Прокомментировать ливанский кризис и возможные пути его разрешения Радио Свобода попросило известного английского писателя Фредерика Форсайта, автора романов «День шакала», «Четвертый протокол», «Кулак аллаха», «Икона» и многих других. Много лет Фредерик Форсайт изучает ситуацию на Ближнем Востоке и анализирует ее в британской прессе.
- Что, по-вашему, происходит в Ливане?
- То, что там происходит, - это разновидность малой войны. По своей сути, это война, ведущаяся между террористическим движением и государством. Кое-кто называет этот конфликт асимметричным, но следует понять, что в нашем случае террористическая организация, как обычно, прячется среди мирного населения; она укрывает оружие и боевиков среди женщин и детей, использует их в качестве щита. Именно поэтому Израиль вынужден выслушивать обрушивающуюся на него жуткую реакцию мировой прессы каждый раз, когда его бомбы попадают в цель. Многие забывают, что обстрел Израиля ракетами начался задолго до того, как туда прибыли представители средств массовой информации. Началось это еще до того, как организация «Хезболлах» захватила двух израильских солдат. Хотел бы я знать, сколько стран, критикующих сейчас Израиль, ничего бы не предприняли, если бы на их города сыпались ракеты. Думаю, что немногие. Думаю, что Франция, Германия, Италия, Испания и другие страны не смирились бы с этим, если бы были на месте Израиля.
- Разделяете ли вы позицию британского правительства в ливанском кризисе?
- Хотел бы я знать, в чем эта позиция заключается. Наш премьер-министр твердо поддерживает Джорджа Буша, тогда как лидер палаты общин и бывший министр иностранных дел критикует его. В кабинете министров явный раскол по этому вопросу, а в лейбористской партии еще больший раскол. Так что я не совсем уверен, в чем заключается правительственная политика. Кроме того, наш министр иностранный дел - бесполезная Маргарет Беккет - не может внятно ее сформулировать, и, похоже, находится где-то в отпуске.
- Как в таком случае быть с отношением России к этой проблеме? ФСБ только что опубликовала список 17 организаций, признанных Верховным судом террористическими, однако в этом списке отсутствуют ХАМАС и «Хезболлах».
- Думаю, что президент [ Владимир ] Путин играет в глупую игру. У него самого серьезные проблемы с терроризмом, как показал случай в московском театре, в Беслане, где погибли более трехсот детей, а до этого в Буденновске, где [ Шамиль ] Басаев и его люди убили более ста человек. У России свои проблемы с этим. Странно, что там не понимают, что международный терроризм подпитывается исламским фундаментализмом, и заигрывать с ним крайне глупо.
- Каким вам видится разрешение ливанского кризиса?
- Вряд ли оно возможно сейчас или в краткосрочной перспективе. Это противостояние длится уже 20 лет. Значительная часть исламского движения носит взрывоопасный характер. Нет никакой уверенности в том, что Запад, иудейско-христианский мир и даже умеренный ислам (который также является мишенью террористов), остановят исламских радикалов. Их требования невыполнимы, мы попросту не можем их выполнить, не можем воссоздать халифат. Не можем и организовать что-то вроде крестового похода, который был возможен девятьсот лет назад. Требования исламистов безумны и невыполнимы, и у Запада попросту нет другого выбора, как защищать себя. А Израиль, хотите вы это признать или нет, является частью Запада. Он в любом смысле, кроме географического, является частью Запада. Сейчас он защищает себя, как это сделали бы и мы, если бы ракеты падали на Лондон.
- А вы уверены, что на месте Израиля Британия поступила бы аналогичным образом?
- Думаю, что наверняка. У нас бы не было выбора. Свою роль сыграло бы общественное мнение, которое обладает огромной властью в условиях демократии. Израиль ведь тоже демократическое государство, и его премьер-министр не может позволить себе рассуждать таким образом: да, на наши города сыпятся сотни ракет, но не будем обращать на это внимания. Он не может так рассуждать, он должен реагировать на эту угрозу. Можно ли этот ответ Израиля считать чрезмерным, решит история. Однако я уверен в двух вещах, касающихся недавнего инцидента в ливанском селении Кана. Первая: израильский пилот не знал, что в подвале этого доме находились женщины и дети. Ему было приказано уничтожить это здание, потому что в нем размещались ракетные установки. И вторая: люди, которые знали, что в подвале находились женщины и дети, были местными членами «Хезболлах». Почему в таком случае эти люди использовали это здание в качестве базы для запуска ракет? Запустив ракеты, они прекрасно знали, что ответ Израиля последует через считанные минуты, что и произошло.
- А что же израильская разведка?
- Израильская разведка, известная как «Моссад», много лет очень внимательно отслеживает положение в Южном Ливане. Она знает о том, что там происходит, намного лучше, чем западные средства массовой информации и западные политики. «Моссад» прекрасно осведомлен о членах «Хеболлах» в Ливане, вплоть до их адресов; он знает, что они едят, что пьют, с кем спят, куда ездят, и все они находятся у израильтян на мушке. Да, несколько израильских бомб попали в гражданские объекты и при этом пострадали мирные жители. Как я уже сказал, это происходит, когда террористические организации размещают свои ракеты среди гражданского населения. Не думаю, что на президенте Ливана нет никакой вины. Однако, на мой взгляд, израильтяне поступили бы мудро, если бы заявили этому президенту, что дают ему неделю на эвакуацию из Южного Ливана всех женщин и детей. После этого у Израиля было бы право утверждать, что он официально предупредил об этом (на самом деле Израиль сделал несколько заявлений, которые можно рассматривать именно таким образом – РС). И тогда такие трагедии были бы невозможны.
- Известно, что ни президент, ни правительство Ливана, ни его армия не способны противостоять «Хезболлах». Есть ли смысл к ним апеллировать?
- «Хезболлах» несомненно сильнее ливанской армии и полиции. Она может причинить стране (Ливану – РС) немало горя. Она даже способна ликвидировать президента или премьер-министра страны. Мы знаем, что предыдущий премьер-министр Ливана был убит и, скорее всего, в этом были замешаны сирийские спецслужбы (Рафик Харири погиб уже после отставки с поста премьера – РС). За спиной у «Хезболлах» маячит Дамаск, а за ним - Тегеран. И так было с самого основания «Хезболлах», что произошло в 1982 году в эпоху аятоллы Хомейни. Она и была создана как террористическая организация для борьбы с Израилем, потому что между Ираном и Израилем нет границы. Однако эта граница существует между Ливаном и Израилем, и именно поэтому «Хезболлах» со времени своего основания находится в Ливане.
- Тем не менее, почему Израиль не соглашается на немедленное прекращение огня?
- Люди забывают, что для прекращения огня необходимо наличие двух сторон. Реакция лидера «Хезболлах» шейха [ Хасана ] Насраллы ясна и недвусмысленна: у нас, говорит он, нет ни малейшего намерения прекратить обстрел Израиля. Мы намерены усилить этот обстрел и перенести его вглубь страны. Как в такой ситуации западные политики могут требовать от Израиля немедленного прекращения огня? Такое соглашение требует наличия двух сторон в переговорах, но «Хезболлах» не хочет прекратить обстрелы. Именно по этой причине Израилю ничего не остается, как выжидать момента, когда на шейха Насраллу будет оказано более мощное давление с тем, чтобы заставить его прекратить агрессию. И только после этого будет возможно перемирие. Не думаю, однако, что это случится завтра или на следующей неделе.