Имя Ивана Вырыпаева более известно в театральных, а не в кинематографических кругах. Несколько лет тому назад режиссер Виктор Рыжаков показал спектакль "Кислород", автором текста которого и исполнителем одной из двух главных ролей был Иван Вырыпаев. За "Кислородом" последовало "Бытие №2", якобы основанное на письмах, полученных Иваном Вырыпаевым от пациентки психиатрической лечебницы. На сцене – пациентка и лечащий врач. То ли женщина думает, что он Бог, то ли он в медицинских целях убедил в этом больную – не суть важно. Важно, что Бог уверяет Антонину в том, что его нет, а она настаивает на обратном. У нее будто шизофрения, раздвоение сознания, но выражается оно в том же, в чем у многих здоровых. Она хочет понять, существует ли Бог, и если нет, то в чем смысл жизни. Не умея определенно ответить на эти вопросы, всякое сознание пробует искать выход из создавшегося положения и часто находит в черном юморе, ерничестве и юродстве, которые в полной мере присутствуют в этом спектакле.


Как литератора Ивана Вырыпаева сразу зачислили по ведомству так называемой новой драмы, от чего сам он в интервью открещивался. И правильно делал, потому что на других представителей актуального искусства похож не слишком. К тому же тексты Ивана Вырыпаева с трудом отрываются от его собственной исполнительской манеры. Актер он замечательный, органичный, нервный, очень пластичный. Но сочинения его пьесами назвать сложно, это скорее такие лирические парадоксальные монологи, иногда разложенные на несколько голосов. Они очень ритмичны, а сами спектакли я бы назвала музыкальными. Не мюзиклами, нет, они камерны, не богаты декорациями и пренебрегает спецэффектами. Но Вырыпаев-актер проговаривает тексты то в стиле рэп, то в каких-то иных современных музыкальных стилях и под соответствующий аккомпанемент.


И вот этим летом актер и драматург дебютировал как кинорежиссер. Его фильм "Эйфория" был представлен в конкурсной программе фестиваля "Кинотавр" и вызвал весьма разноречивые отклики – от "гениально" до "неудачно". "Эйфория" – это попытка создания на киноэкране трагедии в античном смысле слова, в нем формально три главных действующих лица и любовный треугольник. На самом деле главным героем становится природа и очень выразительный, полный символических значений киноязык. Как бы то ни было, я желаю Ивану Вырыпаеву победы на Венецианском смотре».