63-й Венецианский кинофестиваль


Программу «Итоги недели» ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие кинокритик Андрей Плахов.



Дмитрий Волчек: В этом году отборочные комиссии крупных международных кинофестивалей, как правило, оставляли без внимания российский кинематограф. Венецианский фестиваль, напротив, выбрал несколько российских фильмов. Слово кинокритику Андрею Плахову.



Андрей Плахов: Объявленная программа 63-го Венецианского кинофестиваля стала для россиян сенсацией и настоящим подарком. Целых три фильма наших соотечественников представлены в самых престижных программах. В конкурс отобрана "Эйфория" Ивана Вырыпаева, в секцию "Горизонты" – "Свободное плавание" Бориса Хлебникова, а "Острову" Павла Лунгина отведена почетная миссия закрывать фестиваль. Кроме того, специальным событием станет ретроспектива из 18 мюзиклов под интригующим названием "Тайная история русского кино".


Теперь уже понятно, что Венецианский фестиваль по степени интереса и внимания к российскому кино занял место, некогда принадлежавшее Берлинскому. Три года назад здесь взошла звезда Андрея Звягинцева, чье "Возвращение" завоевало сразу двух "Львов" – золотого за лучший фильм и "Льва будущего" за лучший дебют. Успешен был и "Последний поезд" Алексея Германа-младшего. В прошлом году в конкурсе участвовал его же "Гарпастум", а "Первые на Луне" Алексея Федорченко были признаны лучшими в секции "Горизонты". Все это вместе взятое означало, что фестиваль сделал ставку на молодое кино из России.


Тем не менее, то, что произошло сейчас, удивительно и неожиданно, поскольку фильм-дебют Ивана Вырыпаева (человека, хоть и известного в театральных кругах, но новичка в кино) включен в главный конкурс наряду с картинами Алена Рене, Джанни Амелио, Даррена Аранофски, Стивена Фрирза, Альфонсо Куарона и других всемирно знаменитых режиссеров. Дебютные ленты вообще крайне редко попадают в эту программу (в этом году их всего две), тем более труден путь в конкурс для дебютантов из России.


Случай с «Возвращением» казался счастливым казусом, но выбор «Эйфории» показал, что это не так. "Эйфория" – жесткая любовная драма из жизни деревенских неоварваров на фоне беспредельной российской шири, что в природе, что в душе, ее бы сузить немного. Показанная на "Кинотавре" в Сочи, расколола кинообщественность: одни сочли ее язык художественным прорывом к реальности, другие – эпатажем и конъюнктурой. Венеция сказала свое "да", теперь последнее слово за жюри, которое возглавит заслуженная франко-итальянская актриса Катрин Денев, кстати, большая поклонница «Возвращения» и многих других русских фильмов. Кроме нее в жюри войдут среди прочих Бигас Луна, Пауло Бранко и Микеле Плачидо.
Впервые в Венеции будет представлен фильм Павла Лунгина – режиссера преимущественно "каннского". Фильм называется "Остров" и не похож на народные комедии того же автора вроде "Свадьбы" и "Бедных родственников".


Что касается тайной истории русского кино, директор Венецианского фестиваля Марко Мюллер на днях приедет в Москву и проведет по этой программе специальную пресс-конференцию.


Откроется Венецианский фестиваль психотриллером Брайана де Пальмы "Черная орхидея" (по одноименному роману Джеймса Эллроя, и с участием Скарлетт Йоханссон, Джоша Хартнетта и Хилари Суонк. Это фильм о страсти, любви, продажности, алчности и порочности, основанный на реальной истории убийства голливудской старлетки, потрясшего Соединенные Штаты в 1947 году, ставшего городской легендой и до сих пор остающегося нераскрытым.