Мировое сообщество не способно повлиять на Израиль

Программу ведет Арслан Саидов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Максим Ярошевский.



Арслан Саидов: Достаточные ли усилия прилагает мировое сообщество для урегулирования конфликта на Ближнем Востоке? Что еще могут предпринять Соединенные Штаты? Возможно ли добиться полного уничтожения движения "Хезболлах"? На эти вопросы корреспонденту Радио Свобода Максиму Ярошевскому отвечает обозреватель газеты "Коммерсант" Сергей Строкань.



Максим Ярошевский: Достаточно ли усилий прилагает мировое сообщество для урегулирования конфликта между Израилем и Ливаном?



Сергей Строкань: Я думаю, что мировое сообщество задействовало все имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Упрекнуть мировое сообщество в отсутствии активности вряд ли можно. Но другое дело, насколько мировое сообщество способно повлиять на Израиль. И вот здесь мы должны четко представлять себе, что, в общем-то, возможности мирового сообщества в данной ситуации весьма и весьма ограничены.



Максим Ярошевский: Перспективы в таком случае урегулирования конфликта каковы?



Сергей Строкань: Вся история Израиля - это история войн с арабским миром, больших войн и малых. Помимо классических войн, как война, допустим, судного дня или шестидневная война, были мини-войны, допустим, такие, как операция "Мир для Галилея" в 82-го года в Ливане. Это, по сути, не была война, но, скажем так, это напоминало такую широкомасштабную силовую операцию.


Так вот, в общем-то, история показывает, что Израиль останавливается только тогда, когда те или иные цели достигнуты. То, что происходит, это, с точки зрения Израиля, напоминает такую полосную операцию, и вот сейчас уже эта операция подошла где-то к середине. Можно ли остановить полосную операцию в данный момент? Другое дело, что можно спорить о том, хорошо это или плохо, но, скажем так, то, что уже сделано, то сделано. Я думаю, что Израиль остановится только тогда, когда он решит поставленные перед собой задачи, потому что в противном случае случится самое худшее - огромные жертвы, которые несет сейчас ливанское население. И каков результат? "Хезболлах" недобитая через какое-то время восстановит свою инфраструктуру и окажется, что и жертвы были принесены, и результат нулевой.



Максим Ярошевский: Гипотетически "Хезболлах" будет уничтожена, сразу же что произойдет? Какая-то может быть гуманитарная помощь со стороны Израиля беженцам ливанским или еще что-то?



Сергей Строкань: Я думаю, что какие-то смягчающие шаги конечно Израиль будет предпринимать, потому что Израиль понимает, сколь непопулярна акция, которую он совершает, и каждый день растет число противников политики Эхуда Ольмерта, нынешнего премьера, и вообще антиизраильски настроенных граждан во всем мире. Тем не менее, конечно же, Израиль всегда отличался достаточной жесткостью и последовательностью. И если не будут выполнены те требования, о которых говорит Израиль, в частности, если условия мира будут обставлены таким образом, что "Хезболлах" получит возможность беспрепятственно атаковать Израиль, подойдя к его границам на необходимую для этого дистанцию, то, конечно, Израиль этого не примет. Вопрос о том, когда это закончится, в общем-то, зависит от ответа на другой вопрос - как успешно будут действовать израильские военные и как быстро они решат, что, в общем-то, проблема решена.



Максим Ярошевский: Возможно, что конфликт перейдет так же на Сирию?



Сергей Строкань: Израиль решает задачу обеспечения безопасности в приграничных районах. Речь не идет о Сирии. Даже израильские военные, когда начинали операцию, говорили о том, что "мы не хотим идти больше, чем на 70 километров вглубь ливанской территории". То есть нужно создать некую зону безопасности для того, чтобы в Хайфу, в Тель-Авив, в другие города не летели ракеты "Хезболлах". А Сирия... конечно Сирия поддерживает "Хезболлах", как и Иран, это знают все, но, тем не менее, все-таки, что касается Сирии, то она здесь оказывается несколько сбоку-припеку. Главным обраозм основные претензии Израиля сейчас к "Хезболлах" и к ливанскому руководству, которое, в общем-то, после того, как Израиль вывел свои войска из Южного Ливана в 2000 году, вот за эти годы закрывало глаза на то, что там происходило. Эта территория фактически контролировалась "Хезболлах" - и сейчас мы имеем то, что имеем.



Максим Ярошевский: Кондолиза Райс уже посетила Израиль. По вашему мнению, роль США в данном конфликте какова?



Сергей Строкань: Пожалуй, единственная страна, которая может оказать какое-то воздействие на Израиль, это ближайший союзник - Соединенные Штаты Америки. Но, тем не менее, нельзя считать, что, если, допустим, в Вашингтоне жестко поставят вопрос, то это остановит Израиль. Потому что, когда речь идет о безопасности Израиля, как показывает израильская история, Израиль не останавливается ни перед чем. Да, позиция Вашингтона может каким-то образом притормозить действия израильтян, но притормозить так, как, скажем, в машине, которая идет на полном ходу, ее может притормозить включенный ручной тормоз, а не реальные тормоза, на которые жмут для того, чтобы резко остановиться.