Человек недели Радио Свобода – Фатима Базоркина



Дмитрий Волчек: Человек недели Радио Свобода – Фатима Базоркина. В четверг Европейский суд по правам человека, рассматривавший ее иск, постановил, что Россия ответственна за исчезновение и предполагаемую гибель ее сына, арестованного в Чечне.


Пропавшему без вести сыну Базоркиной Хаджимурату Яндиеву было 25 лет, когда в феврале 2000 года его арестовали в селе Алхан-Кала.


Фатима Базоркина увидела в телерепортаже, как ее сына грубо допрашивал генерал Баранов, командовавший российскими подразделениями, которые взяли село. И дал указание расстрелять его. "Уведите его к черту и прикончите там", – заявил генерал, как явствует из расшифровки пленки, принятой судом. С тех пор Яндиева не видели.


Фатима Базоркина тщетно искала сына. В конце концов, она подала иск в Европейский суд. Россия, которая в 1998 году ратифицировала Европейскую конвенцию по правам человека, попадает под юрисдикцию этого суда. Решение, обнародованное в четверг, является первым принятым судом по поводу исчезновений в Чечне. О Человеке недели говорит мой коллега Андрей Бабицкий.



Андрей Бабицкий: У дела Фатимы Базоркиной есть одно парадоксальное свойство: оно способно примирить многих чеченцев с необходимостью оставаться гражданами России. В чеченском мироощущении погибший не может упокоиться без отмщения, и только возмездие способно вернуть жизни ее нравственные ориентиры. При этом распространенное убеждение в том, что смерть можно искупить только посредством кровной мести, ложно - судебного решения вполне достаточно, особенно если речь не идет о вражде между самими чеченцами. Именно желание добиться справедливости, пусть косвенно, вынуждает тех, чьи родственники погибли в ходе военных действий, брать в руки оружие, чтобы обратить его против России. И это же желание поддерживает затянувшийся чеченский конфликт, который отнюдь не разрешен до тех пор, пока ответственные за смерть тысяч и тысяч людей, за бесчеловечные пытки и похищения не понесли наказания.


Отсутствие всякой надежды добиться правосудия в России, путь даже не сегодня, а вообще когда-нибудь, ставило чеченцев в положение отверженных, пасынков той страны, которая продолжает упорно утверждать, что они являются ее гражданами. Однако теперь после того, как Фатима Базоркина выиграла свое судебное дело, выясняется, что Россия не изолированное государство, а звено общеевропейской системы права. И пусть ее правоприменительная практика все еще несовершенна, если не сказать много больше, пусть расстояние до наказания всех виновных кажется непреодолимым, но появилась надежда. Страсбург возвращает чеченцам веру в то, что они не изгои в той России, которая отказывает им в правосудии. В конечном счете выясняется, что российская правовая система замыкается на европейской судебной инстанции, решения которой окончательны и непреложны. А понимание, что рано или поздно справедливости можно добиться, способно вернуть чеченцам уверенность в том, что у них есть право призвать государство к ответу.