Кто остановит Партию бога

Хасан Насралла выступает по собственному телеканалу. Его организация давно стала в Ливане государством в государстве

По заявлениям израильских властей, за последние три недели в Ливане было уничтожено около трехсот бойцов «Хезболлах», или седьмая часть ее военной группировки. Тель-Авив называет целью проводимой в Ливане операции разоружение и максимальное ослабление «Хезболлах». Эксперты указывают, что военное крыло составляет лишь небольшую часть этой организации.Чего больше в «Хезболлах» - религиозного, национального арабского или военного? И можно ли разоружить «партию бога»?


За плечами у « Хезболлах » стоит громкая и кровавая история. Теракт против американского посольства и подрыв казарм морских пехотинцев в Бейруте в 1983 году. Три члена партии - Имад Мугния , Хасан Изз-ад-Дин и Али Атуа состоят в списке самых опасных террористов , которых разыскивает ФБР. В 1985 эти трое захватили самолет авиакомпании TWA . «Хезболлах» подозревается в организации теракта против израильского посольства в Аргентине в 1992 году и израильского культурного центра в Буэнос-Айресе в 1994. При своем нынешнем лидере Хасане Насралле «Хезболлах» превратилась в Ливане в полноценную политическую партию.


Но Ливаном ее влияние не ограничивается. Ведь это шиитская группа – а мусульмане-шииты составляют большинство также и в Ираке и в Иране. И это арабская организация. Так что собой представляет «Хезболлах» как шиитский и как арабский фактор на Ближнем Востоке?


Делай с нами, делай, как мы


Ведущий научный сотрудник Национального оборонного колледжа Швеции Магнус Рансторп рассказывает об истории становления «Хезболлах».


- Она зарождалась как маленькая группа, которую использовали, с одной стороны, иранская разведка, а с другой Сирия для своих внешнеполитических целей. Они направляли ее деятельность все 1980-е годы. Яркий пример - участие «Хезболлах» в теракте против американских морских пехотинцев в 1983 году, когда погибли 243 человека. К той же категории действий относится и серия похищений иностранцев в годы гражданской войны в Ливане , которая продолжалась с 1973 по конец 1980-х. Конечно, во всех этих действиях есть элементы террористической деятельности. «Хезболлах» существовала во всем этом хаосе и использовала терроризм как часть своей тактики. Однако за годы своего существования «Хезболлах» переросла в основного политического, социального и военного игрока на ливанской сцене. И по мере того, как она развивалась как движение шиитов на политическом, социальном и военном фронтах, ей все меньше и меньше приходилось прибегать к терроризму для того, чтобы добиться своих политических целей.


- Говорят, что «Хезболлах» порождена политической ситуацией в Ливане в начале 1980-х годов, она и образовалась в 1982 году. Но некоторые исследования показывают, что на самом деле «Хезболлах» имеет более глубокие корни в шиитском обществе. Например, что она происходит от «Ад-Даувы», которое изначально задумывалось в 1960-е годы как международное шиитское движение, но не укрепилось в Ливане. Зато «Ад-Даува» стала довольно популярной в Ираке. Она тоже начинала как террористическая организация, а сейчас представлена в правительстве Ирака.


- Конечно, «Хезболлах» - это продукт эволюции. Движения формировалось под воздействием учений, развивавшихся в Наджафе, оттуда сеялись знания в шиитском мире. Духовный лидер «Хезболлах» шейх [ Сайид ] Фадлалла учился в Наджафе в 1950-60-х годах. Большинство сегодняшнего командного состава «Хезболлах», его лидеров тоже получили образование в Наджафе, но чуть позже - в 1960-70-х.


Радикализация шиитского движения в Ливане произошла в 1970-е годы под воздействием палестинского движения. Палестинцы же и вооружили шиитов. Именно в эти годы (в 1974) появилась группировка «Амаль» . Политика «Амаля» во время гражданской войны в Ливане была намного более умеренной, чем политика иранцев или сирийцев. Более того, она была более умеренной, чем того хотела определенная часть шиитов в Ливане. Многие из тех, кто сформировал «Хезболлах», - это дезертиры из «Амаль». После того, как в 1982 году Израиль оккупировал Ливан, эти радикально настроенные шииты сформировали небольшую группировку, взяли себе название «Хезболлах», то есть «партия бога», заручились иранской поддержкой и начали свое «завоевание» страны - сначала в южных пригородах Бейрута, а затем и в Южном Ливане. Но все-таки в первую очередь они продукт оппозиции израильской оккупации и, кстати, они боролись с Израилем так же, как и с западными странами.


Духовный отец


Остановимся на фигуре духовного лидера «Хезболлах». Аятолла Сайид Фадлалла родился в 1935 году в священном для шиитов иракском Наджафе , где учился его отец. С детства он обнаружил склонность к литературе, в 10 лет начал писать стихи. Отец сначала отправил его в традиционную шиитскую школу, но мальчику она показалась скучной, и он перешел в более современную духовную гимназию, где помимо Корана преподавали искусства, юриспруденцию и логику. После 21 года учений в Наджафе Фадлалла вернулся на родину семьи в Ливан, где открыл библиотеку, культурный центр для женщин и поликлинику. Гражданская война в Ливане заставила его еще больше расширить сеть социальной помощи - он стал открывать детские дома, школы для инвалидов, медицинские центры, и даже три института для слепых и глухих.


Одновременно с аятоллой Сайидом Мухаммадом Бакиром ас-Садром, который продолжал оставаться в Ираке, Фадлалла начал развивать и укреплять шиитское движение в Ливане. После казни ас-Садра режимом Саддама Хусейна в 1980 году Фадлалла фактически остался главным проповедником арабского крыла радикального шиитского движения.


26 апреля 2003 года в обращении к верующим он заявил: «Иракский режим, режим диктатора, который жертвовал своим народом и нацией в нескольких внутренних и внешних войнах, пал. Он даже не рассматривал возможность пожертвовать собой, чтобы спасти свой народ. / .../ Открыта новая глава в истории региона, которую навязали международные разведывательные органы, оставив людей без права голоса и превратив страну в тюрьму, где репрессии и пытки - единственный способ обращения с живыми людьми».


Хомейни и Кастро в одной лодке


В этом отношении к войне в Ираке заключена основа идеологии Сайида Фадлаллы. Вот отрывок из монографии «Хезболлах - политика и религия», написанной в университете Бирмингема исследователем Амаль Сааб-Горайеб: «Центральным в подходе "Хезболлах" к политическим действиям является разделение мира, как его сформулировал аятолла Хомейни, на угнетателей и угнетенных... А поскольку ни слабость, ни высокомерие не являются ценностью ни одного религиозного сообщества, интерпретация "угнетения", которую дает Коран, намного более универсальна, чем даже марксистская интерпретация. Угнетенными могут быть не только любые социальные классы, но и представители любых религий».


Отношение «Хезболлах» к угнетенным в точности повторяет учение лидера исламской революции в Иране аятоллы Рухоллы Хомейни. «Надо подчеркнуть, - продолжает Амаль Сааб-Горайеб, - что любая угнетенная светская группа или государство получают не только прощение, но даже моральную поддержку партии. "Хезболлах" симпатизировала не только светским христианским, но даже и марксистским лидерам третьего мира: Нельсону Манделе, Даниэлю Ортеге и Фиделю Кастро, поскольку их страны находятся в категории угнетенных. Кастро, например, даже "уважаем" за сохранение независимости Кубы от американского влияния и за противостояние американской гегемонии в Южной Америке».


От террора к собесу


Шведский эксперт по международным террористическим проявлениям Магнус Рансторп напоминает, что «Хезболлах» прошла серьезную эволюцию в своем развитии.


- По мере того, как «Хезболлах» становилась влиятельным политическим, социальным и военным игроком, организация вынуждена была сменить ориентиры. Вехой, когда «Хезболлах» стала политической партией, был день подписания Таифского мирного соглашения в 1989 году. Соглашение положило конец гражданской войне в Ливане, в соответствии с ним все вооруженные формирования должны были сложить оружие. Руководству «Хезболлах» пришлось переориентироваться, поскольку только таким образом они могли заявить, что они являются партией сопротивления. А под такой маркой они смогли сохранить свои вооруженные отряды и продолжить борьбу против израильской оккупации Южного Ливана.


Важно учитывать одну вещь: террористический компонент партии «Хезболлах» всегда был незначителен и с годами становится все меньше и меньше. Это незначительное направление в деятельности партии. Основной источник существования и поддержки «Хезболлах» - в ее социальной работе, в помощи, которую они оказывают шиитскому сообществу.


- На начальном этапе развития л озунгом организации была исламизация Ливана. Затем «Хезболлах» сменила его на «ливанизацию» Ливана. В чем разница?


- Целью ранней «Хезболлах» было установление в Ливане исламской республики. Это записано в первом манифесте организации, опубликованном в 1985 году. Конечно, это не совпадало с устремлениями остальных 16-17 конфессиональных групп. Поэтому руководство организации решило немного ограничить свои претензии, чтобы упокоить страхи других партий и частей общества.


Конечно, «Хезболлах» по-прежнему заинтересована в исламизации страны, но она признает уникальный характер Ливана и тот факт, что этой цели, вероятнее всего, достичь не удастся. Именно поэтому «Хезболлах» приняла более прагматичный и умеренный подход: достичь полноценной демократии, не основанной на жестких конфессиональных границах, которые сейчас делят органы власти по принципу религиозной принадлежности. «Хезболлах» хотела бы, чтобы этот элемент был уничтожен еще и потому, что нынешнее религиозное деление не отражает демографические перемены, произошедшие в Ливане за последние десятилетия. Сейчас мусульмане численно явно превосходят христианское сообщество. Отход от нынешней системы, переход к более демократическому правлению дал бы «Хезболлах» намного больший вес в структурах власти Ливана.


Джихад без причины…


В шиитском Иране идет набор добровольцев в помощь «Хезболлах». А вот арабский мир оказался менее единодушным. На общем фоне выступлений в защиту Ливана выделяются голоса тех, кто оппонирует «Хезболлах». Так, член Верховного духовного совета Саудовской Аравии шейх аль-Обикан считает, что у руководства «Хезболлах» не было права объявлять джихад Израилю. Вот характерный отрывок из его статьи , опубликованной в издающейся в Лондоне арабской газете «Аш-шарк аль-аусат»: «Если мы будет отвечать на поспешные, эмоциональные и неверные призывы, мы никогда не достигнем нашей цели. Подтверждением тому служат действия “ Хезболлах ” в Ливане, когда она самостоятельно приняла решение развязать войну, без того, чтобы это решение было принято естественным образом, то есть ливанским правительством. “ Хезболлах ” не заручилась поддержкой, развязав войну против евреев, не приняла во внимание интересы людей и страны. Захват двоих израильских солдат ( что “ Хезболлах ” рассматривала как свою победу ) на самом деле привело к трагедии и ощутимым потерям».


Саудовский шейх призывает «Хезболлах» предоставить правительству Ливана возможность заниматься проблемами своей страны самому. Если бы речь шла о суннитской организации, то голос шейха имел бы больше веса - ведь у суннитов есть более строгая иерархия. Но в шиизме каждый аятолла сам себе религиозный центр и толкователь Корана. А «Хезболлах» является шиитской организацией.