Правительство России предлагает меры против "черных" доходов

Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Юрий Багров, Анна Липина, Алексей Дзиковицкий.



Кирилл Кобрин: По данным Министерства финансов России, третья населения страны получает так называемую зарплату в конвертах. Налоговая служба начала проверку организаций, ведущих двойную бухгалтерию. Для получения более полной картины материального состояния граждан финансовые службы намерены требовать у банков информацию о доходов населения.



Юрий Багров: В России началась кампания по борьбе с так называемыми зарплатами в конвертах. Причем налоговики объявили войну не только столичным предприятиям и организациям, использующим серую бухгалтерию, но и региональным фирмам. Так, в городской суд Пскова переданы материалы дела, возбужденного в отношении владельца крупнейшей торговой базы. В подробностях разбиралась наш корреспондент в регионе Анна Липина.



Анна Липина: В налоговых документах бухгалтерия одной из крупнейших торговых баз региона "Выбор" показывала зарплату сотрудников, которая была в несколько раз меньше реальной. Налоги платились с этого минимума, остальная часть выдавалась в конвертах. Как рассказал на пресс-конференции заместитель начальника Управления по экономической безопасности УВД Псковской области подполковник милиции Борис Завьялов...



Борис Завьялов: Мы сумели получить доказательную базу о том, что предприниматель Соломович выплачивает зарплату своим работникам без отражения в учете и без уплаты налогов.



Анна Липина: Дело расследовалось почти полтора года, сообщил начальник следственного Управления полковник юстиции Валерий Яковлев.



Валерий Яковлев: Более 3 тысяч свидетелей и потерпевших и сами понимаете, какой объем работы и какой аналитический труд был проведен следственно-оперативной группой.



Анна Липина: Ущерб, нанесённый государству предпринимателем, оценивается в 13 миллионов рублей. Во многих псковских коммерческих фирмах существует двойная бухгалтерия, то есть часть зарплаты работники получают в конвертах. Говорит сотрудник одной из таких фирм, не пожелавший назвать себя.



Сотрудник псковской фирмы: "Не нравится - увольняйся". Если бы так легко было работу найти... Ну, а с другой стороны - в конверте денег больше, чем в ведомости, а мне они нужны сейчас.



Анна Липина: Областные власти сформировали межведомственную комиссию по контролю за полной и своевременной выплатой заработной платы в коммерческих предприятиях и организациях. Задача комиссии - выявление фирм, где официальная зарплата сотрудников, та, с которой платятся налоги, ниже прожиточного минимума.



Юрий Багров: Впрочем, Федеральная налоговая служба лишь на проверке бухгалтерии предприятий, похоже, останавливаться не намерена. В конце прошлой недели стало известно, что в ведомстве разрабатывается проект, согласно которому налоговые инспекторы имели бы право получать у банков информацию о финансовом положении заемщиков. Делается это для сбора данных о реальном состоянии граждан с целью взыскания налогов. По оценке Министерства финансов, примерно треть населения страны получает зарплату в конвертах. Если этот документ будет узаконен, то нарушиться один из главных принципов банков, тайна вклада, говорят эксперты. Честно налоги платят бедные люди, богатые всячески пытаются уйти от налогообложения и занижают свои доходы, об этом в интервью Радио Свобода заявил президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев.



Леонид Григорьев: В стране, конечно, традиционно налоги рассматриваются как слишком высокие и зарплату в конвертах выдают все последние 15 лет и даже раньше. Практика, конечно, распространена очень широко, хотя разнится по видам бизнеса, территориально и по размерам, так сказать, зарплаты. Наиболее благородный бизнес более-менее уже перестал, остальная публика конечно минимизирует налоги достаточно широко.



Юрий Багров: Изменения в налогом законодательстве в 2001 году, до 13 процентов был снижен налог, почему эта мера не помогла?



Леонид Григорьев: Мы проводили тогда специальное исследование, больше всего платят бедные люди, поскольку у них все легально, прозрачно и они платят налоги со всей зарплаты. А богатые, более высокие доходные группы, они платили меньше, и эти 13 процентов не влияли, потому что бедный человек платил 12 или 13, ему все равно, а богатый, если он не платит, то тоже 35 или 13 все равно, если ты совсем ничего не платишь. Поэтому в основном из подполья вышли штаб-квартиры крупных компаний, всякий такой бизнес, которому очень хотелось избавиться от этих неудобств. А вот средний, мелкий и прочий бизнес, на него это не влияло, поскольку дело было не только в высокой зарплате, 35, скажем, был, по-моему, максимальный процент с личных доходов, но там же еще и НДС, и единый социальный налог. Выйти из подполья и начать платить все налоги - это начать платить не 13, а это платить примерно 60-80 процентов от размера заработной платы. Поэтому выход бизнеса из подполья - это не проблема 13 процентов, это проблема всей структуры налогов.



Юрий Багров: Какие меры надо предпринять, чтобы искоренить эту практику?



Леонид Григорьев: История показывает, что, если у вас есть институциональная ловушка и экономика работает в каком-то режиме, то обычно не существует какого-то простого набора решений, сделай так и все будет. Люди не привыкли платить налоги, сложилась практика, что люди психологически не считают это нарушением. Понимают, что это формальное нарушение, но психологически готовы с этим мириться.



Юрий Багров: Некоторые государства Восточной Европы испытывают проблемы, схожие с российскими. В Польше, не так давно вступившей в Евросоюз, зарплату в конвертах получают многие иммигранты-нелегалы. Сами поляки предпочитают искать более высокооплачиваемую работу за пределами страны. Рассказывает наш корреспондент в Варшаве Алексей Дзиковицкий.



Алексей Дзиковицкий: После вступления в Евросоюз граждане Польши получили право работать в ряде стран ЕС. По мере того, как свой рынок труда для поляков открывают все новые европейские государства, несмотря на довольно высокую - 16-17-процентную безработицу, в некоторых отраслях в стране начинает катастрофически не хватать рабочих рук. В Польше без труда можно устроиться медсестрой, строителем, официантом, экономкой.



Владелица варшавского ресторана: Тяжело - рабочих рук не хватает. Некому работать на кухне, в зале. Еще год назад, когда я давала объявление о том, что мне нужен сотрудник, телефон практически разрывался от звонков. Теперь совсем иначе.



Алексей Дзиковицкий: Места поехавших в Западную Европу поляков занимают украинцы, белорусы, молдаване, румыны. Причем очень часто они работают нелегально. У пани Ирены - уже несколько лет домработница из Украины, но оформлять ее на работу легально она не спешит.



Ирена: Если я возьму ее на работу официально, то, значит, возникнут дополнительные оплаты, а я и так плачу своей домработнице неплохие деньги, поэтому и не хочу ничего оформлять.



Алексей Дзиковицкий: Сколько точно иностранцев работают в Польше, получая зарплату наличными без всякого оформления, неизвестно, но речь идет о десятках тысяч человек. Из-за высоких оплат в пенсионный, страховой фонды и так далее нередко наличными за работу расплачиваются и с поляками. Распространена, например, практика, когда работодатель платит сотруднику минимально возможную по закону зарплату - это теперь около 300 долларов США, а остальное доплачивает наличными. В результате работодатель экономит на отчислениях в различные фонды.